Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей
консультация (средняя, старшая группа)

Кузнецова Ольга Вячеславовна

Работа по развитию органов артикуляции ребенка 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей»

Кузнецова Ольга Вячеславовна, учитель-логопед

СП «Детский сад «Семицветик» ГБОУ ООШ «ОЦ «Южный город»

     Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

     Работа по развитию основных движений органов артикуляции проводится в форме артикуляционной гимнастики.

   Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения.  

     Самым подвижным является язык. Он состоит из корня, спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка  и боковые края передней и средней части языка, так как от их работы зависит качество звуков.

     Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и его кончик. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (с, сь, з, зь, ц), подниматься за верхние зубы (т, д, н, л, ль), дрожать под напором воздуха (р, рь).

     Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому небу (й и мягкие согласные).

    Задняя часть языка может  подниматься и смыкаться с нёбом (к,г) или образовывать щель с нёбом (х).

     В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Они могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать верхние и нижние зубы (и, с, з, у, л), слегка вытягиваться вперед (ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

     Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз, можно добиться, если они будут достаточно подвижны, а их работа скоординирована.

     Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

     Необходимо следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели.

     Сначала при выполнении упражнений наблюдается напряженность движений, но постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и координированными.

    Во время гимнастики необходимо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

НАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

1. Окошко.

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

2. Лягушка.

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.

Потяну и перестану,  и нисколько не устану.

3. Хоботок.

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону - губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю и  на место возвращаю.

4. Лягушка-хоботок.

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка.

 А теперь слоненок я, хоботок есть у меня.

5. Накажем непослушный язычок.

Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его, произнося «пя-пя-пя».

6.Причешем язычок.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

7. Лопаточка.

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслаблен ном положении.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

8. Трубочка.

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть этой трубочкой.

Язык сложим в трубочку

-На дудочку похоже.

Подудеть на дудочке

Без дудочки мы можем.

9. Толстячок.

1) Надувание обеих щек одновременно.

2) Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

10. Худышка.

Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

11.Часики.

Цель. Активизация (улучшение подвижности) мышц языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

12.Качели.

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения»

«Значение артикуляционной гимнастикидля формирования правильного звукопроизношения» Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться...

Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения

В статье говорится о важном значении артикуляционной гимнастики для своевременного устранения недостатков звукопроизношения в дошкольном возрасте,...

"Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения"

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения"...

Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»

Передо мной как  воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, котор...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему : «Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения»

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и раз...

Мастер-класс для родителей "Значение артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения ребёнка"

Представленный материал будет полезен, как начинающим учителям-логопедам, так и родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями....