Журнал для родителей. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе.
учебно-методический материал

Семью будущего первоклассника ждут серьёзные изменения- ребёнок готовится поступать в школу. И во многом успешность ребёнка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом и дети и родители сдают свой первый экзамен, который может определить всю дальнейшую судьбу ребёнка, ведь плохой школьный старт часто становится первопричиной всех будущих неудач.

Некоторые родители считают, что ребёнка можно подготовить очень быстро перед самой школой, усиленно занимаясь. Но это решение нельзя считать правильным, так как такая «быстрая подготовка» может способствовать психологической перезагрузке ребёнка. Именно поэтому задача родителей, в меру своих сил и возможностей, пытаться подготовить ребёнка к школе-  заранее, чтобы улучшить его дальнейшее обучение и предупредить школьную неуспеваемость.

Важно, чтобы ребёнок шёл в школу готовым физически, но не менее важна готовность психологическая.

Составляющими  психологической готовности являются:

- личностная готовность;
- волевая готовность;
- интеллектуальная готовность;
 

-Личностная готовность ( мотивационная и коммуникативная) выражается в отношении ребёнка к школе, к обучению, к учителю и к самому себе. У детей должна быть 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnal_dlya_roditeley.docx106.17 КБ

Предварительный просмотр:

    Журнал для родителей

   Психологическая готовность     ребёнка к обучению в школе.

64c48be53fe0e5a082965605eedd4a29.jpgСемью будущего первоклассника ждут серьёзные изменения- ребёнок готовится поступать в школу. И во многом успешность ребёнка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом и дети и родители сдают свой первый экзамен, который может определить всю дальнейшую судьбу ребёнка, ведь плохой школьный старт часто становится первопричиной всех будущих неудач.

Некоторые родители считают, что ребёнка можно подготовить очень быстро перед самой школой, усиленно занимаясь. Но это решение нельзя считать правильным, так как такая «быстрая подготовка» может способствовать психологической перезагрузке ребёнка. Именно поэтому задача родителей, в меру своих сил и возможностей, пытаться подготовить ребёнка к школе-  заранее, чтобы улучшить его дальнейшее обучение и предупредить школьную неуспеваемость.

Важно, чтобы ребёнок шёл в школу готовым физически, но не менее важна готовность психологическая.

Составляющими  психологической готовности являются:

- личностная готовность;
- волевая готовность;
- интеллектуальная готовность;

-Личностная готовность ( мотивационная и коммуникативная) выражается в отношении ребёнка к школе, к обучению, к учителю и к самому себе. У детей должна быть положительная мотивация к обучению в школе.( Мотивация – это внутреннее побуждение к какой-либо деятельности)

Как правило, все дети хотят в школу, надеются быть хорошими учениками, получать хорошие оценки. Но привлекают их различные факторы.

Одни говорят : « Мне купят портфель ,форму», « Там учится мой друг ,брат»…Однако, это все внешние проявления. Важно, чтобы школа привлекала своей главной целью- обучением, чтобы дети говорили: «Хочу учиться читать», «Буду хорошо учиться, чтобы, когда вырасту, стать…»

Определить мотивацию ребёнка в обучении можно с помощью упражнений- игр. В комнате ,где выставлены игрушки, ребёнку предложите их рассмотреть. Затем садитесь вместе с ребёнком и читаете сказку, которую раньше не читали. На самом интересном месте останавливаетесь и спрашиваете, что хочет ребенок: слушать сказку дальше или идти играть игрушками. Вывод таков: если ребёнок хочет идти играть- у него преобладает игровой мотив. Дети с познавательным интересом хотят слушать сказку дальше.

Формированию мотивационной готовности способствуют разнообразные игры, где активизируются знания детей о школе. Например: «Собери портфель», «Я иду в школу», « Что у Незнайки  в портфеле». Итак, мотивационная готовность- это желание ребёнка принять новую для него социальную роль. Для этого важно, чтобы школа нравилась своей главной целью-обучением.

Личностная готовность включает в себя и умение общаться со сверстниками и учителями и желание быть доброжелательным, не проявлять агрессии, выполнять работу вместе, уметь прощать.

