Родительское собрание "Влияние конструирования на формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Цель: формирование компетентности родителей по вопросу развития у детей математических представлений дошкольников через конструирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe.docx78.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

Кыштовского района детский сад «Солнышко»

Родительское собрание

«Влияние конструирования на формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

https://st2.depositphotos.com/1001009/10666/v/450/depositphotos_106668106-stock-illustration-boy-playing-with-bricks.jpg

Воспитатель: Ломакина И. Г.

Цель: формирование компетентности родителей по вопросу развития у детей математических представлений дошкольников через конструирование.

Материалы и оборудование: три стола,  корзины с деревянным  конструктором, памятки для родителей.

Форма проведения: мастер-класс

Ход мероприятия

- Здравствуйте, уважаемые родители.

В последние годы, попадая в игрушечный магазин, вы оказываетесь перед очень трудным выбором: какую игру или игрушку купить, чтобы она не просто радовала и развлекала, но и развивала ребенка?!

Вопросы родителям:

- Предпочтение, каким играм и игрушкам вы отдаете? 

- Чем любит играть ваш ребенок?

- Я предлагаю остановить свое внимание на деревянном строительном наборе! Удивились?! Может, многие из вас считают, что это устаревшие игрушки, но я утверждаю, что этот, на первый взгляд, простой игровой материал таит в себе огромные возможности и дает развитию вашего ребенка то, что не может дать ни одна другая игра.

Вопросы родителям:

- У кого из вас дома есть строительные наборы?

- С удовольствием ли играют в него дети?

- Как вы думаете, на развитие чего могут влиять игры со строительным материалом?

- Во-первых, это вид деятельности (в сравнении с рисованием, лепкой и аппликацией), в котором, ребенку гарантирован успех; он дает возможность для творчества; постройка может быть создана, исправлена, дополнена и даже восстановлена очень быстро. Ребенок творит, действует, пробует, исправляет - это очень важно. Ведь как говорил один из педагогов, ребенок испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.

 И сегодня я хочу  обратить ваше внимание на что влияет конструирование при формировании математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

  • название геометрических фигур - геометрические представления;
  • образная память;
  • пространственное мышление;
  • умение отличать предметы по размеру, цвету, форме;
  • умение классифицировать по нескольким признакам;
  • умение использовать пространственные предлоги;
  • ориентироваться в пространстве.

Практическая часть.

- Сейчас я вам предлагаю разделиться на 3 группы.

Родители делятся на 3 группы и располагаются вокруг столов с конструктором (для деления на команды родители выбирают кирпичик  красного, желтого или зеленого цвета и подходят к столу с кирпичиком соответствующего цвета).

1. Игра «Чья команда быстрее построит?» 
Для всех команд я подготовила образец постройки. Что это? (Цифры). Назовите (1,2,3). Командам нужно будет как можно быстрее собрать из конструктора  – цифры по образцу. Работать будете в парах. Сначала нужно договориться, кто какую цифру будет собирать. На что следует обратить внимание, чтобы у вас получились такие же цифры, как на образце? (Нужно взять столько же деталей и такого же цвета, как на образце). 
- Какие математические представления формируются в этой игре с конструктором? Как?

2. Игра «Построй и расскажи». 
Возьмите по 6 деталей конструктора, назовите их. Необходимо построить из всех деталей одну постройку и придумать, что построили. Когда построите, один из команды расскажет, что построили.

3. Игра «Самая высокая и устойчивая башня». 
Башня – инженерное сооружение, отличающееся значительным преобладанием высоты над стороной или диаметром основания. Какие бывают башни? Башни бывают разные: смотровые башни, маяки, колокольни, оборонительные башни, водонапорные, телебашни и т.д. 
За ограниченное количество времени каждой группе нужно построить самую высокую и устойчивую башню. При строительстве башни нужно обязательно учитывать, что она не должна быть слишком узкая, иначе, она может упасть. Слишком широкую башню тоже строить не следует, вы потратите много времени на её строительство и не успеете ее построить. Башня может быть полая внутри.
Расскажите о своей башне. Сравним башни. 

