Родительское собрание во второй младшей группе "Развитие речи детей 3-4 лет"
материал

Цель: Создание условий для речевого развития детей 3-4 летнего возраста,  повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

2. Проанализировать речевое развитие детей группы.

3.Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома.

4. Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Форма проведения: семинар-практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_3-4_let.docx119.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеC:\Users\Мария\OneDrive\Рабочий стол\ramki2.jpg

"Ярсалинский детский сад Солнышко"

Родительское собрание  во второй младшей группе №3

ТЕМА: « Развитие речи детей 3-4 лет»

                                                                    Воспитатель: Киселёва Г.Н.

                                                                       

Яр-Сале,

2021г.

Цель: Создание условий для речевого развития детей 3-4 летнего возраста,  повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

2. Проанализировать речевое развитие детей группы.

3.Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома.

4. Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Форма проведения: семинар-практикум.

(Слайд 1- тема)

(Слайд 2)

ПОВЕСТКА СОБРАНИЯ

1. Основные задачи развития речи детей.

2. Практикум по развитию речи детей в домашних условиях.

3. Разное (изменения в САНПИН, культура поведения во время еды, опоздания,….).

ХОД СОБРАНИЯ

 Вступительное слово воспитателя

Добрый вечер, уважаемые родители!  Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья — это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Во время пребывания ребенка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача — познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых — помочь ему в этом нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадет! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме — в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

 Сегодня мы:

- познакомимся с основными задачами развития речи детей;

- будем учиться приёмам развития речи в домашних условиях;

- решим некоторые организационные вопросы.

(Слайд3)

Вопрос 1: Знакомство с основными задачами развития речи детей.

Итак, переходим к первому вопросу.

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить … .»

Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У

этих детей наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до года 2 мес. Это является физиологической нормой.

Игра «Вопрос – ответ»

 А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

 - Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

                ( Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей. )

 - А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

   ( Посмотрите, как  мало рук.  Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.)

 - Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

( В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.)

 - Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.

( Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.)

Экспресс-опрос «Для чего нужна речь?»

(метод мозгового штурма)

Вывод: Итак, речь нужна нам для того чтобы:

 • общаться друг с другом;

 • оригинально выражать свои мысли; быть успешным на работе;

• рассказывать  стихи; петь  песни и т.д.

Речь – это, прежде всего, исторически сложившаяся форма общения.В дошкольном возрасте она развивается по двум направлениям:

1) Речь  ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

2) Речь становится основной перестройки мыслительных процессов  и превращается в орудие мышления.

При этом нельзя забывать про основные задачи речевого развития детей:

·         Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

·         Развитие у детей способности общаться (коммуникация).

Проблема развития речи волнует многих родителей. «Говорящий» ребенок не только более понятен, но и более «удобен» взрослому. С помощью слов, во-первых, легче узнать о самочувствии ребенка, его желаниях, чувствах; во-вторых, можно направить его действия в полезное русло и даже оградить от опасностей; в-третьих, расширять знания об окружающем мире, таком занимательном и притягательном.

Ознакомление с результатами мониторинга образовательной области «Речевое развитие», проведённого в ноябре 2020 года.

Озвучиваются общие результаты мониторинга 

( Слайд 4)

Напоминаю вам, что ребенок к 4 годам:  

  • Правильно произносит отдельные звуки.
  • Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.  
  • У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи.  
  • У детей активно формируется обобщающая функция слов.
  • Через словоребенок овладевает основными грамматическими формами речи.
  • В речи появляются сложные формы предложений.  
  • Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями. В речи детей отличаются и другие особенности.
  • Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.  
  • Затрудняются назвать части предмета, части тела.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Вопрос 2: Практикум по развитию речи детей в домашних условиях.

На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. Сегодня мы постараемся показать вам, как можно и нужно развивать речь ребёнка в домашних условиях.

( Слайд 5)

Способ №1: Обогащение словаря из окружающей жизни

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за  природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.  Отправляясь с ребёнком на прогулку мы,  можем:

 - поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

 - в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

 - загадать загадку и найти отгадку;

- поискать приметы времени года;

 - познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

 - прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

 - поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист? », «Найди дерево по описанию», и т. д.

 Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

( Слайд 6)

Способ 2:Развитие речи средствами художественной литературы

 Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.  Стихи, сказки, рассказы  небольшие по объёму, несложные по содержанию необходимо читать ребёнку ежедневно. Чтение сказок, стишков, потешек, оречевление действий совершаемых ребенком приводит к формированию импрессивной речи, т.е. ее понимание.

Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?

 - Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник? » «Какого цвета у них было ведёрко? ».

 -Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в сказку, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.

 -Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.

 -Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

 - Загадайте загадки по сказкам.

                                                   (Родителям предлагается отгадать загадки)

 Из муки он был печён,

 На окошке был стужён.

 Убежал от бабки с дедом,

 А лисе он стал обедом.         (колобок)

 Нашла однажды мышка

 Совсем пустой домишко

 Стала жить да поживать,

 Да жильцов к себе пускать.    (Теремок)

 Уходя, просила мать

 Никому не открывать,

 Но открыли дети дверь!

 Обманул зубастый зверь —

 Песню мамину пропел.

 Кто потом козляток съел?    («Волк и семеро козлят»)

 Чтобы вырвать этот овощ,

 Не хватило деду сил.

