статья
консультация

Кононова  Татьяна Анатольевна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Одной из форм проявления патриотических чувств является повышение интереса к своей национальной культуре, искусству, в частности к народной песне.

Народ существует, пока существует его богатое наследие - русские песни, потешки, сказки, пляски и хороводы, народные игрушки, предметы декоративно - прикладного искусства.

        Формирование сознания и отношения ребенка к окружающему миру зависит от того, что видит и слышит ребенок с детства. Поэтому одна из задач музыкального воспитания - привить интерес к русской народной песне.

Ведь народная песня помогает развивать чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, помогая детям усвоить  язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Пройдя через ряд поколений, народная музыка, песня освобождается от всего лишнего, искусственного. Содержание, образы, заложенные в песне, становятся предельно ясными, выразительными.

        Работая по «Программе воспитания» под редакцией Васильевой

мы постоянно уделяем большое  внимание русской народной музыке и песне, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка.

Большинство малышей, пришедших в детский сад, уже имеет небольшой багаж впечатлений, связанных с народной песней: слышали колыбельную песню, приплясывали под веселую плясовую мелодию.

Эти первые впечатления мы закрепляем и расширяем уже в первой младшей группе давая понятные  и знакомые мелодии для слушания и пляски «Калинка», «Из под дуба», «Ах вы, сени», «Идет коза» и другие мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой         энергией русского народа  Дети с удовольствием играют под песню «Ладушки», подпевают отдельные слова и звукоподражания в «Колыбельной песне». Даже самые простые из песен, доступные детям, отличаются высокими художественными качествами, как песни «Ладушки», «Зайка», «Петушок». Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко ими  усваиваются. Таковы песни «Петушок», «Солнышко», «Дождик», «Котя - коток», которые мы разучиваем во второй младшей группе.  При  первом знакомстве с песнями вношу иллюстрации или яркие игрушки, что помогает вызвать интерес у детей к дальнейшему разучиванию и исполнению русских песен.

 В средней группе дети активно разучивают яркие, образные русские народные песни «Две тетери», «На зеленом лугу», хороводную игру с пением «Ходит Ваня». Прибаутки «Сорока - сорока», «Андрей - воробей» помогают в работе над чистым интонированием мелодии, для работы над дикцией. Выученные песни инсценируем с детьми, что способствует формированию певческих навыков и развитию творческих способностей у детей.

Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную песню  исключительно ценным средством художественного воспитания детей        . Они легко усваивают народную мелодию и поют ее чисто и без поддержки музыкального инструмента. Поэтому рекомендую педагогам детского сада включать их в занятия, на  прогулках, а также в игровую самостоятельную деятельность детей (спеть знакомые народные  песни гостье - игрушке, или устроить концерт русской песни). Хочется отметить, что воспитатели  нашего детского сада хорошо понимают значение пения для детей, знакомы с вокальными навыками детей данной группы, их песенным репертуаром, сами правильно и выразительно поют детские  народные песни. С их стороны я  чувствую поддержку в формировании интереса у детей к русской народной песне.

        В группах старшего дошкольного возраста дети поют  русские народные песни «А я по лугу», «Чики - чикалочки», «как у наших у ворот», Во поле береза стояла», «Во кузнице», играют в игры с пением «Ворон», «На горе - то калина» и многие другие. Чтобы детям были понятны народные песни перед  первым прослушиванием я провожу беседы, в которых рассказываю о создании русской песни, о том, что раньше не было магнитофонов и телевизоров и люди развлекали себя и друзей  тем, что пели красивые народные песни.  Рассказывала о том, как русский народ любил  и берег родную природу, а свое бережное отношение высказывал в песне такими образными поэтическими сравнениями: «белая березонька», «солнышко ясное», «рябинушка кудрявая», травонька - муравонька», «Волга - матушка» и др.

Вызывает у детей интерес и поэтические сравнения людей с  птицами, животными: « белая лебедушка», «ясный сокол», «молодой дроздок», «красна девица», «добрый молодец», младешенька и др.

Объясняю детям непонятные слова: «люли», «ладо», кузница; а также меняющиеся ударные слоги в словах русских песен.

         Русская народная музыкальная культура отличается многообразием песенных жанров и, поэтому в подготовительной группе мы знакомим детей с лирической, хороводной, плясовой песней, частушкой. Дети хорошо различают характер каждой песни, но особенно любят шуточные и веселые «Во кузнице», «Как у бабушки козел», игровые «Ходила младешенька по борочку», «Млада», «Где был Иванушка». Но особой любовью пользуются частушки. дети поют их на  фольклорных праздниках «Святки», «Масленица», «Встреча весны».

        

И, конечно же, для формирования у детей интереса к русской песне  на занятия вношу иллюстрации, для инсценирования песен вношу шапочки и маски, атрибуты: молоточки, платочки, лошадей, ведра и коромысло, детские шумовые инструменты, березку, что помогает более красочно обыграть  или  как говорили раньше на Руси, «сыграть песню».

        Таким образом, чем больше и глубже ребенок будет чувствовать родное искусство, тем лучше у него буду формироваться певческие навыки, тем легче он будет воспринимать и хорошо пойме классическую музыку М.И Глинки, П. И. Чайковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...