4. Игра «Собери модель по ориентирам». 
Я буду называть деталь определённой формы и цвета, которую нужно будет найти и выставить в указанное мною место на платформе. Для начала выберите цвет квадрата, на который будете выставлять детали.
Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от». Например, возьмите кирпичик желтого цвета 2 на 2 и выставите его в левый верхний угол. Кирпичик синего цвета 2 на 3 выставите в правый верхний угол. Кирпичик зеленого цвета 2 на 6 выставите в правый нижний угол. Кирпичик белого цвета 2 на 4 выставите в центр квадрата. Кирпичик оранжевого цвета 2 на 6 выставите в левый нижний угол и т.д.

5. Игра «Составь узор». 
Вам нужно самостоятельно составить симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д. 
Итак, мы поиграли с вами в игры с использованием конструктора, которые я использую в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Беседа «Влияние  конструирования на формирование математических представлений».


Воспитатель: Безусловно,  конструирование положительно влияет на развитие ребенка- на познавательное, речевое и математическое. Это проявляется в том, что ребенок приобретает соответствующие знания и умения. Какие?
Выслушивает ответы родителей и обобщает. 
- обучается счету и упражняется в счете – ребенок подсчитывает количество деталей;
- овладевает эталонами цвета – ребенок подбирает разные цвета для своей конструкции, по-разному их сочетает;
- овладевает мыслительными операциями сравнения, синтеза, анализа, моделирования и овладевает навыками измерения, развивает глазомер – ребенок сравнивает детали и предметы по высоте, ширине с помощью условной мерки, выясняет, на что похож предмет и чем он отличается от других;
- развивается пространственное мышление – овладевает навыками объемного трехмерного моделирования, положения предмета в пространстве; 
- развивается математическая речь детей за счет пополнения словаря такими словами, как вверху, внизу, справа, слева, прибавить, убавить и т.д.;
- ребенок закрепляет названия геометрических фигур – выкладывает цельную фигуру, делает конструкцию из разных геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников, овалов, кругов, ромбов и т.д.), путём прикладывания одной детали к другой, добавляя детали;
- знакомится с пространственными понятиями «симметричность» и «асимметричность».

Заключение. Рефлексия.
У многих родителей деревянный конструктор ассоциируется с конструированием по инструкции. До 8-12 лет строить по инструкции ребёнок вряд ли будет. То есть, если он хочет и заинтересовался, то, пожалуйста. Но если он равнодушен к изумительным постройкам, которые предлагают, то это тоже здорово. В этот период гораздо важнее развитие творчества и воображение, чем развитие пространственного мышления (которое активизируется при сборке по инструкции). Родители обязательно должны играть без инструкций, делая сооружения налету. Тем не менее, купив новый набор, родителям стоит обязательно собрать его по инструкции. Зачем? Чтобы увидеть и понять все возможности деталей.
В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций.
Кирпичик красного цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого – то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик желтого цвета покажет, что вам ничего не понравилось.
Родители строят пирамиду своих эмоций из деталей конструктора трех цветов. Спасибо всем за участие в мастер-классе!

Воспитатель раздает родителям памятки.

Рекомендации родителям по использованию конструирования в домашних условиях.

1. Принимайте активное участие в  конструировании своего ребенка: участвуйте сами, советуйте, хвалите ребенка за инициативу, выдумку и фантазию, творческий подход.
2. Просите ребенка отсчитать нужное количество деталей, назвать цвета, геометрические фигуры, измерить и сравнить величину деталей.
3. Просите ребенка рассказать о своей конструкции, какие геометрические фигуры и какой величины он использовал и для чего (их назначение).
4. Задавайте ребенку вопросы на развитие пространственного мышления и ориентировку в пространстве (Где ты расположишь свою конструкцию? Где нужно поместить эту деталь? и т.д.).
5. Просите ребенка проанализировать свою работу – что получилось особенно хорошо, что не получилось и почему? Как можно усовершенствовать конструкцию, сделать ее лучше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

Как через кружковую деятельность формировать мтематические представления у детей....

Статья " Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста."

Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений   детей старшего дошкольного возраста....

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

В данной статье описаны особенности развития математических представлений для детей с нарушением зрения....

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...