Консультация на тему: «Семейные традиции и обычаи как средство воспитания личности ребенка».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Васина Галина Анатольевна

 

 

Цель: Формирование  первичных  ценностных  представлений о семье, семейных традициях, обязанностях.

Задачи: формировать  уважительное отношение к семейным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.semeynye_traditsii.docx47.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Семейные традиции и обычаи как средство

воспитания личности ребенка».

Цель: Формирование  первичных  ценностных  представлений о семье, семейных традициях, обязанностях.

Задачи: формировать  уважительное отношение к семейным ценностям.

               «Традиция»  (от  лат. tratitio-передача) - исторически  сложившиеся  и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

  Семья,  как  и  другие  социальные  институты,  существует, воспроизводя традиции,  следуя  определенным  образцам  деятельности,  без  которых немыслимо само ее развитие. Разные сферы жизнедеятельности семьи строятся в  соответствии  с различными  типами  образцов,  которые  воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи:

супружеские,  родительские  отношения,  ведение  домашнего  хозяйства, проведение досуга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной  жизни,  не  остаются  застывшими,  раз  навсегда  данными.

Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить  упрочению  семейно-родственных  связей  и  отношений,  которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

   Часто понятия «традиция» и «обычай» используются как синонимы. Выявлено «родство» традиций и обычаев, а именно: их общие социальные функции, согласно  которым  они  служат  средством  стабилизации  утвердившихся  в обществе  отношений  и  осуществляют  воспроизводство  этих  отношений  в жизни новых поколений. Но эти функции обычаи и традиции осуществляют разными путями.

   Обычаи - детальное  предписание  определенных  действий  в  конкретных ситуациях. Обычаи стабилизируют те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых поколений. Таковы, например, обычаи ухода за детьми, поведения в общественном месте, приема гостей, ведения книги расходов-доходов семьи и многие другие. Обычай имеет свой

смысл, но не выражается в форме идеала. Обычай подробно предписывает то, что следует или не следует делать, и не указывает, каким нужно быть.

    Основа  традиций - ценность  семьи,  определяющая  смысл  традиционного поведения. Поэтому в традиции не дается детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации.

    Например, традиция - гостеприимства, которой придерживаются  многие  современные семьи, воплощается  по - разному. Кто - то  делает акцент на угощении, а для других, главное - общение с гостем необходимость  найти  в  его  лице эмоциональную поддержку, или оказать ему таковую, а стол накрывается по принципу «Чем богаты, тем и рады». В  силу  указанного  различия, существующего  между  традициями  и  обычаями,  ученые  подчеркивают  их неравнозначность  в  семейном  воспитании ребенка.  Обычаи формируют, главным образом, простые привычки.

    Простые привычки - стереотипно повторяющиеся действия, которым присуща известная доля автоматизма.(например, обычай колыбельной песни, обычай желать  доброго  утра, приятного  аппетита,  замечательный  обычай  сельских жителей приветствовать любого человека, в том числе и незнакомого).

Обычаи, будучи массовыми простыми привычками, регулируют те социальные отношения,  которые  уже  прочно  утвердились,

повторяясь  из  поколения  в поколение.  Но  в  новых,  меняющихся  ситуациях  обычаи  как  средство воспитания недостаточно эффективны. Другое дело традиции, которые отличаются большим динамизмом в силу того, что быстрее реагируют на требования современной жизни, чем обычаи.

   Развивающие возможности  традиций  значительно  выше, поскольку  они формируют  сложные  привычки,  способствуют  становлению  определенной направленности  поведения  ребенка,  в  рамках  которой  он  волен  выбирать способы  совершения  конкретного  поступка.  Сложные  привычки  дают возможность  импровизировать  поведение.  Представляя  собой  массовые

сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте.

   Традиции  и  обычаи - два  канала  социализации  ребенка,  причем  традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны,  эмоционально  насыщены,  поэтому  на  их  фоне  социальное развитие ребенка идет более успешно.

