Методическая разработка. Ребенок на пороге школы
методическая разработка (подготовительная группа)

Методическая разработка. "Ребенок на пороге школы  "     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_na_poroge_shkoly.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              Тема: Ребенок на пороге школы            

Сущность готовности к школьному обучению

Физическая

готовность

Психологическая

готовность

Социальная

готовность

Специальная

готовность

Признаки

готовности к школьному

обучению

Готовность к школе – важный итог развития ребенка в период дошкольного детства и значимый показатель эффективности воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье.

Достижение высокого уровня готовности к школьному обучению является условием успешной учебы и эмоционального благополучия первоклассника.

Происходит смена ведущего вида деятельности, свободная игровая деятельность сменяется учебной. Ребенок осваивает новую социальную роль ученика и все связанные с новым социальным положением требования и обязанности.  Изменяются отношения ребенка с взрослыми, родителями, учителем.

Вхождение в новые условия сопряжено с высокими физическими, умственными и эмоциональными нагрузками, которые испытывает каждый первоклассник, приступающий к учебе.

Физиологический аспект раскрывается с позиции созревания организма и физического развития будущего школьника. Формирование школьной зрелости идет неравномерно. Это следует учитывать при определении сроков начала обучения в школе. Задержка в формировании школьной зрелости, проблемы со здоровьем ребенка служат весомым основанием для начала обучения не ранее семи лет.

Психологическая готовность, которая характеризует особенности психического развития ребенка (мотивационного, волевого, познавательного, коммуникативного).

1.Интеллектуальная готовность предполагает развитие у детей познавательной активности и познавательных интересов, овладение способами и приемами умственной деятельности, речи;

2. Волевая готовность выражается в способности ребенка к проявлению настойчивости в достижении цели, появлении мотивов «долженствования», в умении подчинять свои действия правилам, осуществлять самоконтроль.

3.Мотивационная готовность выражается в активном стремлении к обучению в школе, к усвоению новых знаний и проявляется в отношении к учебе как общественно значимому делу. Потребность в новом социальном статусе, желание участвовать в серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые

4. Коммуникативная готовность проявляется в способности к содержательному общению со взрослыми и сверстниками, овладении правилами культуры общения, устойчивостью привычек культурного поведения. предполагает наличие произвольно-контекстного общения с взрослыми и кооперативно-соревновательного общения со сверстниками.

Социально-личностная готовность характеризует уровень личностного развития дошкольника с позиции его стремления к новой социальной роли ученика, социальной уверенности, способности построить свои отношения с окружающими в соответствии с культурными нормами. Предполагает также определенный уровень развития эмоциональной сферы, самосознания и самооценки ребенка.

Специальная готовность определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, необходимых для изучения учебных предметов: математики, языка, природоведения.

1.Эмоционально-ценностный компонент характеризует общую направленность личности старшего дошкольника на предстоящее школьное обучение. Образуется стремления к новой социальной роли (хочу стать школьником), познавательно-личностный мотив (узнать новое, интересное в школе), социально-нравственный мотив - оправдать ожидания взрослых и стать хорошим учеником.

2. Содержательно-деятельностный компонент обращен к сфере социального сознания и деятельности старшего дошкольника.

3.Регуляторно-контрольный компонент характеризует с позиции элементарного самоконтроля, оценки своих действий и результатов деятельности.

О достижении ребенком элементарной социальной зрелости, позволяющей ему правильно ориентироваться в мире, вступать в общение и взаимодействие с людьми, осознавать важность и необходимость обучения в школе, проявлять самостоятельность и активность.

Готовность к школе – многогранное, многокомпонентное понятие. Выделяются три взаимосвязанных аспекта рассмотрения данного феномена: физиологический, психологический, социально-личностный.

Высокий уровень готовности определяется умением самостоятельно действовать как в нормативно заданных, так и в свободно выбираемых условиях детской деятельности и общения, а также наличием активно выраженного стремления к познанию и будущей социально-статусной роли школьника.

Степень готовности к обучению определяется возможностями решать адекватные возрасту задачи детской деятельности, общения и познания разной сложности:

  • 1. простого повторения и воспроизведения предложенного образца решения (репродуктивная самостоятельность),
  • 2.самостоятельного переноса аналогичного решения в другие условия (операторная самостоятельность),
  • 3.самостоятельного внесения отдельных новых элементов в решение задач (инициативная самостоятельность)
  •  4.творческого подхода к решению (творческая самостоятельность).