Консультация для родителей" Математическая игра с детьми ОВЗ"
консультация (средняя группа)

Ковалёва Мария Дмитриевна

Продолжить знакомить родителей с использованием математических игр в работе с детьми ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_matematicheskaya_igra_2021.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №3 «СВЕТЛЯЧОК»

 (МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru

ИНН 3704002708 КПП 370401001

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

СРЕДНЕ – СТАРШЕЙ ГРУППЫ

                                      Разработала:

                                                                Воспитатель: Ковалева М.Д.

Тейково

2021

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а также познавательное, интеллектуальное развитие.

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, и если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи испытывают определенные трудности в процессе овладения первоначальными математическими знаниями.

Целостное развитие ребенка-дошкольника с ОВЗ представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. Математика — это мощное средство коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития. Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального. Под математическим развитием дошкольников с ОВЗ следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

В связи с особенностями психического развития детей с нарушением интеллекта все обучение носит наглядно-практический характер, т.е. математические представления они усваивают, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами.

Перечисленные проблемы в процессе овладения воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи первоначальными математическими знаниями и представлениями, а также недоразвитие математической речи, создают повышенный риск в овладении математикой в дошкольном возрасте.

Это указывает на то, что одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы, должно стать формирование элементарных математических представлений с учетом реальных возможностей дошкольников с ОВЗ.

Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми. Я считаю, что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Развитию речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений должно уделяться большое внимание, так как четкие представления формируются только тогда, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в словесной форме. Если же речь у ребенка не появляется, то отрабатываются невербальные формы выражения – жесты, мимика, интонация.

Психологи используют игры для коррекции негативных черт характера, развития эмоциональной сферы, закрепления знаний детей об окружающем. Особое место в них отводится развитию образности речи, связной речи. Игры можно использовать как основу занятий, их можно проводить индивидуально и со всей группой

 Практика моей работы показывает, что эффективнее занятия по формированию математических представлений у детей с ОВЗ проводить в виде игр, что позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребёнка и эмоционально мотивированным.

 Дидактические игры и упражнения являются важным компонентом коррекционно-развивающей работы.

Дидактические игры – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Специфическим признаком дидактических игр является наличие определенной цели и предполагаемого результата.

 Зная, что у детей с ОВЗ трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и, к одной, даже очень полезной, игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами – одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит интерес к уже знакомой игре.

 Математическая игра - как средство развития детей с ОВЗ

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

                                                                                                      В. А. Сухомлинский

 Данная тема выбрана не случайно. Комплексное изучение детей с ОВЗ показало, что одной из проблем у данной категории детей оказывается неготовность к школьному обучению по всем параметрам. Отмечается, что одним из основных признаков ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — несформированность деятельности, неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. По данным эпидемиологических исследований эти дети составляют 50 % от числа детей, испытывающих трудности в обучении. Этих детей отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:

 − уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);

 − некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения);

 − речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности;

 − интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая.

 Обучающиеся характеризуются повышенной возбудимостью, склонностью к аффективным реакциям, неспособностью к волевым усилиям. У них обнаруживаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, снижение общей работоспособности.  Дети с ограниченными возможностями здоровья в эмоционально-волевой сфере особенные, они быстро устают, теряют интерес к выполнению задания, реагируют на изменения погоды, запоминание механическое. Перечисленные выше особенности детей с ОВЗ приводят к тому, что они испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе. Вместе с тем, исследователи подчеркивают, что нарушения у детей носят парциальный характер и могут поддаваться психолого-педагогической коррекции, поэтому одним из актуальных направлений работы с такими детьми является работа по формированию элементарных математических представлений. Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом. Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.

Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические игры и упражнения, развивающие его три основные формы (наглядно- действенное, наглядно-образное и словесно-логическое). Целенаправленная, продуманная система игр будет способствовать умственному воспитанию ребенка, вызовет интерес к окружающему, приведет к самостоятельности мышления детей.

Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка. Лучше всего сформировать интерес к этой науке еще до преподавания ее в школе. В этом помогут интересные и увлекательные задания и упражнения по математике для дошкольников.

                                            Виды заданий по математике

Математические игры

 – элементарные логические игры;

 – задачи;

– упражнения на классификацию, построение сериационных рядов;

 – задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой;

 - дидактические игры, направленные на развитие пространственных представлений.

Развлечения

 Математические развлечения — отличный способ разнообразить формы работы.

 – Загадки;

 – игры на пространственное преобразование;

 – головоломки.

Формы организации работы

 – работа с подгруппой детей с демонстрационным материалом на занятиях;

 – практическая индивидуальная работа;

– индивидуальная работа с детьми по разрешению проблемных ситуаций;

 – экспериментирование;

 – математические развлечения с элементами театральной деятельности с участием детей;

 – консультирование родителей по ознакомлению с возможностью использования математических игр.

Правила организации занятий

Работать с развивающими математическими заданиями совсем нетрудно. Но чтобы ребенок получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться правил их организации: перед тем как приступить к заданию, необходимо дать рекомендации по его выполнению:

 − Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка.

 − Если вдруг внимание ребенка угасло, не нужно заставлять его заниматься дальше.

 − Исходить из интересов ребенка.

 − Не злоупотреблять подсказками

 − Если ребенок не может найти решение задачи, не нужно каждый раз говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и проявлению терпения. Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить частичную подсказку. Как правило, дошкольнику не удается выполнить все задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы.

– Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать разнообразный материал

 – Это поможет разностороннему развитию. При организации занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления и др.

 – Применять разные формы организации занятий: индивидуальная работа, игры в паре или командные соревнования.

 – Исходить из постепенного усложнения заданий.

 – Использовать средства наглядности, которые будут привлекать внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых сказочных героев.

 – Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил.

 – Поощрять самостоятельность.

                                                              

                                                                                                                                   

 Для развития понятий величины, формы, пространства, местоположения, пространственных и временных отношений я предлагаю блоки математических игр и упражнений с учетом необходимости постепенно подводить детей с ОВЗ к обобщению путем перехода от практических действий с реальными, объемными предметами к выполнению этих же заданий с плоскостными изображениями, а затем к восприятию предметов по картинкам.

 БЛОК № 1. «КОЛИЧЕСТВО»

       Формирование представлений о количестве ограничено до числового периода обучения. Дети учатся составлять группу из отдельных однородных предметов и выделять из них один предмет, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».

Существует множество игр, в которых дошкольники учатся решать эти задачи.

 I. Образование множества из отдельных предметов и выделение предмета из множества:

«Самолеты». Дети учатся выделять один предмет и объединять, составлять группу. Предметов, овладевают терминами «один», «много».

«Уточки в пруду».

«Разноцветные фонарики».

 II. Нахождение «много» и «один» в окружающей обстановке:

«Поезд». Дети упражняются в нахождении множества предметов и единичных предметов в окружающей обстановке.

«Две дорожки».

«Гномы Тим и Том».

 III. Сравнение множеств предметов путем установления соответствия:

«Угостим зайку». Формируем у детей умение устанавливать равенство- неравенство между группами предметов.

«Бабочки и цветы».

«Птички».

 БЛОК №2. ФОРМА. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

       Для ребенка геометрические фигуры – это эталоны, пользуясь которыми он определяет форму предметов и их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами надо рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их в как эталоны в познании формы окружающих предметов.

Детей нужно учить сначала: различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. Знакомя с геометрическими фигурами, их нужно предъявлять попарно.

 I. Практическое выделение формы:

«Какие бывают формы?». Дети знакомятся с формами, учатся практически различать их.

«Чей домик?».

«Почтовый ящик».

 II. Зрительное восприятие формы:

«Найди пару». Дети учатся воспринимать, зрительно сопоставлять форму.

«У кого такое?».

«Найди форму в предмете».

 III. Представление о форме:

«Найди предмет такой же формы». Дети учатся осуществлять выбор формы по представлению.

«Геометрическое лото».

«Угадай, чего не стало».

 

 БЛОК №3. ВЕЛИЧИНА

    Детям трудно разграничить разные параметры величины предметов, а тем более обозначать эти параметры словами. Занятия с ними нужно строить так, чтобы отдельные признаки предметов, на которые мы хотим обратить внимание ребенка, были значимы для детей. Величину ребенок учится различать практически.

Действуя с предметами, он обращает внимание на величину, начинает понимать, что от правильного определения величины предмета во многом зависит результат действий, т.е. величина становится значимым для ребенка признаком.

 I. Практическое выделение величины:

«Спрячь матрешку» /большой – маленький/.

«Кто скорее свернет ленту?» /длинный – короткий/.

«Построй ворота» / высокий – низкий/.

«Закрой двери в домиках» /широкий – узкий/.

 II. Зрительное восприятие величины:

«Лото» /большой – маленький/.

«Лесенка» /длинный – короткий/.

«Кто высокий?» / высокий – низкий/.

«Полотенца для мишутки»/широкий – узкий/.

 III. Представление о величине:

«У кого такое?»

«Красивый узор».

«Найди, где спрятано».

«Орнамент».

  БЛОК №4. Восприятие пространства и времени:

Пространственные и временные представления детей целесообразно развивать, используя повседневную жизнь, проведение режимных моментов, подвижные игры, особенно эффективно использование дидактических игр упражнений, которые можно подобрать в различных источниках. Основой пространственных ориентировок детей служит различение детьми частей своего тела.

 Учитывая эту особенность, крайне важно учить детей четко различать части своего тела, их названия и опираясь на них, знакомить дошкольников с пространственными направлениями. Чтобы не дезориентировать детей, необходимо помнить, что на занятиях, где решается специальная задача по формированию представлений, нельзя ставить или сажать ребят друг напротив друга, кругом, так как при этом нарушается однородность восприятия пространства.

Важную роль в формировании временных представлений играет еще и использование иллюстраций, картин, фотографий, передающих конкретное время.  

 БЛОК №5. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

 I. Пространственные направления от себя:

«Достань шарик» /вверху – внизу/.

«Что стоит вверху, внизу, посредине».

«Четвертый лишние» /внутри – снаружи/.

«Репка» /спереди – сзади, слева – справа/.

 II. Ориентировка в помещении:

«Спрячем и найдем».

«Угадай, что за чем?»

«На помощь Петрушке».

 III. Ориентировка на листе бумаги.

«Положи верно».

«Магазин игрушек».

«Составь узор».

 БЛОК № 6. ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

 Части суток.

«День – ночь».

«Когда это бывает?»

«Наш день».

«Что делает мальчик утром, днем, вечером, ночью?»

    При подборе игр математического содержания важно соблюдать определенную последовательность, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.

  Зная, что у детей с ОВЗ трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и, к одной, даже очень полезной, игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами – одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит интерес к уже знакомой игре.

   Знания, данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с однотипными упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранились элементы познавательного, учебного и игрового общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры»

Народные подвижные игры не только занимательны для малышей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему, кроме того, приведённые н...

консультация для родителей "Играйте с детьми в народные игры"

консультация для родителей с описанием народных игр которые можно использовать в домашних условиях...

Консультация для родителей" Играем с детьми -играем вместе!"

В буклете даны рекомендации для родителей детей 4-5 лет, как правильно организовать игры дома....

Консультация для родителей "Играйте с детьми в народные подвижные игры"

Консультация для родителей "Играйте с детьми в народные подвижные игры"...

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...