Сочиняем сказки вместе с детьми.
консультация

Боркова Ирина Вячеславовна

Сочинение сказок развивает не только фантазию, но и речь, мышление, воображение ребёнка, помогает в творческой форме закрепить имеющиеся у ребёнка знания, готовит к успешному школьному обучению, сплачивает семью и доставляет массу положительных эмоций, формирует  у ребёнка чувство своей успешности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinyaem_skazki_vmeste_s_detmi.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Сочиняем сказки вместе с детьми.

Вы пробовали с детьми сочинять сказки? Сочинение сказок развивает не только фантазию, но и речь, мышление, воображение ребёнка, помогает в творческой форме закрепить имеющиеся у ребёнка знания, готовит к успешному школьному обучению, сплачивает семью и доставляет массу положительных эмоций, формирует  у ребёнка чувство своей успешности.

Как научить строить сюжетную линию сказки.

Предложите ребенку вместе сочинить сказку о приключениях, например, осеннего листочка.  Почему именно эта тема? Во-первых, приключения всегда нравятся детям. Во-вторых, сочиняя эту сказку, малыш вспомнит признаки осени, научится использовать имеющиеся у него знания об осени в новой творческой ситуации. А это значит, что будет учиться быть не потребителем, а творцом. Спросите ребенка:

  • «Наш герой – листочек – это будет листочек с какого дерева – молодого или старого? Клена или рябины? Дерева из леса или дерева на берегу реки? Или дерева в нашем дворе? У него будет имя? »
  • «С чего начнется наша сказка?»
  • «Что случится с листочком в сказке? Может быть, он отправится в путешествие с перелетными птицами? Или встретит на своем пути серебристую паутинку и начнет беседовать с паучком? А может быть, он опустится на веточку и поплывет по реке, а по пути будет знакомиться с рябиной, березкой и другими деревьями, которых он раньше не видел. А может быть, листочек опустится на пенек и увидит, как разные насекомые прячутся перед зимой в щели пенька, и с ними подружится. Или его занесет ветром в беличье  дупло и он подружится с белочкой?»
  • «Чем всё закончится?»

Такое простое планирование сказки поможет ребенку выстроить сюжет.

 КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССКАЗЫВАТЬ СВОЮ СКАЗКУ?

После творческого планирования — придумывания сюжета сказки начните рассказывать сказку вместе с малышом.

Если ребенок еще маленький (3-4 года), то начинайте фразу, а малыш ее закончит. Это будет выглядеть примерно так: «Жил да был… кто? (ребенок – «листочек»). И жил он на… (ребенок заканчивает). Наступила…. Подул сильный ветер. Однажды ветер…Листочек испугался… Он спросил… Рябина ответила..И полетел он….» и т.д.

Задавая начала фраз, Вы помогаете ребенку построить связи между предложениями и частями текста. Такое сотворчество очень полезно для ребенка, потому что в нем малыш накапливает своеобразный «словарь» связок и сказочных слов (жили-были, вдруг, однажды, спросил, сказал, ответил, удивился, начался, и стали они и т.д.). Часто сочиняя сказки с мамой и «впитывая» в себя этот опыт, через некоторое время произойдет перелом: Вы вдруг заметите, что малыш начал активно использовать сказочные слова и связки в своей речи, в своих сочинениях без Вашей помощи, он легко строит текст и не запинается между предложениями, у него плавная богатая выразительная речь!  Это именно тот результат, к которому мы и стремимся!

Если ребенку 5-6 лет, то Ваша помощь будет зависеть от уровня речевого развития малыша и его индивидуальных особенностей. Одним детям помощь не требуется, другим нужно давать начало фразы как и в 3-4 года, третьим достаточно вопроса-подсказки: «А дальше что случилось? Кого он встретил? Что сказал?»

Приём диктовки сказки взрослому.

