Семинар - практикум для родителей "Развитие познавательной активности дошкольников нетрадиционными техниками рисования"
консультация (старшая группа)

Метелкина Наталья Николаевна

Поделиться с вами мыслями о том, что такое познавательное развитие, как мы совместными усилиями должны развивать его в  дошкольнике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»

Развитие познавательной активности дошкольников  нетрадиционными техниками рисования

Семинар – практикум  для родителей

                                                                         Воспитатель:  

                                           

                                   Метелкина Наталья Николаевна

                                                                             

                                   

г. Лесосибирск  2018 г.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».          К.Е. Тимирязев

   Добрый вечер, уважаемые родители! Какие ассоциации у вас вызывает слово  «песок». Что вы вспоминаете, услышав его? Многие из вас вспомнили пляж, лето, крик чаек  бриз морской. Все это завораживает, позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Сегодня я хочу поделиться с вами мыслями о том, что такое познавательное развитие, как мы совместными усилиями должны развивать его в  дошкольнике.  

 Очень часто мы слышим критику в адрес образовательного процесса в детском саду: детям дается сложный, порой не нужный объем знаний, у детей практически не остается времени на игру, самостоятельную деятельность. Все это так, но не стоит забывать факторы диктующие необходимость усложнения содержания занятий и увеличение их объема. Во-первых, на современного ребенка обрушивается огромный поток информации, по сравнению с несколькими десятилетиями назад, и ему необходимо научиться, с нашей помощью, справляться с нею, анализировать, делать выводы, умозаключения. Так же необходимо учитывать реалии современного общества.

Как вы думаете, какой выпускник будет интересен работодателю, с широким запасом знаний, или человек мыслящий шаблонно? Сегодня в социуме  ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, умеющие находить вывод из разных ситуаций. Человек, способный предложить нетрадиционный подход к той или иной проблеме, будет нужен работодателю больше, чем инертный, но исполнительный человек. Поэтому  в ребенке с детства необходимо формировать способность выдвигать разнообразные идеи, развивать гибкость и оригинальность мышления. Современный дошкольник по ряду физиологических параметров обгонит анатомическое развитие предыдущего поколения. Все вышеперечисленные факторы указывают на то, что проблема познавательного развития важна сегодня, как никогда.

Под термином «познавательное развитее» мы имеем  в виду не накопление знаний, а развитие у ребенка умения самому мыслить продуктивно и оригинально. Учеными  доказано, что около 50 % способностей к обучению закладывается у ребенка  впервые 4 года жизни, а еще 30 % до 7 лет. Развитие мозговых структур в дошкольном  детстве определяется активностью ребенка, он рождается с неиссякаемой познавательной потребностью. В течение первых лет жизни созревают основные мозговые структуры. Все остальное, что человек  узнает, чему научится в своей жизни, он будет строить на этом фундаменте.  Наблюдения доказывают, что старший дошкольный период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение  в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, и развивает продуктивные формы мышления.     Психологи подчеркивают, что решающее значение  для развития ребенка имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

На протяжении всего дошкольного детства, огромное значение в развитии личности  ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, что подразумевает сотворчество взрослого и ребенка при движении к единой цели. Совместная деятельность  вызывает у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поскольку взрослый включен в деятельность ребенка как субъект. Причины интеллектуальной пассивности  у детей зависят от ограниченности интересов ребенка. Наблюдения показывают,  что ребенок не в состоянии справиться с самым простым учебным  материалом, быстро выполняет его, если оно переводится в практическую плоскость или игру.  

Очень важен собственный пример родителей, их времяпрепровождение и, конечно, то, какое внимание они уделяют ребенку. Если в семье принято, что родители вечера на пролет проводят у телевизора или чересчур увлекаются компьютером, не проводя время с малышом, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка. Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре. Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель доброжелательный проводник к знаниям и получению опыта. И ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.

Например, гуляя с ребенком, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом, как цветет черемуха. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка – домик, укрытие для листочка, а из цветков вырастет очень вкусная ягода. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку. К концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) появляются признаки самостоятельности и самоконтроля познавательной деятельности. Сегодня я вам предлагаю необычное путешествие в страну рисования  вместе с детьми рисовать. но не карандашами, а пластилином.

