Методическая разработка. Ребенок на пороге школы
методическая разработка (подготовительная группа)
Методическая разработка. "Ребенок на пороге школы "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_na_poroge_shkoly.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Ребенок на пороге школы
Сущность готовности к школьному обучению | Физическая готовность | Психологическая готовность | Социальная готовность | Специальная готовность | Признаки готовности к школьному обучению |
Готовность к школе – важный итог развития ребенка в период дошкольного детства и значимый показатель эффективности воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Достижение высокого уровня готовности к школьному обучению является условием успешной учебы и эмоционального благополучия первоклассника. Происходит смена ведущего вида деятельности, свободная игровая деятельность сменяется учебной. Ребенок осваивает новую социальную роль ученика и все связанные с новым социальным положением требования и обязанности. Изменяются отношения ребенка с взрослыми, родителями, учителем. Вхождение в новые условия сопряжено с высокими физическими, умственными и эмоциональными нагрузками, которые испытывает каждый первоклассник, приступающий к учебе. | Физиологический аспект раскрывается с позиции созревания организма и физического развития будущего школьника. Формирование школьной зрелости идет неравномерно. Это следует учитывать при определении сроков начала обучения в школе. Задержка в формировании школьной зрелости, проблемы со здоровьем ребенка служат весомым основанием для начала обучения не ранее семи лет. | Психологическая готовность, которая характеризует особенности психического развития ребенка (мотивационного, волевого, познавательного, коммуникативного). 1.Интеллектуальная готовность предполагает развитие у детей познавательной активности и познавательных интересов, овладение способами и приемами умственной деятельности, речи; 2. Волевая готовность выражается в способности ребенка к проявлению настойчивости в достижении цели, появлении мотивов «долженствования», в умении подчинять свои действия правилам, осуществлять самоконтроль. 3.Мотивационная готовность выражается в активном стремлении к обучению в школе, к усвоению новых знаний и проявляется в отношении к учебе как общественно значимому делу. Потребность в новом социальном статусе, желание участвовать в серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые 4. Коммуникативная готовность проявляется в способности к содержательному общению со взрослыми и сверстниками, овладении правилами культуры общения, устойчивостью привычек культурного поведения. предполагает наличие произвольно-контекстного общения с взрослыми и кооперативно-соревновательного общения со сверстниками. | Социально-личностная готовность характеризует уровень личностного развития дошкольника с позиции его стремления к новой социальной роли ученика, социальной уверенности, способности построить свои отношения с окружающими в соответствии с культурными нормами. Предполагает также определенный уровень развития эмоциональной сферы, самосознания и самооценки ребенка. | Специальная готовность определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, необходимых для изучения учебных предметов: математики, языка, природоведения. 1.Эмоционально-ценностный компонент характеризует общую направленность личности старшего дошкольника на предстоящее школьное обучение. Образуется стремления к новой социальной роли (хочу стать школьником), познавательно-личностный мотив (узнать новое, интересное в школе), социально-нравственный мотив - оправдать ожидания взрослых и стать хорошим учеником. 2. Содержательно-деятельностный компонент обращен к сфере социального сознания и деятельности старшего дошкольника. 3.Регуляторно-контрольный компонент характеризует с позиции элементарного самоконтроля, оценки своих действий и результатов деятельности. О достижении ребенком элементарной социальной зрелости, позволяющей ему правильно ориентироваться в мире, вступать в общение и взаимодействие с людьми, осознавать важность и необходимость обучения в школе, проявлять самостоятельность и активность. | Готовность к школе – многогранное, многокомпонентное понятие. Выделяются три взаимосвязанных аспекта рассмотрения данного феномена: физиологический, психологический, социально-личностный. Высокий уровень готовности определяется умением самостоятельно действовать как в нормативно заданных, так и в свободно выбираемых условиях детской деятельности и общения, а также наличием активно выраженного стремления к познанию и будущей социально-статусной роли школьника. Степень готовности к обучению определяется возможностями решать адекватные возрасту задачи детской деятельности, общения и познания разной сложности:
|