 Записывайте получившуюся сказку под диктовку

ребёнка. Такой приём «диктовки» ребёнком взрослому развивает речь так, как её не разовьёт никакой другой приём. И дело тут в том, что малыш ставится в ситуацию, когда ему приходится диктовать, а значит, продумывать свою речь и каждое своё слово! Этим приёмом мы готовим переход от устной речи к письменной!  Когда ребёнок диктует, он строит такие предложения, которые в другой ситуации он ещё не в состоянии построить! То есть диктовка текста — это как бы «планка» роста для малыша!

С помощью приёма диктовки ребёнком своей сказки Вы не только обогатите словарь малыша и разовьёте связную речь, но и внесёте весомый вклад в успешную подготовку ребёнка к школьному обучению. 

Как сделать книжку-самоделку с детской сказкой.

 Оформляйте детские сказки в самодельные книжки. Складывается лист альбома пополам. Получается «книжка» из 4 страниц. Первая страница – обложка. Её рисует ребенок. На обложке подписывайте название сказки. Обязательно выбирайте такое название, чтобы из него было понятно, о чём говорится в сказке. Следующие три страницы – это сама сказка: её начало (вторая страница), середина (третья страница) и конец (четвёртая страница).  Под диктовку пишите  текст внизу страницы. А ребёнок рисует рисунки.

Ребёнок быстро забывает свои действия, тем более свои слова. Речь – это вообще явление, которое невозможно ни пощупать, ни погладить ни как-то ощутить. Такие книжки показывают ребёнку наглядный результат его речи, его усилий и вызывают большой интерес у всех малышей. Ведь этот результат красивый, его можно показать другу, папе, бабушке, погладить, потрогать!

  Маленькие  дети, с удовольствием будут  сочинять сказку и издавать по ней свою собственную книжку, в которой он будет и  художником, и писателем. Причем даже самые подвижные и гиперактивные дошкольники готовы заниматься этим увлекательным делом часами!

Примерные темы  сказок для малышей.

Если Вам понравилось сочинять сказки о природе, то вот примерные темы осенних историй, которые нам с детьми полюбились. Может быть, и Вам они придутся по душе и вдохновят на творчество: «Приключения осеннего дождика», «О чем прошептала рябина», «Почему дуб осенью зелёный?», «Как белочка готовилась к зиме», «Приятный сон осеннего дерева», «О чём говорят деревья в лесу осенью?», «Что вчера мне рассказал осенний ветер?» «Волшебный лес», «Сказка об одуванчике», «Сказка о добре и дружбе», «Заяц — хвастунишка».

Например, сказка об одуванчике может быть такой:

Сказка об одуванчике

Жил был одуванчик. Он был очень красивый: зелёный и стройный, с жёлтой шапочкой. Так и гордился собой. Но дни шли за днями, и обычная яркая шапочка стала бледнеть. А скоро одуванчик и вовсе стал совсем седой. Сначала он очень расстраивайся, что теперь не такой красивый.

И сказал он однажды соседу клёну: «Эх я был такой красивый, а теперь я весь седой, невзрачный, я так расстроен.» Одуванчик, ты зря огорчаешься, твоя шапочка — это семена, ветер разнесёт их по земле и на следующий год из них вырастет много одуванчиков — твоих деток.

Только клён это сказал, как задул ветерок, подхватил пушинки — зонтики с одуванчика и полетели они далеко-далеко. Ветер утих. Семена-пушинки плавно опустились на землю. А следующей весной из них выросли новые, молодые одуванчики, такие же красивые, как и их родитель.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочиняем сказки вместе

Как сочинять сказки вместе с детьми....

Консультация для родителей «Сочиняем сказку вместе»

В этой консультации идет речь о том, как сказки помогают развить в ребёнке воображение, мышление, речевое творчество и умение придумывать сказки самому. Родителям даны советы, как помочь ребенку...

Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми» Часть1

Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми»Часть1[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23466226","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми» Часть2

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23945146","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left;"}}]]         ...

консультация для родителей "СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ"

как развить у ребёнка творческое мышление...

Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми»

Консультация для родителей«Сочиняем сказки вместе с детьми»...

Консультация для родителей "Сочиняем сказки вместе с детьми"

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим ми...