Рекомендации для родителей по развитию уровня общей осведомленности дошкольников.
консультация (подготовительная группа)

Хазиахметова Нина Валентиновна

Развитие уровня общей осведомленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей.20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования

г. Ялуторовска «Детский сад №9»

Рекомендации для родителей по развитию уровня общей осведомленности дошкольников.

                                                  Педагог – психолог : Хазиахметова Н.В.

 Важно знать:

 ∙ Общая   осведомленность ребенка это круг представлений об окружающем мире, умении рассуждать и обосновывать свои выводы.

 ∙ Общая осведомленность входит в число факторов, определяющих уровень интеллекта, и представляет собой совокупность знаний и представлений об окружающем мире, его основных закономерностях, которые человек получает в течение всей жизни из различных источников.

 ∙ Общую осведомленность еще называют эрудицией, кругозором. В первые годы своей жизни ребенок не только накапливает впечатления от познания особенностей предметов, окружающих его: он учится ориентироваться в окружающем мире, расширяя собственный чувственный опыт.

 Что спросить у ребенка: 3-х лет.

 Как тебя зовут?

 Ты девочка или мальчик?

 Покажи свою голову, руки, ноги, глаза, нос, рот, волосы.

 Покажи рукой, где верх, а где низ.

 Пол (ковер) где: вверху или внизу?

Потолок (лампочка, люстра) где: внизу или вверху?

Что спросить у ребенка: 4-х лет.

Как тебя зовут?

 Как твоя фамилия?

Ты девочка или мальчик?

 Сколько тебе лет?

 Покажи свои глаза, нос, рот, брови, подбородок, шею, спину, грудь, живот, локти, коленки, ладошки, пальцы.

 Покажи рукой, где верх, а где низ?

 Пол (ковер) где: вверху или внизу?

 Потолок (лампочка) где: внизу или вверху?

 Покажи рукой, что находится впереди, а что сзади? Что впереди? Что сзади?

 Расскажи, что ты любишь кушать?

 Из чего это сделано? Как зовут маму? Папу? Бабушку?

 Как зовут вашу воспитательницу?

 Как зовут детей в твоей группе?

 Во что ты любишь играть?

Чем ты любишь играть?

Что спросить у ребенка : 5-6 лет.

 Как тебя зовут? (называние фамилии вместо имени не считается ошибкой)

Ты девочка или мальчик?

 Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей? Сколько тебе лет?

Как зовут твою воспитательницу? Она старше или младше тебя?

Сколько детей у вас в группе?

 Есть ли у тебя друг?

 Как его зовут?

 В какое время года появляются листья на деревьях? (идёт снег?)

 Когда люди спят?

Когда делают зарядку?

 Кто больше: корова или коза?

 Кто меньше: птица или пчела?

 Кто длиннее: червячок или змея?

У кого меньше лап: у собаки или у петуха?

 Для чего человеку нужны глаза, уши, рот?

 Какие еще части тела ты знаешь?

 Скажи свой адрес: где ты живешь?

 Что остается на земле после дождя?

 Что делают врачи, повар, продавец?

 Какого человека называют хорошим? Плохим?

У тебя есть любимая игрушка?

 Любимый мультфильм? О чем он?

Чем ты любишь заниматься?

Покажи рукой, где верх, а где низ? Покажи рукой, что находится впереди, а что сзади?

 Покажи, что находится слева, а что справа?

Что спросить у ребенка : 7 лет.

 Как тебя зовут? (называние фамилии вместо имени не считается ошибкой).

 Ты девочка или мальчик?

 Кем ты будешь, когда вырастешь: женщиной или мужчиной? Сколько тебе лет?

 Сколько тебе было год назад (в прошлом году?)? Сколько тебе будет через год? Через два?

Когда у тебя день рождения? (число, месяц)

Как зовут твою воспитательницу?

 Она старше или младше тебя?

 Сколько детей у вас в группе? Есть ли у тебя друг?

 Как его зовут?

 Какое сейчас время года?

 Какие еще времена года ты знаешь?

 Какие месяцы ты знаешь?

 Какие дни недели ты знаешь?

 Сейчас утро, день или вечер?

 Когда мы завтракаем: утром или днем?

Когда обедаем: вечером или днем?

 Что бывает раньше: обед или ужин?

 Что позже: завтрак или обед?

 Для чего человеку нужны глаза, уши, рот?

 Какие еще части тела ты знаешь?

Чем отличается день от ночи?

Кто больше: корова или коза?

 Кто меньше: птица или пчела?

 Кто длиннее: червячок или змея?

 У кого меньше лап: у собаки или у петуха?

