Методические рекомендации об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми
методическая разработка

Лаврова Ирина Алексеевна
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, т.е. защиту от любых форм физического или психологического насилия, оскорблении или злоупотребления, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных представителей или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc60.5 КБ
Файл plakat.docx163.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и  в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, т.е. защиту от любых форм физического или психологического насилия, оскорблении или злоупотребления, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных представителей или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

         Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушает его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети-жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают злоупотреблять алкоголь и наркотики.

          Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия он нуждается в помощи. Такая помощь выступает в качестве вторичной профилактики жестокого обращения с детьми. Вторичная профилактика снижает риск повторного совершения насильственных действий в отношении пострадавшего ребенка и предупреждает возможность возникновения насилия взрослым человеком над детьми.

          Учитывая международный опыт в этой области, следует:

           установить процедуры регистрации и эффективного расследования полученных от детей жалоб о случаях физического и психического насилия;

           обеспечить всем жертвам насилия доступ к консультативным услугам и помощи в целях восстановления и реинтеграции;

           обеспечить адекватной защитой детей – жертв злоупотреблений в кругу своей семьи.

           Семейный Кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» создают правовую базу для работы по профилактике жестокого обращения с детьми, а также с детьми, ставшими жертвами жестокого обращения.

            Согласно ст.56 Семейного Кодекса РФ при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при жестоком обращении с ним, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства.

             Профилактическая направленность деятельности органов опеки и попечительства подчеркивается:

             в статье 121 СК РФ, которая возлагает на органы опеки и попечительства обязанность по защите прав и интересов детей в случаях, когда действием или бездействием родителей создаются условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию;

             в статье 16 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Насилие в семье, уклонение родителей от исполнения обязанностей по воспитанию своих детей является одной из наиболее значимых причин детской безнадзорности и беспризорности, совершения несовершеннолетними преступлений и правонарушений.

              Анализ норм семейного и гражданского законодательства позволяет выделить следующие направления работы по предупреждению жестокого обращения с детьми:

              внесудебное разрешение конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также с отношениями между членами семьи;

              обращение с иском в суд при грубом нарушении родителями прав и законных интересов ребенка;

              участие в судебном рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, включая подготовку заключения по существу спора;

              принятие правовых актов, направленных на защиту прав и законных интересов детей.

               Внесудебное разрешение конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также с отношениями между членами семьи заключается в выявлении и оперативной организации учета детей, оказавшихся в ситуации, когда действиями или бездействием родителей создаются условия, представляющие угрозу их жизни или здоровью либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию, проведении индивидуальной работы с такими детьми и их семьями.

                Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.

                 Внесудебное разрешение семейных конфликтов можно считать важнейшим направлением профилактики жестокого обращения с детьми, поскольку эта деятельность позволяет на ранних сроках развития семейного кризиса выявить семьи группы риска по насилию над ребенком, указать родителям на ошибки в воспитании детей, принять меры по устранению причин возникновения трудной жизненной ситуации, в которой оказалась семья, повысить компетентность родителей как воспитателей.

                В случае  выявления грубых нарушений прав и законных интересов ребенка, когда семейное неблагополучие существует длительное время, родители систематически не исполняют своих обязанностей по воспитанию ребенка,  индивидуальная профилактическая работа с семьей не приносит желаемых результатов, органы системы профилактики вправе самостоятельно обратиться в суд  с иском о лишении  родительских прав или ограничении родителей  в правах. Такой иск направлен на предупреждение повторных случаев, опасных для жизни и здоровья детей, их развития, случаев насилия над ними в семье или уклонения родителей от исполнения своих обязанностей, а также для предупреждения негативных последствий, связанных с жестоким обращением с детьми.

      Инициирование вопроса о лишении родительских прав должно рассматриваться в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата.

      Для профилактики насилия над детьми важно не только право органов опеки и попечительства самостоятельно обращаться с исками в суд, но и участвовать в рассмотрении судом всех споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка / ст.78 СК РФ).

      К делам такой категории относятся дела:

      об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (ст.66 СК РФ);

       о лишении родительских прав и восстановлении в родительских правах

(ст.ст.69,72 СК РФ);

        об ограничении в родительских правах и об отмене ограничения родительских прав ( ст.ст.73,76 СК РФ).

        Законодательство наделяет органы опеки попечительства рядом полномочий, использование которых имеет принципиальное значение для защиты детей от насилия в семье. Это, прежде всего, право немедленно отобрать ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 64 СК РФ).

         Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье имеет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, ст.57 СК РФ.

         Важными направлениями деятельности органов опеки и попечительства по профилактике насилия над детьми в случае отобрания детей у кровных родителей являются:

          подбор ребенку, оставшемуся без попечения родителей, замещающей семьи;

          последующий контроль со стороны органов опеки и попечительства за условиями жизни подопечных, соблюдением опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных.

         Широкий круг прав и обязанностей органов опеки и попечительства по предупреждению жестокого обращения с детьми, многообразие средств, с помощью которых они могут выполнять эти функции, требуют привлечения к профилактической деятельности других субъектов системы защиты прав и законных интересов детей.

          В соответствии со ст.6 ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлена возможность осуществления полномочий по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства уполномоченными организациями. Таким образом, подчеркивается роль уполномоченных организаций в проведении профилактической работы по предупреждению жестокого обращения с детьми.

