Конспект родительского собрания «Подготовка детей к обучению в школе»
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей по темам: «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Как подготовить детей к обучению в школе», «Советы родителям», «Несколько условий организации воспитательно-образовательного процесса».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx39.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                    МДОУ «Детский сад № 25»

                                                                   

       


Тема: «Подготовка детей к обучению в школе»

Воспитатель: А.А. Жукова

 

г. Ярославль
2021 г.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ


         
Форма проведения: круглый стол.

            Дата проведения: 16.09.2021.

Участники: воспитатели группы, старший воспитатель, родители.

Раздаточный материал: памятки для родителей «Как подготовить детей к обучению в школе» (приложение 1), «Советы родителям» (приложение 2), «Несколько условий организации воспитательно-образовательного процесса» (приложение 3).

Структура родительского собрания:

  1. Вводная (5 - 7 мин) – представление темы, знакомство с участниками родительского собрания.
  2. Основная часть (35 - 40 мин) – выступление воспитателей группы №7 и старшего воспитателя. Выборы родительского комитета группы № 7. Установление режима присутствия на групповых родительских собраниях и время начала их проведения.
  3. Заключительная (5 - 7 мин) – вопросы родителей к педагогам, обсуждение предложений родительского комитета.
  4.      Подведение итогов (3 - 5 мин) – устный экспресс-опрос родителей по оценке качества родительского собрания.

ГРУППА № 7

ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Присутствовало ______ чел.

Отсутствовало ______ чел.

 (по причине нахождения на рабочих местах)

Дата проведения: 16.09.2021.

ПОВЕСТКА ДНЯ

  1. Выступление старшего воспитателя
  2. Выступление воспитателей группы № 7:

А) «Возрастные особенности детей 6 – 7 лет» (воспитатели группы);

Б) «Как подготовить детей к обучению в школе», (воспитатели группы) – (приложение 1);

В) «Советы родителям» (А.А. Жукова) – (приложение 2);

Г) «Несколько условий организации воспитательно-образовательного процесса» (воспитатели группы) – (приложение 3).

  1. Выборы родительского комитета группы № 7.
  2. Установление формы (круглый стол), режима присутствия на групповых родительских собраниях и время начала их проведения.

РЕШЕНИЯ,

принятые на родительском собрании группы № 7:

  1. Установить режим присутствия на групповых родительских собраниях – один раз в квартал. Время начала проведения родительского собрания – 17 часов 30 минут. Форма организация родительского собрания – круглый стол.

  1. Председатель родительского комитета группы № 7:

______________________________________________________

Члены родительского комитета:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОНСПЕКТ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ

                   Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

  • Игровая деятельность 
  • В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Отражающие характерные жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. При организации совместных игр дети используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать эмоциональные порывы.
  • Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
  • Конструирование
  • Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала.
  •  В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
  • Усложняется конструирование из природного материала.
  • Изобразительная деятельность
  • Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
  • Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.

 Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

  • Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным.
  • Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
  • Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. (Когда ребенок начинает сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.)
  • Развитие психических процессов
  • У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. (Величина, форма предметов, положение в пространстве)
  • Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
  • Мышление 

Мышление в этом возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению.

 1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами) (нр., достает предмет, который высоко лежит, подставив стул)

2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений, без применения практических действий.) (нр., может собрать кубики, легкие пазлы без опоры на наглядность)

3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений, которое связано с использованием и преобразованием понятий). (нр., может выложить последовательно 6-7 картинок, логически связанных между собой).

Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. 

Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности.

  • Внимание становится произвольным.
  • В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов.

В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

  • Память 
  • В 6-7 лет увеличивается объем памяти, что позволяет детям непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации.

Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение.

  • Речь
  • Развивается звуковая сторона, грамматический строй, лексика.
  • Развивается связная речь.
  • В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте.
  •  Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
  • Развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
  •     Отношения со сверстниками
  • Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.
  • Ребенок может изменить свою точку зрения, позиции в результате столкновения с общественным мнением, мнением другого ребенка. Ребенок может воспринять точку зрения др. человека. 
  • В процессе усвоения активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
  • Отношения со взрослыми 
  • Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил.
  •  Ребёнок стремиться качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
  • Эмоции
  • У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.
  • О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений.
  • Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
  •  В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. 
  • Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
  • В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
  •  Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
  •      К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 
  • Ребенок может и делает не то, что ему хочется, а то, что нужно, что просит взрослый или определено правилами: воспринимает, запоминает, мыслит, оценивает свою деятельность;
  • Возникает первая реальная картина мира, о которой у ребенка формируется собственное мнение;
  • Ребенок начинает понимать свои чувства и переживания в полной мере и сообщает об этом взрослым;
  • Детям очень важно, как к ним относятся окружающие люди;
  • Происходит полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

Дети 6-7 лет должны уметь:

  • Различать геометрические фигуры, выделять их в предметах окружающего мира
  • Характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа-слева, над-под, на-за, сверху-снизу и др.)
  • Различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости
  • Классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету
  • Различать и выделять буквы и цифры по форме, размеру, цвету
  • Мысленно находить часть целого
  • Достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей
  • Правильно произносить все звуки родного языка
  • Уметь различать и называть слова с определенным звуком
  • Уметь определять место звука в слове (начало–середина–конец)
  • Делить слова на слоги
  • Составлять слова из слогов
  • Иметь представление о предложении
  • Уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже
  • Подбирать синонимы, антонимы
  • Использовать разные способы образования слов
  • Пересказывать знакомые сказки и рассказы
  • Составлять рассказы и сказки по картинке
  • Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать
  • Точно ловить и кидать мяч
  • На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы
  • Застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п.
  • Проводить прямые, а не дрожащие линии
  • «Видеть строку» и писать в ней
  • Видеть клеточки и точно вести по ним рисунок
  • Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного возраста: 
  • это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
  • Предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
  • Выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
  •    Кризис семи лет.  
  •     Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка — младший школьный возраст. Он может начаться и раньше — в шесть и даже в пять с половиной лет. Если вашему ребенку вдруг надоел детсад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия, если он стал непослушным, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис. По сравнению с другими он проходит мягче, однако важно вовремя заметить его и правильно среагировать.

Принято выделять 7 симптомов кризиса.
Негативизм. Это такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. Мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым потому, что он не хочет делать чего-либо или хочет заниматься в это время чем-то другим. Мотив негативизма - отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными.
Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.
Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают.
Своеволие - стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать самому.
Протест-бунт. Всё поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление, что ребёнок специально провоцирует конфликты в семье.
Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребёнок говорит им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвёт книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребёнка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых.
В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё один симптом - 
деспотизм, когда ребёнок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу - детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.

        

Приложение 1

КАК ПОДГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

  1. Не перегружайте ребенка знаниями, давайте ему столько новой информации, сколько он способен воспринять.

  1. Ставьте перед ребенком только достижимые цели.

  1. Необходимо определить периоды наибольшей работоспособности ребенка (для одних детей это утро (чаще всего), а для других - вечер) и организовать занятия именно в это время.

  1. Не обещайте ребенку, что занятия по подготовке к обучению в школе будут только интересными и веселыми. Скажите ему о том, что учеба — это труд, который всегда приносит результат.

  1. Подготовьте ребенка к тому, что, оценивая качество его работы, вы будете не только хвалить, но и высказывать замечания.

  1. Делая замечания, не характеризуйте личность ребенка, а указывайте на конкретные недостатки: не «ты ленивый», «неаккуратный», «глупый», а «эта буква – неровная, в следующий раз получится лучше», или «ответ в задаче – неверный, подумай еще». Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение!

  1. Ограничивайте себя в желании давать советы ребенку. Лучше спросите его мнение: что он думает, как бы он сам поступил, как он считает, что ему нужно сделать? Тогда у ребенка будет развиваться         критичность мышления.

Приложение 2

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  1. После занятия поговорите с ребенком и спросите, что ему понравилось больше всего, что вызвало затруднения.

  1.  Принимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с другими детьми.

  1. Оказывайте поддержку своему ребенку, говорите, что у него все получится. Научите своего ребенка мыслить таким образом: «Пока у меня эта цифра получается не очень красивой, но завтра я постараюсь сделать ее лучше».

  1. Помните, что эмоциональный контакт очень важен, задушевные беседы о делах, событиях и переживаниях дня необходимы как взрослому, так и ребенку.

  1. Постарайтесь заинтересовать ребенка чтением книг вслух. Семейное чтение вслух – это добрая традиция дружной семьи.

  1. С помощью игр и игровых упражнений развивайте память, внимание, мышление, воображение, речь.

  1. Развивайте у ребенка коммуникативные способности, т.е. умение общаться с детьми и со взрослыми.

  1. Развивайте любознательность ребенка, доступно отвечайте на все его вопросы. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая встречным вопросом: «А как ты думаешь?»

Приложение 3

НЕСКОЛЬКО УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Прием детей осуществляется строго с 7.00 до 8.15. Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспитательно-образовательного процесса.

Если ребенок заболел, необходимо до 8.30 позвонить в детский сад и сообщить о его болезни. Это необходимо, чтобы вовремя снять ребенка с питания и не оплачивать дни, пропущенные по болезни.

Воспитатели готовы пообщаться с Вами утром до 8.15 и вечером после 17.00. В другое время педагог работает с группой детей – отвлекать его не рекомендуется.

Просим Вас не давать ребенку с собой в детский сад продукты (конфеты, чипсы, сухарики...). Категорически запрещается давать ребенку в детский сад жевательную резинку, медикаменты!

Благодарим за внимание!

Приложение 4

Уважаемые родители!

В связи с Вашим отсутствием на родительском собрании

16. 09. 2021 года, в группе № 7, просим ознакомиться с принятыми решениями и поставить свою подпись

ФИО родителя

Подпись

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Подготовка детей к обучению грамоте, чтению"

Вы все знаете, как сложно обучить ребенка грамоте. Это - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелатель...

Родительское собрание «Подготовка детей с ОНР к школе»

Родительское собрание «Подготовка детей с ОНР к школе»...

Конспект Родительское собрание "Подготовка детей к школе".

Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе....

Родительское собрание «Подготовка детей с ОНР к школе»

Родительское собрание «Подготовка детей с ОНР к школе»...

Родительское собрание «Подготовка детей с ОНР к школе»

Родительское собрание «Подготовка детей с ОНР к школе»...

Конспект родительского собрания "Подготовка детей к школе".

В ходе собрания родители были ознакомлены  с основными критериями готовности ребенка к школе; они  познакомились с оценками степени готовности своего ребенка к школе. На собрании выступили с...