Рекомендации родителям "Речевая готовность детей к обучению в школе"
консультация

Данный материал рекомендован родителям, чьи дети имеют проблемы в речевом развитии.  Мои консультации, советы, краткие рекомендации помогут  родителям в решении многих вопросов, связанных  как  с коррекцией звукопроизношения,  так  и  развитием слоговой структуры слова,  расширения, обогащения и активизации словаря ребёнка, формировании грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_detey_k_obucheniyu_v_shkole.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Речевая готовность детей к обучению в школе»

Учитель-логопед МБДОУ № 49 Венидиктова Л. А.

           

        Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности зависит от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

  1. Хорошее физическое развитие ребёнка.
  2. Развитый физический слух.
  3. Нормальное функционирование ЦНС.
  4. Владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счётные операции).
  5. Произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя.
  6. Познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность.
  7. Коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

 На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества.

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. – осознание им общественной значимости его новой деятельности. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка, как средства общения. Одна из важных задач в общей системе  работы по обучению ребёнка в дошкольном учреждении и в семье – формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе.

     Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в контакт с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, договориться со сверстниками о совместной игре. Невнятная речь наоборот – затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией  начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, раздражительными. Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Ведь в семье ребёнка понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух, то недостатки речи обнаруживаются очень быстро. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения). Школьники, у которых нарушен один или два звука, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Эти дети правильно соотносят звук и букву, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди таких учащихся неуспевающих почти нет.

     Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют, смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие-свистящие, звонкие-глухие, твёрдые-мягкие согласные). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких по звучанию звуков, не учитывают смысловых различий  слов с этими звуками (бочка-почка). Такой уровень речевого развития препятствует овладению навыками звукового анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной проявления вторичного дефекта (дислексия и дисграфия, как специфических нарушений при чтении и письме).

     У школьников, наряду с нарушениями произношения звуков, недоразвития фонематических процессов,  может наблюдаться и несформированность лексико-грамматических средств языка. Эти дети испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение чаще смазанное, невнятное, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками, самостоятельные высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики и характеризуется бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных ошибок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения речи своего ребёнка, чтобы начать работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.

                         

                             Критерии готовности

1.Сформированность звуковой стороны речи.

Ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность  фонематических процессов.

Умение слышать, различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3.Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу.

Умение выделять начальный гласный звук  из состава слова, выполнять анализ из трёх звуков типа АУИ, выполнять анализ обратного слога гласный-согласный типа АП; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове, определять последовательность и количество звуков в словах. Дети должны знать и  правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», владеть понятиями гласный-согласный звук, звонкий-глухой звук, твёрдый-мягкий звук; уметь работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой, владеть навыком послогового чтения.

4.Умение пользоваться разными способами словообразования.

Правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами (меховая, меховое), образовывать прилагательные от существительных.

5.Сформированность грамматического строя речи.

Умение пользоваться развёрнутой фразовой речью,  работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложении, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированной фразой, составлять предложения по опорным словам и картинкам.

6.Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание.

     Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Советы логопеда

  1. Во -  первых, если в семье ребёнок – левша, то  ни в коем случае не переучивать, не травмировать ребёнка!
  2. Прежде чем начинать учить писать печатные буквы – научите ребёнка схематично рисовать солнышко, домик, человека, ёлочку, дерево, травку, машину с колёсами, располагая рисунок на всём листе бумаги.
  3. Научите ребёнка заштриховывать цветными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратов, цепочки треугольников, затем кружков. Только потом давайте книжки-раскраски. Это приведёт к воспитанию аккуратности, свободному владению карандашом, облегчит овладение написания букв.
  4. Следите за чистотой и чёткостью своего произношения. Не сюсюкайтесь с ребёнком! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать чёткую, красивую русскую речь.
  5. Огромную роль имеют настольные игры. Начиная с лото по классификации предметов одежды, домашнего обихода, животных, птиц, насекомых и т. д. до более сложных, типа лото по сказкам. Ценность настольных игр в том, что повышается активность ребёнка, он становится более уверенным, он учится подчиняться правилам игры, плану игры.
  6. К концу четвёртого года жизни (иногда и раньше). Необходимо научить ребёнка выступать перед ближайшей публикой (папа, мама, бабушка). Петь песни, читать стихи. Вначале делать это вместе, а затем самостоятельно. Ценность в том, чтобы предупредить страх ответа на вопрос учителя вначале с места, а потом у доски на виду у всего класса.
  7. В четыре – пять лет ребёнок становится обучаемым. Учите слышать звуки, выделяя сначала гласные А, У, И, Ы, О.  Напевая песенки переходите от одного звука к другому (а-а-а-у-у-у-и-и-и-о-о-о) меняя порядок звуков при этом. Чёткое артикулирование гласных – хорошая гимнастика для мышц губ. Утрированное произношение легко произносимых согласных (М-Б-П-М-Б-П) – хорошо укрепляет мышцы губ, а повторяющееся произношение Н-Т-Д-Н-Т-Д – укрепляет мышцы кончика языка. Помните! Делать это нужно во время или в виде игры, чтобы ребёнок охотно повторял за вами звуки. Познакомьте ребёнка с буквами соответствующими данным звукам и учите находить эти буквы в азбуке, либо в другой книге. Укреплению мышц губ способствует также «кучерное» произношение звуков тпр-р-р-р, либо упражнение «Лошадка». Если у ребёнка 4-5 лет плохое произношение многих звуков (свистящих, шипящих, соноров) – срочно к логопеду!!!. Так как неправильное произношение ряда звуков отрицательно сказывается на успеваемости, ребёнок стесняется отвечать у доски, а в старших классах он не сможет заниматься в драматическом кружке, ему, как правило, не дадут роль ведущего. Проявите активность! Начните занятия с логопедом за год до школы!
  8. В тоже время в возрасте 4-5 лет проводите с ребёнком речевые игры на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами.

