Капризы и упрямства детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

 Ижедерова Елена Вениаминовна

Капризы и упрямства

детей раннего возраста

Капризность и упрямство – спутники любого возрастного кризиса в детстве. В наибольшей степени это  относится  к  детям  раннего  возраста. На самые обычные предложения – помыть руки, убрать игрушки – малыш может ответить молчаливым неповиновением или бурным протестом. Подобные реакции у некоторых ребят проявляются так часто, что родители начинают относиться к ним как к закономерным явлениям. Однако считать, что капризы и упрямство сопутствуют детскому возрасту, было бы неверным. Склонность к капризам связана, конечно, с психофизическими особенностями детей. Чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность.  Раннее  детство – критическая  пора, его точно  называют  «периодом упрямства». В  этом плане  возраст  от 1 до 4 лет может конкурировать  только , пожалуй, с подростковым.  Обычно он длится до четырех, но у некоторых детей продолжается и в дошкольном  возрасте. 

Причины капризов и упрямства малыша не столько в особенности его возраста, сколько в неверном воспитательном подходе к нему.

•Первая причина  детского  упрямства   и  „вредности" —  личностные  особенности родителей.  Чрезмерная  требовательность  и  нетерпеливость,  а также властность  приводят  к  тому,   что    у  ребенка  подавляется,  „Как  это — уступить  крохе?  Что  же  дальше-то  будет?  А  потом  он  на  шею  сядет?" — рассуждают  такие  родители.  Им  надо  обязательно  показать  свою  силу  и твердость.  Они  пристают  к  малышу  по  любому   поводу,  пытаясь  контролировать  каждый  шаг.  Его  жизнь расписана  предписаниями  и  инструкциями.  Такие  родители  бурно реагируют,  если  их  просьбы   оказываются  без  внимания,  читают  нотации, угрожают,  наказывают. 
•Вторая причина — незнание  психологических  особенностей  развития ребенка.  В  раннем  возрасте  малыш  еще  не  способен  планировать  свою деятельность,  оценивать  ее,  быть  исполнительным.  Так  что  призывы  к аккуратности,  к  тому,  чтобы  все  вовремя  разложить  по  местам,  выполнять просьбы  по  первому  вашему  зову  для  него  не  под  силу.  Не  торопите время,  и  кроха  научится  собирать  игрушки,  одеваться  без  при­нуждения. Иначе  у  ребенка  разовьется  комплекс  вины,  а  его  самооценка  при  этом серьезно  пострадает.

Третья  причина —природный  темперамент  малыша.  Известно,  что  в чистом  виде  основных  типов   темперамента — холерики,  сангвиники, флегматики, меланхолики не  бывает.  Принципиальность  и  негибкость  сослужат  вам  плохую службу — просьбы останутся   безрезультатными.  

Четвертая причина – физиологическая, связанная с особенностями развития левого и правого полушария. Малыш  рождается  как  бы  „правополушарным",  и только  к  3 годам  (периоду  овладения  фразовой  речью)  левое  по­лушарие активно  развивается.

Это зна­чит,  что  развиваются  функции  контро­ля, появляется чувство «Я», осознание себя  как  личности.  Вот  тут-то родители  и начинают делать ошибки, подавляя развитие  этих  чувств. Ограничивают свободу, вводят неоправданные запреты, предупреждают каждоедействие крохи,  затормаживая  развитие  функций  левого  полушария.  И  в  то  же время  за­бывают  о  том,  что  ребенку  необходимо  выражать  свои  чувства, эмоции,  потреб­ность  в  признании.

         Упрямство - своеобразный  сигнал,  спо­соб  защиты.  Ребенок  ведет  себя  так не  потому,  что  он  плохой,  вредный,  а  потому,  что  он — РЕБЕНОК!   Для него  неестественно  сидеть  неподвижно  и  внимать   тому,  что  вещают  взрослые,  быстро  одеваться   и  собирать  иг­рушки,  выполнять  просьбы  по первому  требованию... Чтобы  поладить  с  упрямцем,  придет­ся  изменить  себя.  Постараемся  осоз­нать,  что  кроется  в  нас  самих,  какие  свои  качества  и  установки  необходимо  пересмотреть,  чтобы  не  наделать  оши­бок  и  не  навредить собственному  чаду.