 Как называется наша страна?

 Какой главный город?

 Скажи свой адрес.

Что делают почтальон, строитель, учитель?

 Какого человека называют хорошим? Плохим?

 Чем ты любишь заниматься?

 У тебя есть любимая игрушка?

 Любимый мультфильм? О чем он?

 Покажи рукой, где верх, а где низ?

 Покажи рукой, что находится впереди, а что сзади? Покажи, что находится слева, а что справа?

 А что находится у меня (взрослого) слева? Справа? Правой рукой покажи левую коленку.

 Левой рукой покажи правое ухо.

Правой рукой покажи левое плечо.

 Левой рукой покажи правую ладонь.

 Ваш ребенок знает ответы на эти вопросы?

 Беседуйте с ним на все интересующие его темы, отвечайте на его вопросы. Обсуждайте с ребёнком мультфильмы, книги, семейные события, праздники, объясняйте ему всё, что его интересует.

 Для эффективности развития общей осведомленности целенаправленно побуждайте ребенка:

 ∙ анализировать свои впечатления от объектов, осознавать их отдельные свойства;

 ∙ выделять существенные признаки объектов, овладевать критериями оценки отдельных их параметров;

 ∙ производить способы классификации объектов, делать обобщения, осознавать общее в своих действиях при решении различных видов задач и т.д.

Пример беседы с детьми старшего дошкольного возраста.

 Тема «Транспорт».

 ∙ Выясните, что ребенок знает о транспорте: помнит ли, для чего предназначен грузовой и пассажирский транспорт.

∙ Обсудите, что существует пять видов транспорта: дорожный, железнодорожный, водный, воздушный, подземный. Приведите примеры, покажите изображения, используйте игрушки.

 ∙ Предложите ребенку составить описательный рассказ о транспорте по образцу. «Это - самолет. Самолет - воздушный пассажирский транспорт. Он большой, белый. У него крылья, хвост, просторные салон для пассажиров и кабина пилота-летчика, колеса, две двери, круглые окна-иллюминаторы. Самолетом управляет пилот-летчик»

 Игра «Угадай» (родитель загадывает признаки транспорта, ребенок угадывает и называет).

 Например: У этого транспорта нет колес, нет крыльев, в нем помещается много фруктов. Если ребенок затрудняется, ему говорят подсказку, о том что это транспорт двигается по воде. И т. д. пока ребенок не сделает вывод, что это водный, грузовой транспорт – Корабль.

 После беседы о транспорте, можно предложить ребенку нарисовать транспортное средство, раскрасить раскраску. Важно, что бы ребенок испытывал интерес к деятельности, не критикуйте его, помогите почувствовать уверенность, успех. Поддерживайте его, при необходимости помогайте, подсказывайте.

Загадайте детям загадки о транспорте

 Выезжаем на природу!

Будем изучать погоду!

 Собираем карты, глобус

 И садимся на... (Автобус)

 Дом по улице идёт,

 На работу нас везёт.

 Не на курьих тонких ножках,

 А в резиновых сапожках.(Автобус)

 

Маленькие домики по улице бегут,

 Мальчиков и девочек домики везут.(Автомашина)

 Бежит, гудит,

 В два глаза глядит,

 А станет — Ярко-красный глазок глянет. (Автомобиль)

 Они бывают разные

 — Зелёные и красные.

 Они по рельсам вдоль бегут,

 Везде встречают их и ждут. (Поезд и вагоны)

 В поле лестница лежит,

 Дом по лестнице бежит. (Поезд)

 Не летает, не жужжит,

 Жук по улице бежит.

 И горят в глазах жука

 Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Я зашел в зелёный дом

 И недолго пробыл в нём.

 Оказался этот дом

 Быстро — в городе другом. (Поезд, вагон)

 Закружу, заверчу,

 В небеса улечу. (Вертолёт)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

 Отправляется в полёт

 Наш российский ... (Вертолёт)

 Была телега у меня,

 Да только не было коня,

 И вдруг она заржала,

 Заржала-побежала.

Глядите, побежала телега без коня! (Грузовик)

 Ходит город-великан

 На работу в океан. (Корабль)

Сначала дерево свалили,

 Потом нутро ему долбили

 Потом лопатками снабдили

 И по реке гулять пустили. (Лодка)

 Еду не путём,

 Погоняю не кнутом,

 А оглянусь назад:

 Следу нету. (Лодка)

 К лежебоке у реки

 Притащил я две руки.