               

Цель: Создание условий для развития интереса дошкольников к открытиям через поисковую деятельность.

Задачи:

  1. побуждать интерес к  экспериментированию с материалами для рисования нетрадиционными способами, рисовать пластилином;
  2. развивать творческие способности детей;
  3. формировать  умение замечать красоту природных явлений;
  4. воспитывать  у детей   умение слушать, рассуждать,    желание доводить начатое дело до конца.
  5. продолжать работу над созданием единого пространства «Детский сад и семья»;
  6. формировать активную позицию родителей, развивать  творческий потенциал через привлечение к участию в деятельности.

Оборудование:

ТСО, аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года», картины «Времена года», коллаж дерево, схематическое изображение деревьев и кустарников, магнитная доска.

Материалы:

Бумага  разного цвета, пластилин,  стеки, гуашь, акварель, ватные палочки.

Содержание:

Организационный момент:

Дети входят в группу, звучит музыка П. И Чайковского «Времена года».

Воспитатель: Ребята, вы мне протяните свои ладошки,  я вам передам свое тепло ладошек, а вы мне в ответ улыбнитесь. Чувствуете тепло рук? Сожмите кулачки, прожмите к груди, а теперь, подуйте на ладошки, посмотрите, улыбнулись и наши мамы и папы.

          Проблемная ситуация.

На столе краски, ватные палочки, шприцы, пластилин, термосы с горячей водой,  мольберты с чистыми листами.

Воспитатель: Уважаемые родители и дети, как вы думаете, что можно с этим делать?

          Приемы обеспечения интереса и эмоциональности детей:

Воспитатель: Но прежде я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие. Вы готовы.

Дети подходят к мольберту, на котором расположены картины с  временами года.

Приемы активизации самостоятельного мышления детей:

Воспитатель: Я вам загадываю загадку, а вы должны отгадать и подойти к картине  соответствующей отгадке.

Дел у меня не мало,

Я белым одеялом.

Все землю укрываю,

Белю поля, дома.

А зовут меня….(зима).

Воспитатель: Посмотрите, какие краски использовал художник, чтобы нарисовать зиму.

Воспитатель:

Я распускаю почки,

 В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

 Посевы поливаю.

Движения полна,

А зовут меня…(весна).

Воспитатель: Какая краска появляется  у художника, когда он рисует весну?

Воспитатель: Рассмотрите картину, о которой следующая загадка.

Зеленеют луга,

В небе — радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовет купаться... (лето)

Воспитатель: Посмотрите сколько  листьев на деревьях, какие яркие краски взял художник.

Воспитатель: Послушайте и скажите, о каком  времени года загадка.

Несу я урожай,

Поля я засеваю.

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касалась

Елочек и сосен.

Я - осень.

Ответ детей.

Приемы подачи нового материала с опорой на имеющиеся:

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на все картины и скажите, что  изобразил художник на всех картинах. 

Воспитатель:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево)

Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей:

Предлагаю детям  рассмотреть  деревья, кустарники без кроны, обращаю внимание на то, какой ствол, ветви по размеру.

Показываю коллаж, дерево в разное время года (накладывание на схематичное изображение дерева, аппликации на целлофановой основе, в разное время года)

Практическое задание:

Родители с детьми решают, в какое время года будут рисовать дерево,  выбирают материал, определяют, какого цвета пластилином  будут рисовать ствол, ветки,  какой цвет бумаги лучше подойдет для этого времени года. В целях безопасности родители разогревают пластилин в шприцах, выдавливают, дети рисуют полосками из пластилина  ствол, тычками, снег на деревьях, листву.  Картины разместили в уголке природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Пока...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в дет...

Семинар – практикум для родителей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Ознакомить р...

Семинар-практикум для родителей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Ознакомить родителей  с многообрази...

Семинар-практикум для воспитателей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выпол...

Семинар-практикум "Методы , повышающие познавательную активность дошкольников"

Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, ...