Как  предотвратить  приступы  истерики  у  детей? 

Научитесь предупреждать  вспышки.

Дети  скорее  разражаются  плачем  и  криком, когда  они  устали,  проголодались  или  чувствуют,  что  их  торопят. Постарайтесь  предвидеть  такие  моменты:  не  отправляйтесь  в  магазин  за покупками,  когда  ваш  ребенок  проголодался.  Собираясь  в  сад,  не предлагайте  надеть  одежду,  которую  ребенок  не  может  терпеть.

Переключайте  детей  на  действия.  Маленькие  дети  более  склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. Конечно, для понимания того, что скрывается за дан­ным капризом, родителю необходима не только определенная психологическая культура, но подчас и интуиция. Самые  эффектные  способы  лечения капризов – те, которые   «разоружают» ребенка,  вынуждают  понять,  что  вы  никогда  не  отнесетесь  всерьез к  его  причудам.Попробуйте отнестись к реакции вашего   ребенка «нестандартно». Не вступайте в «дебаты», не ругайте и не  наказывайте,  а, например, просто молча  проигнорируйте  каприз. Ждать, что это сразу возымеет действие,  не  стоит. Поначалу будут те же бурные  реакции. Но со временем, если это станет привычным, ребенок начнет эмоционально оценивать ситуацию более адекватно.

Маленьким   деткам  тоже  хочется  немного  самосто­ятельности.  Потому они  часто  не  желают  надевать  предложенное  мамой.  Вы­ход  из  этой ситуации  прост.  Выложите  на  видное  место  несколько  свитеров,  колго­ток,  маек.  Пусть  ребенок  сам  выберет,  что  именно  на­деть.  Уборка  вещей  обратно  в  шкаф  не  займет   много  вре­мени,  гораздо  дольше  вы бу­дете  его  упрашивать  сделать  по-вашему. 

А еще очень важно, чтобы все члены семьи в ситуации каприза вели себя одинаково. В противном случае, ваш малыш очень скоро начнет искусно манипулировать папой, мамой, бабушкой и дедушкой, быстро сориентировавшись, какой стиль поведения применять с каждым из них.

Анализ  каждого  определенного  случая  капризов  и  упрямства  требует  индивидуального  подхода.  За  любым  капризом  или  упрямством  стоит  мотив самореализации,  самоутверждения,  признание  собственной  значимости.  И  чтобы они  в  ребенке  закрепились   как  положительные  качества,  а  не  как  отрицательные (избалованность), нам, взрослым, следует приложить немало усилий, и прежде всего  над  самими  собой.

Ограждать  детей,  от  какого- либо  напряжения,  не  проявлять  должной  твердости – это  значит  не  заглядывать  в  их  будущее. Только благодаря правильному воспитанию  происходит  закладка  положительных  качеств  личности   ребенка,  только  при  этом  условии   можно  говорить  о  формировании  готовности  его  к  активному,  осознанному  послушанию.