          Глава 2 ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривает обязанность органов и учреждений системы профилактики осуществлять работу по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.

          В настоящее время профилактическую, реабилитационную работу в случаях жестокого обращения с детьми могут осуществлять органы опеки и попечительства, органы управления социальной защитой населении я, учреждения социального обслуживания, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации  (социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних), иные организации создаваемые органами управления социальной зашиты населения, органами управления образованием или органами опеки и попечительства.

           Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности  и беспризорности несовершеннолетних; оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, содействуют возвращению в семью несовершеннолетних, осуществляют реабилитацию, организуют социальный патронаж несовершеннолетних (примерное положение о СРЦ для несовершеннолетних, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 года № 896).

             При работе с детьми в социально-реабилитационных центрах рекомендуется предусматривать:

             поэтапное проведение программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающее восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;

             оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения.

              Таким образом, в настоящее время значительное число учреждений социальной защиты населения и образовательных учреждений призваны оказывать помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям.

     Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные формы, но их следствием всегда является: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко - угроза его жизни или даже смерть.

     Физическое насилие – нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими каких-либо физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают его жизни.

     Физическое насилие также включает вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотиков, алкоголя и других отравляющих веществ. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение ( истязание ).

      Сексуальное насилие  или совращение – использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или для получения выгоды.

     Психическое (эмоциональное) насилие – постоянное или периодическое оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, предъявление требований, не соответствующих возрасту ребенка, обман .

     Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичный пример пренебрежительного отношения к ребенку – оставление без присмотра, что может привести к опасным для жизни и здоровья последствиям.

     К жестокому обращению также относится использование при этом силы общественных институтов:

     религиозной организации;

     суда;

     милиции;

     школы;

     приюта;

     спецшколы для детей;

     родственников;

     психиатрической больницы и так далее.

     Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию:

     контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой.

     Особенности поведения ребенка, пережившего насилие:

     беспокойство, тревожность;

     нарушение сна, ночные кошмары;

     множество страхов, агрессивность;

     жестокое обращение с животными, неумение общаться со сверстниками;

     склонность к уединению, боязнь физического контакта со взрослыми;

     плохая успеваемость, негативизм;

     постоянный печальный вид;

     постоянный голод;

     кража денег, пищи;

     требование ласки и внимания;

     низкая самооценка.

     Последствия жестокого обращения могут быть:

     1. Аффективные нарушения: вина, стыд, тревога, страх, подавленная злоба.

     2. Физические нарушения: расстройства сна и аппетита, соматические заболевания, внешние повреждения.

     3. Когнитивные нарушения: расстройство внимания, нарушение концентрации памяти, восприятия; повышенная утомляемость, задержка речевого, моторного или интеллектуального развития.

     4. Поведенческие симптомы: «выход наружу» ( агрессивное поведение), избегание, замкнутость в себе, провоцирование похожих ситуаций (дети настойчиво просят, чтобы их наказали, побили).

     5. Самодеструктивное поведение: самокалечение, суицидальные мысли и попытки.

     6. Психопатология: неврозы, расстройства характера, психотические черты.

     7. Сексуализация поведения: повторение сексуальных действий с другими, увеличение сексуальных знаний.

     

     Правовые основы:

      Конвенция ООН о правах ребенка:

     ст.19 - дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты;

     ст.16 - защита от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;

     ст.24 - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;

     ст.27 - признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического. Умственного, духовного, нравственного и социального развития;

      ст.34 - защита ребенка от сексуального совращения;

      ст.37 - защита ребенка от других форм жестокого обращения;

      ст.39 - меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

     Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

      статьи 106-136 – за совершение физического и сексуального насилия. В том числе и в отношении несовершеннолетних;

      статьи 150-157 – за преступления против семьи и несовершеннолетних.

      Семейный Кодекс РФ утверждает:

      ст.54 – право ребенка на уважение его человеческого достоинства;

      ст.69 – меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ним в семье;

      ст.77 – немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.

      «Методические рекомендации …» разработаны на основании норм и положений Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, Федерального закона от 14.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

   

     



Предварительный просмотр:

http://sad.edusite.ru/images/p33_img13.jpg

http://sad.edusite.ru/images/p33_jestobrashaenie.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Работа по профилактике жестокого обращения с детьми"

Агитационные плакаты педагогам и родителям "Детство без насилия"....

Особенности профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольной образовательной организации

В статье впервые предпринимается попытка рассмотреть особенности профилактики жестокого обращения с детьми в условиях дошкольной образовательной организации, а также определены возможности для организ...

Опыт работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми

Опыт работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми...

Папка-передвижка "Рекомендации родителям по профилактике жестокого обращения с детьми"

Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. К сожалению, большинство таких случаев происходит в семье, с...

Методическая разработка мероприятия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми Тренинг для родителей ТЕМА: «Жизнь детей без насилия»

Цель:  повышение правовой культуры родителей по защите прав ребенка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профил...

Отчет работы Месячник «Профилактика жестокого обращения с детьми» В старшей группе №24 «Затейники»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 22 «ГОРОД ДЕТСТВА»...

Информационно – обучающий семинар для педагогов «Организации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактике жестокого обращения с детьми в условиях режима ограничительных мер, введенных указом Губернатора Ивановской области от 17.03.2

Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания» (Конвенция о правах ребенка) Это выдержка из Конвенции о пра...