«Математические игры для развития логического мышления у детей»
консультация (старшая группа)

Северина Елена Леонидовна

Интеллектуальное развитие  дошкольника – это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развития восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Так как же научить маленького ребенка думать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Подготовила воспитатель

МБДОУ детский сад №1

Северина  Е.Л.

 «Математические игры для развития логического мышления у детей»

Интеллектуальное развитие  дошкольника – это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развития восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Так как же научить маленького ребенка думать?

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика

вошла в жизнь детей, не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономерных связей и отношений этого без использования занимательных игр, задач, развлечений. Удовлетворить естественные потребности в познании и изучении окружающего мира, его неуемную любознательность, дать ему здоровую интересную пищу для ума и при этом достаточно сложную, поможет, если использовать логико-математические игры. Это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности – игру.

В игре дети должны научиться соблюдать правила, стремиться выиграть, получить положительный результат. Этот стиль поведения ребенка в игре очень значим для формирования личности.

Игры для развития логического мышления:

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы – грузовик.

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни – дерево.

Игра «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребёнку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее», - шкаф, кастрюля, кресло, диван и т.д.

Игра «Один – много»

Сорока – сороки, берёза – берёзы, машина – машины и т.д.

Игра «Назови ласково»

Синица – синичка, кошка – кошечка и т.д.

Игра «Какой? Какая?»

Подобрать как можно больше признаков к предмету (согласование прилагательных с существительными).

Лиса (какая?) ……, белка (какая?) и т.д.

Игра «Весёлый счёт»

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья. Листья, лужи и т.д.) Давай их посчитаем.

Игра «Кто или что может это делать?»

Взрослый называет действие, а ребёнок подбирает предмет.

Например, слово идёт, ребёнок подбирает: девочка идёт, мальчик идёт, кошка идёт, снег идёт и т.д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит….

Игра «Что для чего»

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

Хлеб – в хлебнице и т.д.

Игра «Вместе веселей»

Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.

Мама, сын (дочь) – что делают?

Летит, клюёт – кто?

Дерево, цветы – что делают?

Шумит, дует – что?

Игра «Подружки слова»

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолёт, пыль сосёт – пылесос….

Игра «Всё сделал»

(образование глаголов совершенного вида)

Скажи, как будто ты уже всё сделал (сделала).

Мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался…

Игра «Как можно…»

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?»

Ребёнок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…»

- Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…)

- Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…)

Игра «Исправь предложение»

Взрослый произносит неправильное предложение, а ребёнок исправляет.

- Жук нашёл Сашу. (Саша нашёл жука)

- Пол бежит по кошке. (Кошка бежит по полу) и т.д.

Игра «Цветы на клумбах»

Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые - не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»

Логические задачи.

 Предложить детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки.

1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)

2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух - не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок - красный.)

3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)

4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах)

5) Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

6) Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

7) Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

8) Под елкой цветок не растет,

Под березой не растет грибок.

Что растет под елкой?

9) Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?

10) Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?

Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае можно помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:

  • Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
  • Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
  • Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
  • Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « Логико-математические игры для развития логического мышления у детей».

Интеллектуальное развитие ребенка – дошкольника – это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ...

Консультация для родителей: « Логико-математические игры для развития логического мышления у детей».

Интеллектуальное развитие ребенка – дошкольника – это важнейшая составнаячасть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни р...

Математические игры для развития логического мышления у детей

Интеллектуальное развитие  дошкольника – это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В...

Консультация для родителей: « Логико-математические игры для развития логического мышления у детей».

Советы родителям в какие логико математические игры играть с детьми дома....

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений.«Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарны...

Логико-математические игры для развития логического мышления у детей

логико- математические игры для развития логического мышления у детей...