Ребенок, живущий в мире, который не уважают самые дорогие для него люди,  надолго   остается  в  нем, чтобы  самостоятельно  решить  волнующие его  вопросы. Ребенок, у  которого  было  детство,  смело  вступает  во взрослую  жизнь, унося  с  собой  из  детства  самое  главное  для  каждого человека - веру в себя, надежду на понимание  и  любовь  к  окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_roditelyam.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Капризность и упрямство – спутники любого возрастного кризиса в детстве. В наибольшей степени это относится к детям раннего возраста. На самые обычные предложения – помыть руки, убрать игрушки – малыш может ответить молчаливым неповиновением или бурным протестом. Подобные реакции у некоторых ребят проявляются так часто, что родители начинают относиться к ним как к закономерным явлениям. Однако считать, что капризы и упрямство сопутствуют детскому возрасту, было бы неверным. Склонность к капризам связана, конечно, с психофизическими особенностями детей. Чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность. Раннее детство – критическая пора, его точно называют «периодом упрямства». В этом плане возраст от 1 до 4 лет может конкурировать только , пожалуй, с подростковым. Обычно он длится до четырех, но у некоторых детей продолжается и в дошкольном возрасте. Причины капризов и упрямства малыша не столько в особенности его возраста, сколько в неверном воспитательном подходе к нему. Первая причина детского упрямства и „вредности" — личностные особенности родителей . Чрезмерная требовательность и нетерпеливость, а также властность приводят к тому, что у ребенка подавляется, „Как это — уступить крохе? Что же дальше-то будет? А потом он на шею сядет?" — рассуждают такие родители. Им надо обязательно показать свою силу и твердость. Они пристают к малышу по любому поводу, пытаясь контролировать каждый шаг. Его жизнь расписана предписаниями и инструкциями. Такие родители бурно реагируют, если их просьбы оказываются без внимания, читают нотации, угрожают, наказывают. Вторая причина — незнание психологических особенностей развития ребенка . В раннем возрасте малыш еще не способен планировать свою деятельность, оценивать ее, быть исполнительным. Так что призывы к аккуратности, к тому, чтобы все вовремя разложить по местам, выполнять просьбы по первому вашему зову для него не под силу. Не торопите время, и кроха научится собирать игрушки, одеваться без при­нуждения. Иначе у ребенка разовьется комплекс вины, а его самооценка при этом серьезно пострадает. Третья причина — природный темперамент малыша . Известно, что в чистом виде основных типов темперамента — холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики не бывает. Принципиальность и негибкость сослужат вам плохую службу — просьбы останутся безрезультатными. Четвертая причина – физиологическая , связанная с особенностями развития левого и правого полушария. Малыш рождается как бы „правополушарным", и только к Капризы и упрямства д етей раннего возраста

Слайд 2

http://poznaemmir.com/подвижные-игры-с-детьми-2-3-лет/ РГНПРШГР

Слайд 3

Капризность и упрямство – спутники любого возрастного кризиса в детстве. В наибольшей степени это относится к детям раннего возраста. На самые обычные предложения – помыть руки, убрать игрушки – малыш может ответить молчаливым неповиновением или бурным протестом. Подобные реакции у некоторых ребят проявляются так часто, что родители начинают относиться к ним как к закономерным явлениям. Однако считать, что капризы и упрямство сопутствуют детскому возрасту, было бы неверным. Склонность к капризам связана, конечно, с психофизическими особенностями детей. Чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность. Раннее детство – критическая пора, его точно называют «периодом упрямства». В этом плане возраст от 1 до 4 лет может конкурировать только , пожалуй, с подростковым. Обычно он длится до четырех, но у некоторых детей продолжается и в дошкольном возрасте. Причины капризов и упрямства малыша не столько в особенности его возраста, сколько в неверном воспитательном подходе к нему. Первая причина детского упрямства и „вредности" — личностные особенности родителей . Чрезмерная требовательность и нетерпеливость, а также властность приводят к тому, что у ребенка подавляется, „Как это — уступить крохе? Что же дальше-то будет? А потом он на шею сядет?" — рассуждают такие родители. Им надо обязательно показать свою силу и твердость. Они пристают к малышу по любому поводу, пытаясь контролировать каждый шаг. Его жизнь расписана предписаниями и инструкциями. Такие родители бурно реагируют, если их просьбы оказываются без внимания, читают нотации, угрожают, наказывают. Вторая причина — незнание психологических особенностей развития ребенка . В раннем возрасте малыш еще не способен планировать свою деятельность, оценивать ее, быть исполнительным. Так что призывы к аккуратности, к тому, чтобы все вовремя разложить по местам, выполнять просьбы по первому вашему зову для него не под силу. Не торопите время, и кроха научится собирать игрушки, одеваться без при­нуждения. Иначе у ребенка разовьется комплекс вины, а его самооценка при этом серьезно пострадает. Третья причина — природный темперамент малыша . Известно, что в чистом виде основных типов темперамента — холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики не бывает. Принципиальность и негибкость сослужат вам плохую службу — просьбы останутся безрезультатными. Четвертая причина – физиологическая , связанная с особенностями развития левого и правого полушария. Малыш рождается как бы „правополушарным", и только к Капризы и упрямства д етей раннего возраста

