Домашнее задание в кругу семьи. Тема: "Лето"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Кузнецова Людмила Ивановна

Занимательные игры и упражнения  по лексической теме "Лето" активизируют словарь ребёнка, развивают грамматический строй речи, связную речь, общую и мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnee_zadanie_v_krugu_semi._leto.docx313.75 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: Лето. https://img-fotki.yandex.ru/get/4131/160878850.d24/0_bb81e_f8b066e0_XL.png

  • Развитие лексико-грамматических процессов

 и связной речи по теме «Лето»

1.Беседа о лете.

Цели: закрепить в речи названия летних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.

Отгадайте загадку:

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю.

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я — ... (Лето.)

- Как вы думаете, о каком времени года мы будем сегодня говорить? (О лете.)

- Что характерно для этого времени года? Послушайте отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев», ответьте на вопросы.

Не спит всю ночь болотный лунь,

Светлей всех месяцев июнь.

Варенье варится буль-буль,

Из ягод, что собрал июль.

Всем дарит яблоки на радость

Последний летний месяц август.

                                              В. Степанов

Вопросы и задания:

Чем примечателен месяц июнь (июль, август)?

Назови первый (второй, третий) летний месяц.

Перечисли летние месяцы по порядку.

2.Игра «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, чувство рифмы; совершенствовать мелкую моторику, творческое воображение.

Ход игры. Дети отгадывают загадки и рисуют отгадки, так, чтобы получилась картина.

Например:

- Ребята, сейчас мы с вами будем рисовать картину. Отгадайте, какое время года будет на ней изображено?

Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро теплом согрето,

Всех зовет купаться... (лето).

- Правильно на картине будет изображено лето.

А теперь слушайте загадки и рисуйте отгадки.

Жаркий шар на небе светит,

Этот шар любой заметит.

Утром смотрит к нам в оконце,

Радостно сияя, ... (солнце).

                               Е. Савельева

Они легкие, как вата,

По небу плывут куда-то.

Держат путь издалека

Каравеллы — ... (облака).

Мчится по холмам змея,

Влагу деревцам неся.

Омывая берега,

По полям течет... (река).

                              Е. Савельева

Он поплачет над садами —

Сад наполнится плодами.

Даже пыльный подорожник

Рад  умыться в летний... (дождик).

                              Е. Савельева

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

На прогулке видел

Чудо-мостик подвесной…(радуга)

3.Игра «Четвёртый лишний»

Цели: учить дифференцировать признаки лета от признаков других времён года, развивать связную речь (употребление сложноподчинённых предложений), развивать зрительное внимание.

Ход игры. На  столе  четыре картинки, на трёх из которых одно время года, а на четвёртой—другое. Дети рассматривают картинки и составляют предложения.

Например:

Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней

нарисована зима, а на остальных картинках изображено лето.

и т. п.

4.Дидактическая игра «Назови ласково»

Цели: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными     суффиксами.

С использованием картинок с летней тематикой

(солнце, лес, река, ягоды, цветы, стрекоза, птицы, муравейник и т.д.).

Дети рассматривают картинки , называя при этом слово  ласково.

5.Дидактическая игра «Подбери слово-признак»

Цели: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

Солнце — ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т.д.

6.Дидактическая игра «Подбери слово-действие»

Цели: активизировать словарь слов признаков, глагольный словарь.
Солнце ... ярко. Лес ... красивый.

Река ... быстро. Ягоды ... в лесу.

Цветы ... на лугу. Стрекоза ... над водой.

Муравейник ... муравьи. Птицы ... весело.

7. Произношение скороговорки. 

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над четкостью дикции и произношением.

Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

8. Игра «Составь схему»

Цели: совершенствовать навык анализа речевого потока на слова.

Ход игры. Дети составляют или рисуют  схемы предложений.

Например:

Лето — жаркое время года.

Летом дети любят купаться.

Лётом много цветов.

9.  Игра «Хлопаем — топаем»

Цели: совершенствовать навык анализа речевого потока на слова.

Ход игры. Родитель предлагает детям послушать

предложения о лете. Если они согласны с выражением, пусть

хлопают в ладоши, если нет — топают ногами.

Летом птицы улетают на юг.

Летом жарко.

Летом в лесу много ягод.

Летом звенит капель.

Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.

Летом животные готовятся к зиме.

Январь — первый летний месяц.

Летом у школьников каникулы.

10. Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развивать речевой слух, слуховую память, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные

слова).

ХОД игры. Родитель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти. После этого дети должны назвать лишнее слово и объяснить почему.

Например:

Лето, летний, лететь.

Трава, травяной, трамвай, травушка.

