Статья "Сказка, как средство нравственного воспитания дошкольников".
статья (средняя, старшая группа)

Блинкова Ирина Васильевна

 Основным направлением моей работы является социально-нравственное воспитание дошкольников. В данной статье я  рассматриваю   роль и значение сказки в  решении задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Цель работы - через знакомство со сказкой, развивать и воспитывать в душе каждого ребёнка чувство любви, добра, уважения , сострадания, справедливости и др. Я подробно раскрываю задачи духовно- нравственного воспитания детей, роль семьи  в формировани нравственных качеств личности. Материал может быть полезен как педагогам, так и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка, как средство нравственного воспитания дошкольников. 

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества ; формирование моральных качеств, понятий, суждений, чувств и убеждений, черт характера, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение  существующих норм и правил поведения, которые  находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.

Существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственность за свои поступки, любовь к людям, природе.

Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Основной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в том, что в семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди. Если родители не обращают внимания на то, как и с чем играет ребёнок, какие книги рассматривает, какие слова говорит, что изображает в рисунке -  дети могут усвоить неправильные, искажённые представления, приобрести вредные привычки. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности не только по отношению друг другу, но и к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

Формирование начал патриотизма и гражданственности;

Формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей;

Формирование чувства собственного достоинства , как представителя своего народа; Уважение к представителям других национальностей;

Формирование положительных, доброжелательных  коллективных взаимоотношений.

Сказка  является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка,  делают сказку особенно интересной и волнующей для детей.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие ), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка .

  Цель работы : через знакомство со сказкой, развивать и воспитывать в душе каждого ребёнка чувство добра, любви, уважения, сострадания, справедливости.

 Для достижения цели , я определила, следующие задачи:

Побуждать у детей интерес к  сказкам.

Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведению  и других.

Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками. Подобрать книги для чтения,  направленные на  воспитание нравственных качеств детей  на примере  героев сказок.

Помочь родителям  разобраться, что такое сказка, понять её ценность и особую роль в воспитании дошкольника, познакомить с многообразием видов сказок.

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.
Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противопоставлен  «достоверному» фольклорному повествованию : мифам, былинам, историческим песням, легендам, сказаниям, преданиям.
Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народно- поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.              Источник: 
Википедия

  Виды сказок:

Художественные сказки. К ним относятся народные, авторские художественные сказки, а так же притчи, былины и мифы. В них добро всегда побеждает, а зло – непременно наказывается.

Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. При этом, абстрактные неодушевленные предметы (игрушки), символы (цифры, буквы, звуки) оживают, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психо-эмоционального напряжения, создания  лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса . Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.

 Психотерапевтические сказки могут помочь изменить отношение окружающих людей к человеку, помочь им увидеть скрытые положительные стороны души. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

 Психокоррекционные сказки создаются для  мягкого влияния на поведение ребенка. Используются такие сказки для корректировки тех или иных черт характера. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство. Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе.

 Этапы работы со сказкой: 

  1. Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций  с целью воспитания эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  2.  Эмоциональное восприятие сказки детьми– пересказ детьми содержания сказки, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  3.  Художественная деятельность позволяет детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развить навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки.
  4.   Инсценировка сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Вывод:

Главными преимуществами сказки в нравственном воспитании дошкольников выступает то, что она отвечает природе ребенка, близка его мышлению, представлению; помогает разобраться, что хорошо, а что плохо; отличить добро и зло;  воспитывает в детях гуманные чувства, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. 

 Ожидаемый результат:  

 Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость  к добру. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе; создание оптимистической детской картины мира; потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость. Воспитание чувства патриотизма; приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Деятельное отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки.

http://parnasse.ru/upload/comments/a023467e4994343883478fc3e524f5a8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Произведения Л.Н.Толстого как средство нравственного воспитания дошкольников

В данном материале содержатся рассказы Л.Н.Толстого для детей. К ним разработаны задания для обсуждения нравственных вопросов. Материал может быть использован в непосредственной образовательной област...

Использование макетов и моделей при формировании элементарных экологических представлений, как важнейшего средства нравственного воспитания дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то...

Игра - ка средство нравственного воспитания дошкольников

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...

Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...

Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка –...

Народные и семейные традиции как средство нравственного воспитания дошкольников

Все мы родом из детства, и именно в детстве закладываются зерна добросердечия и милосердия, истинного гуманизма....