Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение
консультация (подготовительная группа)

Самовилова Алла Владимировна

Приобщая детей к чтению, родители выступают как основные проводники между ребенком и книгой, художественным словом. Педагоги же, в свою очередь, должны помочь родителям осознать пользу чтения для детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnyy_vozrast_konsultatsiya21_3.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение

Период дошкольного детства – это время, когда происходит становление детской личности. Помимо общего развития, ребенок развивается как читатель, и на данный процесс оказывает серьезное воздействие совместная работа педагогов и родителей. Приобщая детей к чтению, родители выступают как основные проводники между ребенком и книгой, художественным словом. Педагоги же, в свою очередь, должны помочь родителям осознать пользу чтения для детей.

Если заниматься с дошкольниками чтением художественной литературы регулярно и старательно, это позволит детям получить необходимый словарный запас, сформировать навыки выразительной и красивой речи, научить правильно, строить предложения и пр. Кроме того, занимаясь чтением, дети развивают свой интеллект, приобретают новые знания, у них формируется усидчивость и вырабатывается привычка трудиться. В ходе чтения также улучшается психофизиологическое развитие ребенка, происходит развитие воображения и памяти, слуха, внимания и пр.

Важно, чтобы педагоги взаимодействовали с семьями дошкольников систематически, чтобы проводимая работа была разнообразной с методической точки зрения и грамотно организованной. Это поможет воспитать из дошкольников настоящих читателей.

Проводимая работа педагогов с родителями направлена на решение следующих задач:

  • знакомство родителей с возрастными особенностей детей дошкольного возраста как читателей, изучение их позитивных и негативных стереотипов;
  • расширение имеющихся у родителей представлений о детской литературе;
  • обучение процессу руководства воспитанием читательского интереса у детей, привлечение родителей к взаимодействию с сотрудниками ДОУ.

Круг как зрительских, так и читательских интересов детей определяется в основном родителями, именно по этой причине важно, чтобы у самих родителей происходило постоянное расширение представлений о детской литературе.

Книги и процесс чтения занимают весьма значимое место в жизни ребенка дошкольного возраста. Подтверждением этому служат различные поговорки и пословицы, впитавшие в себя народную мудрость о книгах и чтении. Например,

Книги не говорят, да правду сказывают.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Хорошая книга – лучший друг.

        Благодаря художественной литературе дети лучше узнают и постигают общественную жизнь и жизнь природного мира, знакомятся с миров человеческих взаимоотношений и чувств. Благодаря чтению происходит развитие воображения и мышления, дети изучают замечательные образцы русского литературного языка, их эмоции обогащаются в значительной степени.

Приобщить детей к чтению и сделать этот процесс эффективным и гармоничным возможно только с помощью родителей. Поэтому важно, чтобы в семьи вернулась традиция совместного, общего чтения, чтобы происходило продуктивное и ценное общение втроем: взрослый – ребенок – книга.

 Список книг для семейного чтения:  

русские народные потешки, песенки, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки; русские народные сказки  «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса», «Семь Симеонов — семь работников», «Василиса Прекрасная»;

белорусская сказка «Легкий хлеб»;

А. Пушкин «Сказки»;

Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Слон»;

К, Ушинский «Спор деревьев», «История одной яблоньки»;

С. Одоевский «Мороз Иванович»;

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

В Гаршин «Лягушка-путешественница»;

И. Гурвич «Малька и Милька»;

 В Осеева «На катке»;

С Маршак «Кошкин дом», «Как рубанок сделал рубанок»;

В. Бианки «Птичий год — осень»;

К. Паустовский «Кот-ворюга»;

К. Чуковский «Сказки»;

С. Михалков «От трех до десяти»;

А. Барто «За цветами в зимний лес»;

Л. Пантелеев «Буква ТЫ»;

Е. Чарушин «Кабан-секач», «Рысь», «Носорог», «Бегемот», «Лев»;

Б, Житков «Про слона», «Мангуста», «Как слон спас хозяина»;

С. Воронин «Моя береза. Осенью», «Моя береза. Зимой», «Моя береза. Весной», «Однажды весной», «Дети старой кряквы», «Добрая раковина», «Девять белых лебедей»; А Гайдар «Чук и Гек»; В

 Драгунский «Денискины рассказы»;

В. Зотов «Дровосек», «Жужелица», «Муравей», Черника», «Голубика», «Ежевика», «Клюква», «Белый гриб», «Волнушка», «Опенок осенний»;

В. Сутеев «Под грибом», «Капризная кошка», «Палочка-выручалочка», «Елка»;

В. Сухомлинский «Весенний ветер»;

Дж. Родари «Чиполлино»;

Бр. Гримм «Храбрый портной», «Госпожа Метелица»;

Ш. Перро «Спящая красавица»;

стихи А. Пушкина, А. Плещеева, Н. Рубцова, А. Блока, Ф. Тютчева,

 Е. Благининой, А. Барто, Р. Сефа и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение"...

«Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение!»

Помочь родителям осознать ценность совместного чтения как средства образования, воспитания и развития дошкольников.Распространение положительного опыта семейного воспитания.Задачи родительского собран...

Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение.

Семейное чтение очень важно для каждого ребёнка. ...

"Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение"

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие...

"Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение"

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие...

Консультация для родителей: «Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение»

Консультация для родителей: «Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение»...

Консультация для родителей «Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение»

Пушкин хорошо и правильно сказал: «Чтение – вот лучшее учение!». А если говорить о чтении детям, то это еще и способ скоротать скучную дорогу, и развлечение, и общение, и развитие фа...