Образовательная среда как фундамент для обучения и воспитания; развития и ее коррекции; социализации и здоровьесбережения особого ребенка в ОУ и семье.
статья (старшая группа)

Арефьева Юлия Александровна
Дети с ограниченными возможностями должны получать всестороннее развитие, воспитание и образование согласно их индивидуальным возможностям, так же как и нормально развивающиеся дети. Об этом гласит «Конвенция о правах ребенка». Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Подготовке педагогов к взаимодействию с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования должно уделяться особое внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_zdorovesberezhenie_osobennogo_rebenka.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная среда как фундамент для обучения и воспитания; развития и ее коррекции; социализации и здоровьесбережения особого ребенка в ОУ и семье.

В последние время  наблюдается тенденция к увеличению количества «особых» детей в детских садах и учебных учреждениях. Дети с ограниченными возможностями должны получать всестороннее развитие, воспитание и образование согласно их индивидуальным возможностям, так же как и нормально развивающиеся дети. Об этом гласит «Конвенция о правах ребенка». Но многие дети не получают соответствующий уход, а так же образование и внимание, не только дома но и в образовательных учреждениях. Связано это, как правило, с особенностями самого развития ребенка и его психофизических ограничений. Раннее вовлечение в образовательный процесс позволяет достичь более ощутимых положительных результатов в социальной адаптации и интеграции. При работе с такими детьми главная задача педагогов заключается в создании оптимальных условий для социализации ребенка, который нуждается в помощи со стороны взрослого при становлении успешного взаимодействия между детьми и ребенком-инвалидом. Так же педагоги должны влиять на повышение уровня социализации. Такие действия со стороны педагогов положительно сказываются на социальных навыках ребенка и его общей социализации, что позволит обеспечить максимально независимую жизнь в обществе, даже при имеющихся ограничениях жизнедеятельности и трудоспособности. Новое время диктует новые требования к организации дошкольного образования. Обучение в дошкольных образовательных учреждениях становится все более интенсивным, повышаются требования не только к организации образовательного процесса, но и к содержанию образования, к его объему. Однако, во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной в деятельности дошкольного учреждения. Здоровье — это состояние физического, психического и социального благополучия человека. Дети с ограничеными возможностями здоровья страдают от врожденных или приобретенных дефектов в развитии. Такова данность состояния их здоровья, их социального благополучия, их качества жизни.  При правильном психолого-педагогическом сопровождении, особый ребенок в образовательном дошкольном учреждении получит шанс на социальную адаптацию и развитие. Задача педагогического сообщества- предоставить максимально комфортные возможности и условия для улучшения качества жизни, развития и здоровья детей.  И,  если для детей с сохранным развитием  здоровьесберегающие педагогические технологии, такие как ритмопластика, динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, игротренинги, музыкотерапия,  достаточно хорошо известны и широко применимы, то в инклюзивной практике (при работе с детьми с ОВЗ) эта проблема приобретает архиважный характер и требует особого внимания при учете специфики здоровьесбережения детей, чьи ограниченные возможности здоровья связаны с такими нарушениями, как: нарушения зрения и слуха, нарушения в речевом, интеллектуальном, психическом развитии, нарушения в опорно-двигательном аппарате, в эмоционально-волевой сфере, а также нарушения, связанные со множественными другими патологиями. В настоящее время прослеживается тенденция интеграции в ДОУ инклюзивных подходов и технологий образовательной направленности в практике обучения детей с различными проблемами в здоровье при наличии сохранных интеллектуальных возможностей (дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата). Применительно же к детям со сниженными интеллектуальными возможностями (умственной отсталостью) по-прежнему активно используется модель специальных (коррекционных)  образовательных учреждений. И это при  том, что среди всех детей с ограниченными возможностями здоровья, эти дети составляют самую многочисленную группу. Следует помнить, что в соответствии с ФГОС ДО, дошкольное образовательное учреждение не может отказать в предоставлении услуг детям с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью. Педагогическая система, созданная для детей с нарушениями в развитии, должна решать как задачи коррекционно – педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям ребенка. Основной парадигмой в образовательной инклюзии в ДОУ может быть исключительно индивидуальный образовательный маршрут для каждого особого ребенка.