Слайд 4

3 годам (периоду овладения фразовой речью) левое по­лушарие активно развивается. Это зна­чит, что развиваются функции контро­ля, появляется чувство «Я», осознание себя как личности. Вот тут-то родители и начинают делать ошибки, подавляя развитие этих чувств. Ограничивают свободу, вводят неоправданные запреты, предупреждают каждоедействие крохи , затормаживая развитие функций левого полушария. И в то же время за­бывают о том, что ребенку необходимо выражать свои чувства, эмоции, потреб­ность в признании. Упрямство - своеобразный сигнал, спо­соб защиты. Ребенок ведет себя так не потому, что он плохой, вредный, а потому, что он — РЕБЕНОК! Для него неестественно сидеть неподвижно и внимать тому, что вещают взрослые, быстро одеваться и собирать иг­рушки, выполнять просьбы по первому требованию... Чтобы поладить с упрямцем, придет­ся изменить себя. Постараемся осоз­нать, что кроется в нас самих, какие свои качества и установки необходимо пересмотреть, чтобы не наделать оши­бок и не навредить собственному чаду. Как предотвратить приступы истерики у детей? Научитесь предупреждать вспышки. Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Постарайтесь предвидеть такие моменты: не отправляйтесь в магазин за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Собираясь в сад, не предлагайте надеть одежду, которую ребенок не может терпеть. Переключайте детей на действия. Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. Конечно , для понимания того, что скрывается за дан­ным капризом, родителю необходима не только определенная психологическая культура, но подчас и интуиция. Самые эффектные способы лечения капризов – те, которые «разоружают» ребенка , вынуждают понять, что вы никогда не отнесетесь всерьез к его причудам.

Слайд 5

Попробуйте отнестись к реакции вашего ребенка «нестандартно». Не вступайте в «дебаты», не ругайте и не наказывайте, а , например, просто молча проигнорируйте каприз. Ждать, что это сразу возымеет действие, не стоит. Поначалу будут те же бурные реакции. Но со временем, если это станет привычным, ребенок начнет эмоционально оценивать ситуацию более адекватно. Маленьким деткам тоже хочется немного самосто­ятельности. Потому они часто не желают надевать предложенное мамой. Вы­ход из этой ситуации прост. Выложите на видное место несколько свитеров, колго­ток, маек. Пусть ребенок сам выберет, что именно на­деть. Уборка вещей обратно в шкаф не займет много вре­мени, гораздо дольше вы бу­дете его упрашивать сделать по-вашему. А еще очень важно, чтобы все члены семьи в ситуации каприза вели себя одинаково. В противном случае, ваш малыш очень скоро начнет искусно манипулировать папой, мамой, бабушкой и дедушкой, быстро сориентировавшись, какой стиль поведения применять с каждым из них. Анализ каждого определенного случая капризов и упрямства требует индивидуального подхода. За любым капризом или упрямством стоит мотив самореализации, самоутверждения, признание собственной значимости. И чтобы они в ребенке закрепились как положительные качества, а не как отрицательные (избалованность), нам, взрослым, следует приложить немало усилий, и прежде всего над самими собой. Ограждать детей, от какого- либо напряжения, не проявлять должной твердости – это значит не заглядывать в их будущее . Только благодаря правильному воспитанию происходит закладка положительных качеств личности ребенка, только при этом условии можно говорить о формировании готовности его к активному, осознанному послушанию. Ребенок, живущий в мире, который не уважают самые дорогие для него люди, надолго остается в нем, чтобы самостоятельно решить волнующие его вопросы. Ребенок, у которого было детство, смело вступает во взрослую жизнь, унося с собой из детства самое главное для каждого человека - веру в себя, надежду на понимание и любовь к окружающему миру.

