Психологический портрет ребёнка третьего года жизни
консультация (младшая группа)

Столярова Елена Валентиновна

Трёхлетний ребёнок достаточно уверенно владеет своим телом, говорит предложениями, умеет в соответствии с уровнем развития выразить свои мысли и чувства так, чтобы они были понятны окружающим. Ребёнок активен, ему нравится играть, и часто он  выступает инициатором игр, которые отличаются сюжетностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologicheskiy_portret_rebyonka_tretyego_goda_zhizni.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический портрет ребёнка третьего года жизни

Трёхлетний ребёнок достаточно уверенно владеет своим телом, говорит предложениями, умеет в соответствии с уровнем развития выразить свои мысли и чувства так, чтобы они были понятны окружающим. Ребёнок активен, ему нравится играть, и часто он  выступает инициатором игр, которые отличаются сюжетностью.

Малыш включён в ситуации общения не только с родителями, но также с другими взрослыми и детьми, особенно если к трём годам он посещает детский сад. Он способен рассказать о себе (как его зовут, кто живёт  с ним в доме, куда он едет), а также  о том, что ему  интересно и что его волнует.

К трём годам происходят качественные изменения возможностей и способностей малыша. Он обретает умения, которые позволяют ему становиться всё более самостоятельным. Самое главное – развивается внутренний мир ребёнка. Малыш очень активно начинает обживать своё внутреннее психологическое пространство.

Очевидно, что проникнуть в это пространство и понять, что там происходит, взрослые не могут. Однако существует подтверждение тому, что малыш активно проживает события не только в реальной действительности, но и во внутреннем мире. Это развитие символической функции сознания. Символическая функция сознания проявляется в следующем:

  • игра с воображаемым объектом: например, малыш может катать воображаемый паровозик, баюкать воображаемую куклу,;
  • использование символических действий, и прежде всего в речи (ведь слова – это символы): например, чтобы получить желаемый предмет, ребёнок обращается к взрослому с  определённым словом (символом), которое обозначает этот предмет;
  • развитие символической игры: например, характерное для малышей использование листиков вместо денег при игре в «магазин», или разнообразие трав, камушков, цветочков как ингредиентов для «супа», или палок в качестве мечей для «сражения», или использование кирпичика в качестве сотового телефона или фотоаппарата;
  • ребёнок создаёт первые изображения предметов на бумаге. При желании малыш легко может растолковать недогадливому наблюдателю, что же означает нарисованное – то, что взрослые называют каракулями. Если речь – это выражение символической функции при помощи слов, то рисование – выражение этой функции при помощи изображений.

Возможность управлять собственным поведением является не только значимым достижением к трёхлетнему возрасту, но и серьёзным переживанием для ребёнка, которое может оформиться во внешний (с родителями, другими взрослыми и детьми) и внутренний (с самим собой) конфликт. Вспомним, что ребёнок, научившись предвосхищать события и управлять своим поведение, стремится прежде всего удовлетворить собственные желания. А значит, разрешение конфликта будет зависеть от того, какой будет реакция родителей, а по большому счёту – как родители будут относиться к растущей самостоятельности ребёнка.

Самостоятельность трёхлетнего ребёнка очевидна – он, в сравнении с более ранним периодом, многое может делать сам. Но не всё! Тут и возникает проблемная ситуация: стремление сделать всё самому вступает в конфликт с недостаточностью знаний, умения, навыков и др. Своё стремление к самостоятельности ребёнок выражает в ёмкой фразе «Я сам!». Эта фраза становится девизом всех его дел. Малыш не просит взрослого о помощи, более того, он оказывается от всякого родительского сопровождения. Ребёнок стремится к автономии – независимому поведению. Он хочет контролировать ситуацию. Всё это признаки появления самоконтроля – самого значимого новообразования этого возрастного периода, для развития которого важно создать определённые условия.

Таким образом, проявляя активность, ребёнок сталкивается с ограничениями со стороны взрослых, которые могут носить конструктивный (чёткие границы допустимого) или неконструктивный (гиперопека, высмеивание, смещение границ  то в одну, то в другую сторону) характер. Стремление ребёнка к самостоятельности – ядро переживания приближающегося кризиса. Постепенно разрастающее противоречие является психологическим механизмом, который «запускает» кризис трёх лет.

На третьем году жизни ребёнок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давления и старается получить максимум свободы. Необходимо стараться дать ему больше прав, но  вместе с тем пояснить, что у крохи появились определённые обязанности. Например, помыть руки, убрать  кубики, сложить конструктор. Важно не заставлять ребёнка  что-либо сделать, а создавать условия для того, чтобы он захотел это выполнить сам. Перечислим характерные психологические особенности ребёнка третьего года жизни:

  • Нервная система  может противостоять стрессам
  • Ребёнок менее подвержен перепадам настроения
  • Психическое здоровье крепче
  • Иногда он может скрывать сильные эмоции
  • Удлиняется период бодрствования до 7 часов
  • Появляется настойчивость, терпение, целеустремлённость
  • Он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.

Ребёнок в этом возрасте всё больше совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстёгивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.

Также этот период характеризуется стремлением к социализации: поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых.  Замечено, что малыш ближе к 36 месяцев может:

  • Перенимать стиль поведения общества, выполнять правила в детском саду дома, на детской площадке;
  • Повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то их характерные особенности.

В этом возрасте возникает осознание себя  - малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «Я». То есть возникает начальная форма самосознания.

Именно сейчас родители отмечают наступление пресловутого кризиса трёх лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа семьи «Учимся понимать своего ребенка» Тема: «Основные психологические особенности ребенка третьего года жизни»

К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от ...

Психологический портрет детей 5 года жизни

Психологический портрет детей 5 года жизни...

Психологический портрет ребенка 4 года жизни

Психологический портрет ребенка 4 года жизни...

Психологический портрет ребенка пятого года жизни

Пятый год жизни - период активного формирования у ребенка  познавательной деятельности, в частности ее мотивационного и операционного компонентов. Это время, когда развивается активный интерес ре...

Статья. Психологические особенности детей третьего года жизни

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глуб...