В  традициях  и  обычаях  отражаются  этнические,  культурные,  религиозные  особенности  семьи,  профессиональная принадлежность  ее  членов.

   Основа традиций - какая-либо  идея,  ценность,  норма,  опыт  семьи.  Сколь многофункциональны нормы,  ценности  каждой  конкретной  семьи,  столь  и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить  о  созидательных  и  разрушительных,  конструктивных  и неконструктивных,  стереотипных  и нестереотипных,  истинных  и  мнимых традициях.

    В  одной  семье,  например,  традиция  празднования  дня  рождения  ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением. А в другой семье день рождения ребенка - повод для очередного  взрослого  застолья  с  обильными возлияниями,  пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его  потребность  в радости.  От  такого  «празднования»  у  ребенка  надолго сохранится  горечь  и  обида  на  самых  близких  людей.

    В  первом  примере традиция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних и завтрашних  бед  и  потрясений  ребенка,  наглядное свидетельство  пропасти между ним и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

Обогащение  содержания  семейных  традиций  способствует  полноценной организации  жизнедеятельности  семьи  как социального  института, обеспечивает  рост  взаимопонимания  между  ее  членами,  особенно  между родителями  и  детьми,  помогает  совершенствовать  процесс  домашнего воспитания.

    В  настоящее  время  изучаются  традиции,  которые  веками  складывались  в отечественных  семьях,  а  в  послереволюционный  период,  будучи  признаны официальной идеологией устаревшими, мещанскими, безыдейными, оказались сильно деформированными или вовсе утраченными. Это - традиции семейного чтения,  пения,  рукоделия  и  иного  совместного  труда  и  творчества, игр взрослых  и  детей,  эпистолярной  культуры,  составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие другие. Некоторые  из  этих традиций начинают возрождаться. Так, в современных семьях появился интерес к  своим  корням,  что  выражается  в  традициях,  связанных  с  экскурсом  в родословную  своей  семьи  (сбор  и  хранение  семейных  реликвий,  создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.).

Значительно ценнее в воспитательном отношении организация деятельности детей и взрослых, инициирование активности, творчества детей.

   Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье - елка, ее установка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект красочности, необычности,  целостности  от  восприятия  украшенной  елки.  Поэтому  им показывают  уже  наряженную  взрослыми  елку,  а  потом  изо  дня  в  день рассматривают с ними игрушки, вызывают

эмоциональное восхищение, любование. С 4-5 лет дети принимают участие в установке, украшении елки.

  Хочу привести еще несколько примеров семейных традиций.

« Каждую весну мы ждем, когда появятся настоящие тепличные огурчики. В этот день мы делаем обязательную окрошку и множество салатиков с огурцами и устраиваем зеленую вечеринку в честь первых овощей. Обычно получается очень весело и шумно.    Мы радуемся, что зима позади и пришла весна. Как будто все просыпается после спячки».

«  Эту  традицию  начал  мой  дедушка,  большой  любитель  птичьего  пения.

Однажды в мае он вернулся пораньше с работы и сказал, что мы немедленно едем слушать соловьев. Мы стали возражать, мол, поздно, сыро... Но это было прекрасно: мама, папа, бабушка и мы с братом гуляли по цветущему лесу, сидели у костра и слушали птичий хор. Потом поездки за майскими трелями стали  ежегодными.  Обязательное  условие:  в  этом  должна  участвовать  вся семья».

    «Каждый год в декабре мы покупаем новую елочную игрушку. Всего одну, но зато самую красивую. Обычно выбирать отправляется вся семья. Сначала со мной  и  моей  сестрой  ходили  родители,  бабушка  и  дедушка,  а  теперь добавились и наши семьи. Это повод собраться вместе, хотя мы живем сейчас отдельно. Поэтому теперь приобретаются игрушки для трех семейных елок».