Слайд 6

Ваш ребёнок не говорит? Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. Причины речевой патологии у детей-дошкольников этого следует искать и в ухудшающейся экологии, и в осложнениях при беременности и родах, и в том, что не все родители уделяют должное внимание речевому развитию ребёнка. Наверняка, знакомые убеждают вас, что «мальчики всегда начинают говорить позже» или рассказывают истории о детях, которые в 6 лет внезапно заговорили целыми фразами. Однако это бывает крайне редко. У большинства этих детей наблюдались проблемы в развитии речи уже в 1-1,5 года: словарь нарастал очень медленно, долгое время ребенок пользовался сокращенными словами и звукоподражаниями, фразовая речь появилась после 3-4 лет. В то же время, если с детьми, имеющими отставание в раннем речевом развитии, занятия по активизации речи начинали в 2-2,5 года, большинство из них уже через несколько месяцев значительно увеличивали свой словарный запас, начинали пользоваться новыми грамматическими формами, гораздо легче шли на речевой контакт с окружающими. На вопрос «В каком возрасте необходимо начинать занятия с логопедом?», я уверенно отвечаю – «С момента обнаружения отставания в речевом развитии». Не стоит отпускать речевые проблемы на самотек! Если нет возможности отдать свое чадо в надежные руки специалиста, мамы и папы должны стать «домашними логопедами» своим детям. Итак, с чего начнем «учить» малыша говорить? ГОВОРИТЕ! Есть мамы и папы, которые полагают, что разговоры с ребенком-молчуном – пустая трата времени. Трудно придумать большее заблуждение. Наоборот, чем чаще и дольше вы разговариваете с малышом, тем больше у него поводов усвоить новые слова и понятия и захотеть вам ответить! Только не стоит употреблять много искаженных «детских» слов ( бибика , ававка и т.п.). Лучше говорить с ним, используя простые, но правильные слова. ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ! Общение с ребенком вы должны сделать деловым, т.е. преследующим какие-то цели. Но, как известно, невозможно договориться, если одна из сторон не желает говорить. Тем важнее проявлять большое внимание, если малыш пытается вам что-то объяснить: пусть он и использует для этого нечленораздельные звуки или жесты – вы же не хотите, чтобы малыш обиделся и совсем перестал стараться? Однако, не переусердствуйте: предугадывание желаний ведет к тому, что у него пропадает мотивация к разговору. ИГРАЙТЕ! Чем активнее вы будете увлечены игрой, тем лучше. «Озвучивайте» игрушки, просите показать тот или иной предмет, где «спрятался» котенок и т.п. Игры формируют тесную эмоциональную связь между родителем и малышом, а это помогает детям помогает детям раскрыться и заговорить. Игра – самая важная форма деятельности для малыша. Простые слова «На!», «ешь!», «спи!», «ай- яй - яй », обращенные к игрушке, получаются у малыша намного легче, чем если бы вы требовали: «Скажи как я!». Или возьмите на вооружение игру «Доскажи словечко»: выберите для нее самые простые стихотворные тексты или загадки с рифмованным ответом. Говорит корова … Му -у! Молока … кому?»