 Но пришли ему на помощь

 Все, кого он попросил.               («Репка»)

 Добрый доктор говорит:

 - Побеждаем мы бронхит,

 Корь, простуду и ангину,

 Дифтерит и скарлатину,

 И конечно, с Бармалеем

Тоже справиться сумеем!                       («Айболит»)

 -В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. 

 Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

 Можно придумать с ребёнком свою сказку.

Игра «Придумай сказку»

Давайте придумаем сказку вместе. Будем по кругу передавать мячик. Каждый, кто получит мячик, продолжает.

( Слайд 7)

Способ 3:Пальчиковые игры

Я хочу вас познакомить с несколькими вариантами пальчиковой гимнастики, которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов. Давайте все вместе потренируемся.

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, жмём (пальчики сжимаем и разжимаем),

А потом и в рот кладём!

«Апельсин»

 Мы делили апельсин.

 Много нас, а он один. ( сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)

 Эта долька - для ежа.

 Эта долька - для стрижа.

 Эта долька - для утят.

 Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)

 А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

 Он сердит на нас - беда;

 Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)

В качестве предметов для пальчиковых игр можно использовать  природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.

Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба,  или перебрать какую - то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.

Можно поиграть в «строителей» - построить дома из счетных палочек или спичек без серы.

Можно поиграть в «швею» - смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу.

Можно придумывать свои игры - здесь большой простор для фантазии.

Для развития речи ребенка полезно знать элементарные приемы самомассажа. Он  включает обычно поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование  определенных точек. Можно проводить самомассаж лица, ушей, пальцев рук  ладоней рук и стоп ног. Именно здесь находятся зоны, точки, связанные с работой  мозга, речевых и двигательных центров.

Я вас познакомлю с фрагментом комплекса самомассажа лица «Времена года». Выполнение этого комплекса тонизирует мышцы лица, которые участвуют в артикуляции и мимике, активизирует работу речевых центров. Давайте выполним его вместе.

Если солнце пригревает,      (Пальцами обеих рук поглаживают лоб)

В небе ласточка летает,     от середины к верхней части ушей.)

Стало сухо и тепло,            (Поглаживают щеки от середины к

Значит лето к нам пришло.                       мочкам ушей.)

Если дождь стучит по крыше,   (Постукивают кончиками пальцев от

То сильней, то тише, тише,      середины лба к верхней части ушей.)

Землю всю листва укрыла,         Постукивают кончиками пальцев от

Значит осень наступила.          середины подбородка к мочкам ушей.)

Самомассаж можно выполнять 1-2 раза в течение дня.

( Слайд 8)

Способ 4: Артикуляционная гимнастика.

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.

(провести с родителями артикуляционную гимнастику)

 «Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

 «Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла»(языком быстро двигать по верхней губе). Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

 Можно сделать массаж язычку:

• «покусываем язычок»,

 • «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,

 • расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

 Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)

 Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)

 «Вьюга начинается» - ребёнок тихо говорит «У-У-У… »; по сигналу: «сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкает.

 Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса произносит звук «С-С-С… ».

 Чистоговорки:

 Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:

"да-да-да - в огороде лебеда",

"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",

"ша-ша-ша - принесли домой ерша"

"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"

"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"

"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"

"жу-жу-жу - я на солнышке лежу".ну и так далее.

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Заключение

Мы познакомили вас лишь с четырьмя основными способами развития речи детей в домашних условиях. Ребёнок будет очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.Фантазируйте и играйте на здоровье!

    Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно   эффективнее и интереснее, мы приготовили для вас памятку.

( Слайд 9)

Памятка «Развитие речи ребёнка»

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

 • Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

 • Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).

 • Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал? » и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

 • Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка? », используя предлоги.

 • Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

 - Что это? (Кто это)

 -Какого цвета?

 - Что есть у зайки? (Что это у зайки)

 - Как можно назвать зайку?

 - Что можно с ним делать?

 Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

А сейчас у вас есть возможность высказаться о развитии речи ваших детей. Для этого необходимо продолжить предложение «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…»

Вопрос 3: Разное

Подведение итогов собрания

1. Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ними, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм  с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и так далее.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.

4. Принимать активное участие в жизни группы.

Рефлексия.

Уважаемые родители, ещё раз благодарим за то, что вы нашли время пообщаться с нами.  Если сегодняшняя наша встреча была для вас полезной и интересной – поднимите указательный палец вверх. Если  вы считаете, что напрасно потеряли время, то опустите указательный палец вниз.

( Слайд 10- Спасибо за внимание!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Во второй младшей группе «БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В НАШИХ РУКАХ»

Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь защищал человека от животных, использовался для приготовления пищи, орудий труда. Дарил ...

Родительское собрание во второй младшей группе «Речь на кончиках пальцев»

1 Слайд:В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. У нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». «Рук...

Родительское собрание во второй младшей группе "Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения"

Родительское собрание во второй младшей группе "Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения"...

Родительское собрание во второй младшей группе: "Здоровье детей - в наших руках"

Родительское собрание во второй младшей группе на тему: "Здоровье детей - в наших руках"...

Родительское собрание во второй младшей группе "Наши дети повзрослели"

Заключительное родительское собрание в мае месяце, цель которого - подведение итогов воспитательно-образовательного процесса. Форма проведения - устный журнал....

Итоговое родительское собрание во второй младшей группе. «Успехи детей младшей группы».

Младший возраст – важней период в развитии вашего ребенка, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отно...

Конспект родительского собрания во второй младшей группе "Адаптация детей к детскому саду"

Конспект родительского собрания во второй младшей группе "Адаптация детей к детскому саду"...