  «Летом у бабушки в деревне детей не было, и играть было не с кем. Поэтому я жил от субботы до субботы. В субботу приезжали родители. Каждый раз они привозили мне « книгу» собственного сочинения. Сначала просто с рисунками, потом, когда я научился читать, с буквами и посланиями ото всех знакомых. А потом  с  интересными  историями,  загадками  и  т.  д.  У меня  создавалось

впечатление, что всю неделю папа с мамой только и делали, что писали в двухкопеечных тетрадках мои книги. Я за это безумно их любил и всегда с нетерпением ждал лета, потому что, с моей точки зрения, летом занимались только мной. Мне это было приятно. К сожалению, сейчас я привожу летом в деревню своим детям те самые тетрадки, которые привозили мне. Самому не хватает времени на такие выдумки. Поэтому я, вдвойне благодарен родителям еще и за своих детей».

  « В нашей семье дышалось по особенному именно в субботу. Никакое цунами не могло заставить маму отменить субботнюю уборку. Роли всегда четко были распределены: кому ковры пылесосить, кому пыль вытирать, кому полы мыть.

Никакие планы не могли нарушить этого распорядка. Поэтому, если мне что-то было нужно сделать именно в субботу, я вставала пораньше, всех заводила, подгоняла и контролировала. Я знала, что только после маминой «госприемки» я могу заняться своими делами. Слова «мусорно убрались» были тяжелым приговором -

я могла запросто опоздать. Но зато, если мама вздыхала и с

радостью говорила: « Правда же, дышать легче в доме стало?», я начинала чувствовать особый запах чистоты. Я до сих пор в своей уже семье слышу этот запах из детства».

   Если, проанализировать разные сферы жизнедеятельности,очевиден вывод: они  строятся  в  соответствии  с  различными  типами  образцов,  которые воспроизводятся каждым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т. д. Так во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного малыша или празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги и т. д. Передаваясь из поколения в поколение, адаптируясь к условиям

современной жизни, не остаются застывшими, раз и навсегда данными.

   В  традициях  и  обычаях  отражаются  этнические,  культурные,  религиозные особенности  семьи.  В  основе  традиции,  всегда  лежит  какая - либо  идея, ценность, норма, опыт семьи. Многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной  семьи,  столь  разнообразны  и  традиции  по  своей  сущности.  В

 зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции,  можно  и  созидательных  и  разрушительных,  конструктивных  и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных традициях.

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них - та трепетность, с которой все вспоминают, желание перенести их в свою семью.

     Создавайте  свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли, это сложные для исполнения домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или « ваша» семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь  важно,  Главное,  чтобы  через  много-много  лет  уже  повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и

хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.Таким  образом,  семейные  традиции -это  основное  средство  трансляции социально - культурных  ценностей,  норм  семьи,  установления  ее  связей  с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.

Литература:

1.  Антонова  Л.И.,  Цветкова  Н.А.  Роль  семейных  традиций  и  ритуалов  в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. -2006г.

2.Учусь жить среди людей. Под ред.Заозёрской Н.И., Мулько И.Ф. «Пресс А», 2001г.

З.Шапошникова СВ. Групповая традиция в детском саду, «Учитель», 2007г.

5.Буре  Р.С.  Формирование  нравственных  качеств  у  детей  в  быту, - М., «Просвещение».

        Подготовила воспитатель 3 ср. гр. Васина Г.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции и обычаи, как средство воспитания личности ребёнка.

«Традиция» (от лат. tratitio - передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует, вос...

Ознакомление с семейными традициями и обычаями — эффективное средство социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве к...

Конспект Родительского собрание на тему: «Семейные традиции и их значение в воспитании и развитии ребенка» (дети подготовительной группе 6-7 лет)

Родительского собрание на тему: «Семейные традиции и их значение в воспитании и развитии ребенка»...

«Семейные традиции и их роль в воспитании личности ребенка»

Конспект взаимодействия с родителями в средней группе...

Родительское собрание "Семейные традиции и их роль в воспитании личности ребёнка"

Представлен полностью материал для  организации и проведения родительского собрания по теме "Семейных традиций и их роли в воспитании личности ребёнка"....