Консультация для родителей «Как развивать навыки экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Солнышкова Екатерина Алексеевна

Консультации для родителей о том, как организовать в домашних условиях поисково-познавательную деятельность детей посредством опытов и экспериментов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx191.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как развивать навыки экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: Солнышкова Е.А.

Уважаемые родители!

Не секрет, что все мы хотим растить любознательных детей, обладающих живым умом, сообразительностью, находчивостью, познавательной активностью.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Мы взрослые можем направить их исследовательскую и познавательную активность на изучение мира природы.

Уважаемые родители, в ваших силах организовать в домашних условиях поисково-познавательную деятельность детей посредством опытов и экспериментов. В процессе ваших совместных занятий дети научатся преобразовывать объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы.

Занимательные опыты, эксперименты, фокусы побудят детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

2. активность ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе.

Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой.

Дети нуждаются в образовании, в расширении своего познавательного опыта.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы.

В домашних условиях мы рекомендуем следующие эксперименты:

  1. «Чай с молоком»

Приготовьте две баночки. В одну налейте воды и капните немного йода. Это «чай». В другую налейте воды и размешайте в ней ложку крахмала. Получится «молоко». Спросите у ребенка, что будет, если в чай добавить молоко? Он скажет «Чай с молоком». Проведите опыт. В итоге получаются чернила. Спросите у ребенка, почему так произошло.

  1. «Достань ключик»

Возьмите банку с водой, положите в нее железный ключик и покажите ребенку: «Я уронила ключ в банку с водой, надо достать вот этот ключик из банки. Но вот проблема. Руки мочить нельзя. Воду тоже выливать нельзя. Нельзя использовать палочки и ложечки для того, чтобы достать ключик. Как же можно достать ключик? Пусть ребенок размышляет, высказывает предположения. А затем возьмите магнит и с его помощью достаньте ключик, не намочив рук.

  1. Фокус «Танцующие монетки».

Для этого опыта вам понадобится картонка или фанерка, различные монетки в 10, 50 копеек и магнит. Положите монетки на картонку, а под низом держите магнит. Скажите ребенку: «Сейчас я заставлю монетки танцевать. Надо только напеть одну песенку». Далее вы напеваете и водите магнитом под картонкой. Монетки двигаются по картонке. Ребенок в восторге. Затем вы предлагаете ребенку научить монетки танцевать.

  1. Эксперимент «Что в бутылке?».

Пластиковую бутылку оборачивают бумагой, помещают в морозилку. Затем достают и помещают бутылку в блюдце с водой горлышком вниз. Наблюдают, как из бутылки выходит воздух.

  1. Опыт «Как поймать воздух?»

Возьмите целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Спросите ребенка: «Что произошло с пакетом? Что в них находится? Воздух? Какой он? Ты его видишь?»

  1. Опыт «Шарик в воде».

Надуйте воздушный шарик и опустите в емкость с водой. Наблюдайте вместе с ребенком, что происходит с шариком. Спросите его: «Почему шарик всплывает?» Сделайте вывод: воздух легче воды.

  1. Опыт «Полет на воздушном шаре».

Возьмите две емкости с теплой и холодной водой. На бутылку оденьте воздушный шарик. Поместите бутылку в емкость с теплой водой. Наблюдайте, что происходит с воздушным шариком? Почему он надувается? Сделайте вывод: вода нагревает воздух, он расширяется. Поместите бутылку в емкость с  холодной водой: что произошло с воздухом? Сделайте вывод: воздух охлаждается, сжимается, шарик сдувается.

Уважаемые родители, проявляйте вашу фантазию и пробуйте различные эксперименты с детьми. Будем рады, если в ваших комментариях вы напишете об удачных экспериментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. В связи с этим особый...

Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование – это как игра – ведущая деятельность дошкольника. Ребёнок учится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Задача роди...

Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством различных видов деятельности»

Приобщение к русской национальной культуре через знакомства с традициями и обычаями русского народа ( апрель 2017)...

Конспект образовательной деятельности по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница – вода»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН    Конспект  об...

Конспект образовательной деятельности по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Невидимка-воздух»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН    Конспект  об...

Конспект образовательной деятельности по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница – вода»

Конспект  образовательной деятельностипо экспериментальной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста«Волшебница – вода»...

Конспект образовательной деятельности по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Невидимка-воздух»

Конспект  образовательной деятельностипо экспериментальной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста«Невидимка-воздух»...