Слайд 7

ЖЕСТИКУЛИРУЙТЕ! Используйте общеупотребительные жесты совместно с речью – говорите «на», протягивая открытую ладонь, и отрицательно качаете головой, произнося «нет»; разводите полукруглые руки в стороны – « большо -о-о-й»; приближаете ладони – « ма -а-а- ленький ». Короткие стихотворные тексты, сопровождаемые такими жестами, превращаются в маленький кукольный театр. ТРЕНИРУЙТЕ ПАЛЬЧИКИ! Не забывайте о необходимости совершенствования мелкой моторик. Доказано, что около трети всей площади двигательной коры мозга занимает проекция ладони. С самыми маленькими детьми в этом вам помогут разнообразные игрушки-вкладыши, игрушки по типу «почтового ящика», где в окошки надо вставить подходящие по форме детали. И, конечно, пальчиковые игры – короткие стихотворные тексты, сопровождаемые движениями кистей и пальчиков. Маленьким детям эти игры проводят в режиме «пассивной» гимнастики – загибает, растирает пальчики на маленькой детской ладошке сам взрослый. Но уже через некоторое время ребенок сам начинает выполнять элементы пальчиковой игры. Этот пальчик – дедушка (загибаем в кулачок большой палец), Этот пальчик – бабушка! (то же самое делаем с указательным пальчиком)… ПОВТОРЯЙТЕ ! У малышей сильно развиты механизмы подражания. Начните с простых пальчиковых игр или речи с движением: пусть сначала ребенок научиться повторять за вами серию одиночных движений, а потом уже – их совмещать. Говорите достаточно громко и четко артикулируйте. Через некоторое количество повторений движений рук ребенок начнет и произносить вместе с вами отдельные звукоподражания или даже слова. Классический пример таких игр – знакомые с детства «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и др. Самое важное – чтобы игра нравилась вашему малышу. ПОМОГАЙТЕ ! Пусть малыш на первом этапе использует любые доступные ему средства общения: звуки, жесты, движения. Если ребенок указывает на игрушку, озвучьте его желание «Хочешь поиграть с мишкой?». При этом требуйте ответной реакции: пусть кивает головой, или, наоборот, мотает. Не бойтесь задавать наводящие вопросы и намеренно создавать ситуации, требующие речевого общения. Хорошо в этом помогает совместная деятельность: лепка, рисование, аппликация – советуйтесь с ребенком по поводу каждого действия. НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ! На самом деле, ребенку совершенно все равно, во что и какими игрушками играть – лишь бы вы принимали в этом активное участие. Просто будьте рядом, делайте что-нибудь вместе, терпеливо и настойчиво говорите, несмотря на то, что вам пока не отвечают. Пройдет какое-то время – и малыш порадует вас первыми словами.

Слайд 8

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят), считая, что их ребёнок еще очень маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста? Прежде всего, освоение следующих навыков: - приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки); - раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки); - гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой); - опрятности (пользоваться горшком). Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей, к которым относятся: - общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься по ступенькам); - мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры); - зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом); - мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых). Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них. Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения. Значение самообслуживания в воспитании детей

Слайд 9

Н а первом этапе ребёнок учиться выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре. Далее осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно-моторная координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания: кулачком, щепотью (тремя пальцами), одной рукой, обеими; различные действия пальцами: расставлять, сжимать вместе, выделять один палец). Дальше происходит развитие соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрёшки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развиваться глазомер. На последнем этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу) Итак , для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях. Вот несколько вариантов игр и занятий для детей , которые можно организовать дома для развития ручек малыша. Предложите ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета. Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Давайте ему проталкивать предметы в отверстия, нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки), переливать воду пипеткой или спринцовкой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство), пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде. Поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках), «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками), «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (надеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).

Слайд 10

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. При необходимости покажите это действие сами. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или, что надо перестать делать. Любое действие можно разделить на маленькие поддействия , выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему. Пример одевания штанишек может выглядеть так: Сядь на стульчик Возьми штанишки обеими руками за поясок Подними одну ножку и вдень её в одну штанину Поставь ножку на пол Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками. Помните , что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Капризы и упрямства детей раннего возраста

            Даже  самый  спокойный  и  послушный  ребенок  может  быть капризным  и  упрямым.  Такое  случае...

Капризы и упрямства детей раннего возраста

Капризы и упрямства детей раннего возраста. Даже самый спокойный и послушный ребенок может быть капризным и упрямым. Такое случается в любом возрасте. Сталкиваясь с проблемами проявления капризов...

Капризы и упрямство детей раннего возраста

Консультация для воспитателей...

Статья на тему: "Капризы и упрямства детей раннего возраста"

Родители детей раннего возраста (2,3) года часто сталкиваются с капризами и упрямством малышей. Часто бывает трудно понять поведение ребенка, разобраться с причинами негативизма....

Консультации для родителей «Капризы и упрямство детей раннего возраста»

Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их капризами, упрямством. Часто бывает трудно понять поведение ребёнка, разобраться с причинами негативизма....