Эмоционально – волевая готовность – включает в себя умение ребёнка ставить перед собой цель, планировать свои действия, оценивать свои результаты, адекватно реагировать на замечания.

Ребёнка ждёт нелёгкая напряжённая работа. От него будут требовать делать не только то, что хочется, но и то ,что надо : режим, программа. Дети 6-ти лет, которые психологически готовы к школе, способны отказаться от игры и выполнить указание взрослого.

Что такое «Готовность к обучению в школе?»
 Отдавать ребёнка будущей осенью в школу или еще год подождать с началом обучения? Многих родителей шестилеток и даже тех, кому нет шести, волнует этот вопрос до самого первого сентября. Озабоченность родителей понятна: ведь от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успешность ребёнка в последующие годы, его отношение к школе, обучение и , в конечном результате, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

«Мой ребёнок с трёх лет читает, считает, умеет писать простые слова. Ему, наверное, несложно будет учиться в первом классе», - часто можно слышать от родителей шестилеток. Однако навыки, приобретенные ребёнком в письме, чтении и счёте ещё не означают, что ребёнок психологически созрел изменить деятельность с игровой на учебную. Кроме того, необходимые личностные качества и мышление малыша просто не успевают развиваться, не хватает ни времени, ни сил.

Что же такое «готовность к обучению в школе?» Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального ( личностного) развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Итак, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению в школе.

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, а недостатки каждой из ее сторон, так и иначе, сказываются на успеваемости в школе.

Ребёнок всегда, независимо от возраста, готов к получению новых знаний, то есть готов учиться, даже если мы специально его обучением не занимаемся. Почему же тогда у некоторых детей при обучении в школе возникают проблемы различного характера? Это можно объяснить следующими причинами:
1. Современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, которым присущи определённые характеристики, хотя учиться, способны все дети.

2.Школа со своими нормами, методами обучения и режимом предъявляет первокласснику вполне определенные требования .Эти  требования жесткие, консервативные и детям приходится приспосабливаться к школе, не дожидаясь изменений со стороны школы.

3. В школу приходят разные дети, но во всем предъявляются одинаковые требования.

Что должен знать и уметь ребёнок , который готовится к школе?
1. Фамилия, имя и своё и родителей;
2.Свой возраст( желательно дату рождения);
3.Свой домашний адрес; страну, город, в котором живёт, и основные достопримечательности;
4.Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года; месяцы( их количество и названия) , дни недели ( их количество,  последовательность);
5.Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные ( домашние и дикие), страны( южные и северные); птицы, насекомые, растения( цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт( наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель, а также уметь разделить предметы на две основные живое и не живое;
6. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал;
7.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;
8. Свободно  ориентироваться в пространстве и на листе бумаги( право-лево, верх- низ и т.д);
9.Составлять целое из частей ( не менее 5-6 частей);
10. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине; устанавливать последовательность событий;
11. Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.

Рекомендации для родителей.

1. Чтобы ребёнок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте ,займитесь мозаикой, маленькими фишечками.

2.Рисуйте узоры, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость  , но и линию. Это разовьёт и его воображение.

3. Карандаши хорошо менять: то толстый, то тонкий.

4. Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребёнка обводить рисунки. Сначала крупные, затем поменьше.

5. Затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучиться работать вместе.

6. Научите ребёнка набирать петли на толстых спицах и взять толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение , поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой.

7. Лепите из пластилина- это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные.

8.Не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами.

9.Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление.

10. Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счёт и задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе

Я работаю в детском саду воспитателем уже десять лет, мне часто приходится слышать вопрос от родителей: кто же должен осуществлять подготовку ребёнка к школьному обу­чению, кто отвечает за успешно...

Консультация для родителей «Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе»

Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:•         физиологическая готовность,•...

«Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе в условиях введения ФГОС».

Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, заинтересованы в школьных успехах своих детей, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к пост...

Тест для родителей Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе

Тест для родителей Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе...

Доклад-презентация "Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"

Психологическая готовность к обучению в школе - это важный аспект успешной адаптации и обучения. Психологическая готовность включает ряд компонентов, способствующих формированию системы потребностей и...

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хот...

Консультация родителям "Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"

Успешность обучения будущего первоклассника зависит от правильной позиции родителя....