Индивидуальный  образовательный  маршрут  предполагает  постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от воспитателя новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

 Но главным барьером, на мой взгляд, является то, что в подготовке специалистов дошкольного образования до недавнего времени отсутствовали курсы специальной психологии и специальной педагогики, в результате чего наблюдается недостаточная профессиональная компетентность педагогических работников дошкольного звена в области коррекционной педагогики, пораждающая беспомощность и страх навредить здоровью «особых» детей. Для организации инклюзивной практики в ДОУ надо, прежде всего, разработать концепцию организации инклюзивной практики, включающей основные ценности и технологии их реализации;

разработать образовательную программу, учитывающую государственные требования и особенности инклюзивного процесса;

создать методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса.

И какая бы педагогическая технология не была выбрана  воспитателем или администрацией образовательной организации, необходимо отдавать отчет в том, что в основе повышения профессиональной готовности педагога лежит принятие ценностей инклюзии, желание работать в инклюзивной группе и личностная ответственность за здоровье и развитие особых детей.

Родительские позиции в семьях, где есть дети с нарушениями развития, часто отличаются неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью. Эти позиции адресуются к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительским позициям в семьях со здоровыми детьми, которые характеризуются адекватностью и прогностичностью, то есть адресуются к завтрашнему дню, к будущему ребенка.

Родители допускают грубые ошибки в воспитании, травмирующие детей и деформирующие их психику, бессознательно используют неправильные модели воспитания, которые закладывают основу невротизации детей. Анализ работ по проблеме исследования показал, что своеобразие типов отношения родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья, родительско-детские взаимоотношения, особенно неправильный стиль общения родителей, влияет на детей и может отрицательно воздействовать на имеющееся отклонение у них и, следовательно, на их социализацию. Социализирующийся потенциал семьи во многом зависит от того, какую позицию занимает семья и родители в первую очередь.

В процессе семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья важно отметить её главную и основную особенность – так называемое, ведение родителями своего ребёнка по различным жизненным направлениям. Данная проблема приобретает особую актуальность, так как в настоящее время резко изменилось отношение как к детям с ограниченными возможностями здоровья, так и к взрослым уже социализировавшимся людям, имеющим различные комбинированные сложные физические дефекты.

Данная ситуация естественным образом влияет и на усложнение, так называемых, требований общества к детям с ограниченными здоровья.  Если в 20 веке для полноценной социализации ребёнка с ОВЗ родителям было достаточно подготовить его к обучению в специализированном интернате (школа-интернат для слепых, слабовидящих детей), а в последствии и к обучению в специализированных учебных заведениях для таких детей (различные Колледжи для обучения незрячих массажистов, группы обучения столяров с глухотой и так далее), а в дальнейшем и к работе на предприятиях в коллективах, равных себе, то в настоящее время сама по себе проблема социализации  детей с ограниченными возможностями усложняется и приобретает несколько иное направление.

В связи с новым законом образования, стало возможным обучение детей с ОВЗ в обычных детских садах, школах, появляется всё больше студентов, готовых обучаться, а в последствии и работать среди обычных здоровых людей. В данной ситуации роль семьи несколько усложняется. Именно родителям необходимо так подготовить своего ребёнка к нормальной жизни даже при наличии тех или иных заболеваний, чтобы он мог быть не только пассивным приспособленцем, но и проявлять свою собственную активную жизненную позицию, но, к сожалению, так происходит не во всех семьях.

Семья, являясь важным фактором социализации ребенка, включенная в большое разнообразие социальных связей в социальной структуре общества, может как способствовать социальной интеграции индивида, так и препятствовать ей. На основе изучения занимаемых позиций родителей, моделей их поведения и специфики нарушения у ребенка необходима целенаправленная психолого-педагогическая и медико-социальная работа с семьей с целью формирования конструктивных родительско-детских взаимоотношений. От того, насколько правильны и гармоничны будут взаимоотношения в семье, зависит успешность социализации и социальной активности ребенка с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О роли социальной среды в реализации интегрированного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями»

            Наиболее адекватными условиями для про­ведения целенаправленной работы в условиях интегрированной модели обучения детей с от­клонениями в развитии на с...

План-конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста группа “Особый ребенок”.

Занятие для детей дошкольного возраста ,группы ''Особый ребенок", по развитию речи, на тему: "Фрукты"....

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Презентация "Образовательный квест - современная игровая технология обучения и воспитания дошкольников"

Ознакомление с новыми интерактивными методами обучения и воспитания дошкольников...

Дети с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарат...

Организация взаимодействия детей с разными образовательными потребностями в группах совместного обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения.

В настоящее время в системе дошкольного образования открытие групп совместного обучения и воспитания детей разных категорий обусловлено, во-первых, политикой государства в области образования на обесп...