Рекомендации для родителей "Обогащение словарного запаса детей четвёртого года жизни"
консультация

Данный материал рекомендован родителям, чьи дети имеют проблемы в речевом развитии.  Мои консультации, советы, краткие рекомендации помогут  родителям в решении многих вопросов, связанных  как  с коррекцией звукопроизношения,  так  и  развитием слоговой структуры слова,  расширения, обогащения и активизации словаря ребёнка, формировании грамматического строя речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

«Обогащение словарного запаса детей четвёртого  года жизни»

Учитель-логопед МБДОУ № 49 Венидиктова Л.А.

     Расширение словарного запаса дошкольников 3-4 лет происходит во время  свободной игры с игрушками. Дети этого возраста очень любят играть с наборами игрушек «Доктор», «Парикмахер» и др. Взяв на себя роль доктора, малыш лечит своих «пациентов – кукол», употребляет слова – названия принадлежностей игрушечного набора, названия действий, которые он производит во время «лечения». При этом он копирует взрослых, подражает их интонациям. Желанная игрушка – телефон, с помощью которой можно развивать диалог. Разговаривать по телефону можно на разные темы, и взрослому стоит воспользоваться игровой ситуацией, чтобы развить у малыша умение отвечать на вопросы и поддерживать разговор.

    Очень хороший развивающий эффект дают настольные игры. Изготовить их можно самим. Для расширения словарного запаса применяются различные лото: «Зоологическое лото», «Кто как передвигается», «Кто как голос подаёт», «Домашние и дикие», «Угадай по описанию», «Кто что делает».

    Усвоение слов – названий частей предметов происходит в процессе совместного, со взрослым, рассматривания предмета и выделения его характерных признаков, частей, из которых состоит этот предмет.  Такое аналитическое восприятие предмета очень важно, так как ребёнок  учится обращать внимание на существенные части целого. Основные признаки являются опознавательными знаками данного предмета, его самыми яркими деталями (хобот у слона, панцирь у черепахи, длинная шея у жирафа). Нужно привлекать внимание детей и к более мелким опознавательным признакам, учить всматриваться, проводить сравнение двух похожих предметов.

Например, отличительным признаком ромашки будут белые лепестки и жёлтый кружочек посередине; розы – шипы на стебле, розовый или красный бутон.

Для усвоения названий частей, из которых состоят сложные предметы, можно изготовить  разрезные картинки. Разрежьте картинки так, чтобы каждая часть была на отдельном фрагменте. Ребёнок собирает разрезную картинку, называя каждую деталь. Для этой же цели используйте лото «Целое и части».

    Ввести в активную речь слова – названия частей предметов помогают загадки, в содержание текстов которых входят слова – названия деталей, а при разгадывании называется целый предмет. Чтобы облегчить ребёнку отгадывание, применяйте картинки, изображающие эти предметы.

Например: кузов, кабина, колёса, руль   (машина)

                     ствол, ветки, сучья, листья, кора   (дерево)

                     рукав, воротник, манжеты, пуговицы (рубашка)

В данном возрасте дети легко справляются с загадками, содержащими описание предмета с помощью действий, совершаемых с этим предметом:

Всё время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит (дятел).

С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, а хвостик колечком (собачка)

с загадками – описаниями качеств предмета:

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл  (гриб),

 а также с загадками, содержащими родовые понятия  и видовые своеобразия данного предмета:

Это дерево с крепкими листьями, на нём растут жёлуди (дуб).

Это посуда из которой пьют чай (чашка).

Пока недоступны детям загадки с текстами, содержащими метафорическое толкование предмета, его образную характеристику. Например: «Я одноухая старуха, я прыгаю по полотну, и нитку длинную из уха, как паутинку я тяну». Это следует учитывать при подборе загадок.

    Четвёртый год жизни – это время усвоения  основных словообразовательных моделей языка. Процесс этот длительный и охватывает весь дошкольный возраст. Легче всего усваиваются суффиксы уменьшительно-ласкательные и увеличительные. Таких суффиксов много в текстах потешек и детских стихах  Маршака, Чуковского.

Например: Три очень милых феечки сидели на скамеечке.

                      И, съев по булке с маслицем,

                      Успели так замаслится, что мыли этих феечек

                      Из трёх садовых леечек.

В активной речи уменьшительные суффиксы применяются при образовании слов, обозначающих маленькие предметы. Чтобы обратить внимание детей на возможность применения данных конструкций, полезно рассматривание парных картинок, на которых один и тот же предмет будет изображён разным по размеру. Большой предмет назовите без использования уменьшительного суффикса, а маленький – с применением нужного уменьшительного суффикса ( кукла – куколка). После неоднократного просмотра картинок предложите ребёнку поиграть в игру «Подбери пару», в ходе которой  нужно будет объединить картинки, обозначающие большой и маленький предмет в одну пару и назвать их соответственно с использованием прилагательных. «У меня большой синий мяч», «А у меня  маленький синий мяч».

Примерные картинки для набора «Парные предметы»: большой синий мяч, маленький синий мяч, большое зелёное ведро, маленькое зелёное ведро, большой корабль, маленький кораблик, многоэтажный дом, маленький домик.

Дети трёх-четырёх лет усваивают  суффиксы, с помощью которых образовывают слова – названия детёнышей животных. Лучше всего для этого использовать игры с игрушками – образами животных. Пусть, например, вы будите кошкой-мамой, а ребёнок – котёнком. В игре слова – названия детёнышей животных будут употреблять и взрослые и ребёнок, это необходимо по ходу действия игры. Затем можно поиграть в лошадь и жеребёнка, корову и телёнка, используя те игрушки, которые есть дома. Для закрепления данной темы можно использовать картинки, специальные книги-альбомы с изображениями  животных и их детёнышей. Особо обратите внимание на  слова, обозначающие детёнышей животных, которые имеют другой корень, чем слова – названия взрослых животных: лошадь – жеребёнок, корова – телёнок, собака – щенок. Курица – цыплёнок,  свинья – поросёнок.

Поддерживайте интерес своего ребёнка, так как он лежит в основе дальнейшего развития речи и других психических функций ребёнка.

Успехов Вам!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как расширить словарный запас детей четвёртого года жизни"

Развитие словаря у детей - это важная задача развития речи. Для развития словарного запаса важно общение взрослых и детей. Сюжетно - ролевые игры , дидактические игры, загадки - всё это помогает накоп...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Обогащаем словарный запас детей дома»

Рекомендации для родителей: "обогащаем словарный запас дома"....

Обогащаем словарный запас детей дома (рекомендации для родителей)

Обогащаем словарный запас детей дома(рекомендации для родителей)...

Буклет «Практические рекомендации по обогащению словарного запаса у детей»

Буклет «Практические рекомендации по обогащению словарного запаса у детей»...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Вторая младшая группа, 3 – 4 года «Обогащаем словарный запас детей дома»

Обогащаем словарный запас детей домаКак известно, в современном мире, красивая и правильная речь -  символ высокой культуры и хорошего образования. Именно поэтому, чтобы ваш ребено...

Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...

Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...