Дождь, дождливый, ждать, дождить.

Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к заданным.

11.Игра «Исправь ошибки»

Цели: развивать слуховое внимание, грамматический строй речи

(согласование прилагательных с существительными).

ХОД игры. Родитель  предлагает детям внимательно прослушать «словосочетания» и исправить в них ошибки.

Например:         

(голубая) колокольчик — голубой колокольчик

(душистый) земляника — ...

(тёплый) солнышко — ...

(летнее) дождик — ...

12. Игра «Составь предложение из слов»

Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, учить из данных слов строить предложение; совершенствовать навык анализа речевого потока (предложений на слова).

Ход игры. Родитель предлагает детям прослушать ряд слов

и составить из них предложения.

Например:

Ярко, лето, светить, солнце. —Летом ярко светит солнце.

Мы, земляника, найти, душистая, поляна, на. — На поляне

мы нашли душистую землянику.

13. Игра «Объясни пословицу»

Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать

связную речь.

Ход игры. Послушай и объясни пословицы и поговорки.

Что летом родится, зимой пригодится.

Клади по ягодке, наберёшь кузовок.

Одна пчела много мёду не наносит.

Готовь летом сани, зимой — телегу.

14. Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

«ОТЧЕГО ТАК МНОГО СВЕТА?»

Отчего так много света?

Отчего вдруг так тепло?

Оттого, что это — лето

На всё лето к нам пришло.

Оттого и каждый день

Всё длиннее, что ни день,

Ну а ночи,

Ночь от ночи,

Всё короче и короче...

                                И. Мазнин

15. Тексты для пересказа «Как Вася рыбу ловил»

Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:

— Мама, я с тобой пойду!

Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.

Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.

Барахтается, кричит:

— Рыбку поймал! Рыбку поймал!

Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:

— Где же твоя рыбка?

Разжал Вася кулак, а там нет ничего!

Смеётся мама:

— Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!

                                                                  Н. Калинина

Вопросы:

Зачем мама пошла на речку?

Кто пошёл на речку с мамой?

Почему Вася потянулся к воде?

Удалось ли Васе поймать рыбку?

 Что сказала мама?

  • Развитие общей моторики.

 Речь с движением «Гроза»

Цели: учить координировать речь с движением,

развивать творческое воображение.

Гром гремит, грозит, грохочет — (Топают ногами в такт.)

Напугать гроза нас хочет.

Небо было голубое — (Качают руками над головой.)

Стало грозное, стальное.

Град горошинами бьёт, (Стучат кулаками по коленям к такт.)  

Град гулять нам не даёт!

Но гроза всё дальше, тише,

Глуше гром и небо чище ...

Загорелась полукругом (Приседают, рисуют руками над головой дугу —

разводят )

Радуга-дуга над лугом!

                                         Л. Гадасина, О. Ивановская

  • Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика «Хороший день»

Цели: развивать мелкую моторику, учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение

До чего хорош денёк: (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Веет лёгкий ветерок, (Делают плавные движения ладонями на себя.)

Солнца летнего лучи (Поднимают руки вверх, пальцы растопырены.)

Так приятно горячи!

И не надо (Поочерёдно загибают пальцы на двух руках одновременно.)

Ни сапог,

Ни рубахи,

Ни чулок,

Ни

тужурки,

Ни калош...

До чего денёк хорош! (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь воспитателю. Домашнее задание по теме "Семья". 2 младшая группа

Домашнее задание на тему "Семья" для второй младшей группы представляет собой подборку речевых упражнений и пальчиковых игр на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возрасту стихи и з...

В помощь воспитателю. Домашнее задание по теме "Семья". Средняя группа

Домашнее задание на тему "Семья" для средней группы представляет собой подборку речевых упражнений и пальчиковых игр на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возрасту стихи и загадки ...

Домашнее задание в кругу семьи. Тема: "День Победы"

В великий праздник "День Победы" поговорите с ребёнком об этом важном дне в жизни нашей страны и обязательно  поиграйте. Рекомендую игры для развития речи старшего дошкольного возраста ...

Задания и игры по теме "Лето"

Данные рекомендации помогут родителям закрепить знания у детей по лексической теме "Лето"...

Домашнее задание в кругу семьи. Тема: "Новый год"

Новый год один -  из самых любимых праздников детей! Предлагаю интресные игры, задания на развитие речи, стихи для детей страшего дошкольного возраста в рамках лексической темы: "Новый год&q...

Домашнее задание для родителей по теме "Лето"

Домашнее задание для родителей по  лексической теме "Лето"....

Домашнее задание по теме "Семья",

задания для дистанционного обучения для детей подготовительной группы...