Муха летает? Птица летает? Дом летает? А что ещё летает?

Рыба плавает? Пароход плавает? Самолёт плавает? А что ещё плавает?

  1. В пять-пять с половиной лет учите детей делить слова на слоги (при помощи хлопков, оттопывая количество слогов и т.д.) В этом возрасте ребёнок узнает от вас, что такое гласный – согласный звук. Сшейте или купите кассу букв, учите складывать небольшие слова типа: мама, папа, баба и т.д.
  2. Рассматривайте вместе с ребёнком картины, картинки. Приучайте вслушиваться в вопросы типа Кто это? Что это? Куда? Кого?
  3. Особой подготовки требует умение пересказать сказку, небольшой рассказ. При пересказе обязательно употребляйте имена героев, следите, чтобы при рассказе ребёнок не размахивал руками, чётко отвечал на поставленные вопросы.
  4. Если в своей речи ребёнок употребил нецензурное слово – либо не заостряйте на нём внимание, либо объясните, что это слово плохое и ни я, ни папа такие слова в речи не употребляем.
  5. В пять – шесть лет ребёнок должен уметь объяснить и назвать предметы не только круглой, но и треугольной, квадратной и прямоугольной формы. Знать знаки плюс, минус, равно. Научите ребёнка составлять и решать задачи на сложение и вычитание, используя при этом наглядный материал.
  6. Ориентироваться по часам детям ещё трудно, но ребёнок уже должен знать, как пишутся те или иные цифры, следить за стрелками часов.
  7. Хорошо, если ваш ребёнок будет знать названия нескольких городов, стран находить их на карте, глобусе. Знать, как называется наша Родина, столица нашей  Родины, наш край, наш город. Как зовут президента  нашей страны. Знать имена и фамилии нескольких писателей (Пушкина А.С., Толстого Л.Н. и т.д.), известных героев нашей страны, космонавтов. Если вы в непринуждённой форме, в виде игры, расскажите ребёнку о художниках, писателях, о мифах Древней Греции – это пойдёт ему только на пользу.

Не перегружайте ребёнка! Берегите его от переживаний при просмотре фильмов-ужасов у экранов телевизора!

  1. Приучайте ребёнка к порядку во всём. В начале убирайте  игрушки вместе с ним, а затем пусть он делает это самостоятельно. Возьмите старую сумку или старый папин портфель  для хранения тетрадей, альбомов, карандашей, фломастеров.
  2. Строго следите за тем, как сидит ребёнок за столом. Подберите стул по размеру.
  3. Обязательно перед школой проверьте остроту зрения, слух.
  4. Для укрепления мышц ведущей руки используйте упражнения: застёгивание и растёгивание пуговиц, вначале больших, затем – маленьких; завязывание и развязывание шнуровок; перекладывание мелких предметов, игрушек тремя, а затем двумя пальцами; плетение закладок, ковриков, завязывание узелков.

Успехов Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную -  жизнь. При выборе критериев результативности до...

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...

Рекомендации родителям "Готовность ребенка к обучению в школе"

Готовность в сфере общения, эмоционально-волевая готовность, мотивационная готовность....

«Готовность детей к обучению в школе». Речевая готовность.

общесадовское родительское собрание для родителей будущих первоклассников, на котором в сценке были проиграны и рассказаны основные речевые навыки, которые должны быть сформированы к началу обучения в...

Рекомендации психолога для педагогов и родителей "Эмоционально-волевая готовность детей к обучению в школе"

Дети эмоционально не подготовленные к школе,зачастую не слушают учителя на уроках, не выполняют заданий, не умеют работать по образцу, нарушают дисциплину. На что обратить внимание педагогам и родител...

Рекомендации психолога для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Родители должны понимать, что в 7 лет ребёнок переживает настоящий психологический кризис, возникающий из-за рубежа между дошкольной и школьной жизнью. В это время у ребёнка только начинается становле...

Рекомендации родителям по формированию психологической готовности детей к обучению в школе

Краткие рекомендации по формированию психологической готовности у дошкольников...