 По руке к бокам приладил

 И поплыл по водной глади. (Лодка)

На море, в реках и озерах

 Я плаваю, проворный и скорый

 Среди военных кораблей

 Известен легкостью своей. (Катер)

 Великан стоит в порту,

 Освещая темноту,

 И сигналит кораблям:

— Заходите в гости к нам! (Маяк)

Пьет бензин, как молоко,

 Может бегать далеко.

 Возит грузы и людей.

 Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)

 Четыре колеса,

 Резиновые шины,

Мотор и тормоза...

 И что это? (Машина)

На резиновом ходу

 Все дороги обойду.

 Я на стройке пригожусь,

 Я работы не боюсь.

 Мне открыты все пути.

 Вам со мной не по пути? (Машина)

 

Многолюден, шумен, молод,

 Под землей грохочет город.

 А дома с народом тут

 Вдоль по улицам бегут. (Метро)

 Несется и стреляет,

 Ворчит скороговоркой.

 Трамваю не угнаться

За этой тараторкой. (Мотоцикл)

 Кто, на бегу пары клубя,

Пуская дым трубой,

 Несет вперед и сам себя,

 Да и меня с тобой? (Паровоз)

 Под водой железный кит,

 Днём и ночью кит не спит.

 Днём и ночью под водой

 Охраняет твой покой. (Подводная лодка)

 Под водой она гуляет,

 Нашу землю охраняет,

 Выполняет наш наказ.

У неё — зоркий глаз. (Подводная лодка)

 Братцы в гости снарядились,

 Друг за друга прицепились

 И помчались в путь далёк

Лишь оставили дымок. (Поезд)

Что ж, дружочек, отгадай,

 Только это не трамвай.

 Вдаль по рельсам быстро мчится

 Из избушек вереница. (Поезд)

Железные избушки

 Прицеплены друг к дружке.

 Одна из них с трубой

 Ведёт всех за собой. (Поезд)

Не пчела, не шмель,

 А жужжит.

 Неподвижно крыло,

 А летит. (Самолёт)

 Он в безбрежном океане

 Туч касается крылом.

Развернётся над лугами,

 Отливает серебром. (Самолёт)

 Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что такое?... (Самолёт)

Летит птица-небылица,

 А внутри народ сидит,

Меж собою говорит. (Самолёт)

 Вот стальная птица

 В небеса стремится,

 А ведет её пилот.

Что за птица? (Самолёт)

 Распрекрасный дворец по морю плывёт,

 Белеет на волнах гигант... (Теплоход)

Какой конь землю пашет,

 А сена не ест? (Трактор)

 Едет конь стальной, рычит,

 Сзади плуги волочит. (Трактор)

 С края на край

 Режет чёрный каравай,

 Бездорожье не преграда,

Нет дороги — и не надо:

 Сам себе кладет под ноги

 Две широкие дороги. (Трактор)

 Дом чудесный — бегунок

 На своей восьмёрке ног

 День-деньской в дороге:

 Бегает аллейкой

 По стальным двум змейкам. (Трамвай)

Богатырь идет железный,

 Но работник он полезный.

 Тащит плуги за собой,

 Разговор ведёт с весной. (Трактор)

 Спозаранку за окошком

 Стук, и звон, и кутерьма

По прямым стальным дорожкам

 Ходят красные дома. (Трамвай)

 Есть и водный, и воздушный,

 Тот, что движется по суше,

 Грузы возит и людей.

 Что это?

Скажи скорей! (Транспорт)

 По асфальту идёт дом,

 Ребятишек много в нём,

 А над крышей вожжи,

 Он ходить без них не может. (Троллейбус)

 Земля дрожит, силач бежит.

 Тянет он за собой

Хвост огромный стальной. (Электровоз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников.

Рекомендации предназначены для родителей дошкольников. Вних раскрывается как с помощью игр с прищепками  развивается речь и мелкая моторика у детей....

Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей у дошкольников

Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей у дошкольников...

Рекомендации для родителей по развитию музыкально-художественных способностей дошкольников

В рекомендациях указана краткая информация о необходимости развития музыкально-художественных способностей дошкольников не только в условиях детского сада, но и дома, в семье. Применение игровых форм,...

Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей у дошкольников старшей группы.

Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей у дошкольников старшей группы.1. Поощряйте интересы и увлечения детей в самых различных областях. Если ребенок не выпускает карандаш...

Статья на тему: «Рекомендации для родителей по развитию понятийного мышления у дошкольников».

Вашему вниманию предлагаются ряд игр, способствующих развитию у ребёнка зачатков понятийного мышления....

Методические рекомендации для родителей по развитию графомоторных навыков у дошкольников

Методические рекомендации для родителей по развитию графомоторных навыков у дошкольников....