Самостоятельность один из факторов успешной адаптации ребёнка в детском саду.
статья

Набока Лилия Владимировна

Как влияет самостоятельность ребёнка на его успешную адаптацию в детском саду. Советы родителям по воспитанию самостоятельности в ребёнке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельность один из факторов успешной адаптации ребёнка в детском саду.


Адаптация – серьёзное испытание для детей и их родителей. Перешагнув порог группы в детском саду, ребёнок попадает полностью в новую обстановку, как если бы вы попали на другую планету.
С первой минуты уже надо жить по новым правилам. Ведь жизнь в детском саду подчиняется режиму дня.
Кушать по расписанию. И уже не выберешь блюдо, а нужно кушать что приготовили на кухне, не говоря уже о том, что меню и рецептура готовки отлична от домашней кухни. Не попросишь конфетку или «Барни».
Отсутствие близких людей рядом. Незнакомые дети, нередко плачущие, кричащие, даже дерущиеся и отнимающие игрушки.
Нужно соблюдать правила: убирать игрушки за собой, мыть руки, не шуметь во время сна, ходить парами и т.д.- внимание воспитателя нужно делить с другими детьми.
Чтобы привыкнуть к новому образу жизни необходимо время и усилия со стороны ребёнка и терпение, и понимание со стороны родителей. Чтобы снизить стресс и помочь преодолеть ребёнку этот сложный период, родителям нужно задуматься задолго до того, как ребёнок перешагнёт порог группы.
Во время адаптации мы наблюдаем разные реакции у детей: нарушение сна, уменьшение аппетита, восприимчивость к инфекциям, обострение хронических заболеваний, начинает скакать температура (даже если нет заболевания), истеричность, агрессивность, плаксивость, упрямство.
Некоторые дети не понимают зачем их каждое утро ведут в детский сад. Может их стали меньше любить? В таких случаях родители должны вести беседы с детьми зачем нужен детский сад и почему надо в него ходить каждый день, ну и конечно положительные эмоции и больше внимания, заботы и совместного время препровождения.
К сожалению, и чрезмерная забота родителей тоже оборачивается «медвежьей услугой» и препятствием на пути к успешной адаптации. К примеру: делая всё за своего ребёнка (одевание, раздевание, кормление с ложечки, а то и с бутылочки) приводит к тому что, попадая в детский сад ему приходится всё же, хоть и частично, но одеваться и раздеваться, кушать самому. А так хорошо было дома. Мама всё делала сама, не нужно было напрягаться. В итоге дополнительная стрессовая ситуация, которой можно было избежать.
Конечно, у мамы каждая минута на счету – одеть ребёнка самому быстрое, но не верное решение. Научившись одеваться, ребёнок делает большой шаг в умственном и физическом развитии. Ребёнок становится более уверенным в себе.
К самостоятельности нужно приучать заранее, до того, как ребёнок пойдёт в детский сад, а не в один момент, когда вдруг мама говорит: "Всё! Ты уже большой! Давай, одевайся сам!". В таком случае вырабатывается негативные ассоциации у ребёнка с детским садом. Ведь до этого всё было хорошо, и мама одевала и кормила его, а тут всё изменилось… Обучение ребёнка одеваться, кушать самому или выполнять другие, какие-либо самостоятельные действия должно быть постепенным и поэтапным.
Каждое действие, которое мы совершаем, одеваясь или раздеваясь, включает множество движений руками, ногами, пальцами, которые идут в определенной последовательности. Нельзя просто сказать ребенку: «Надень штаны сам!» и ждать результата. Следует разбить сложные действия на маленькие шаги, например:
1. Сядь на ковер.
2. Возьми штанишки двумя руками за резинку.
3. Просунь одну ногу в штанину, подтяни штанину, вытащи носочек.
4. Потом другую ногу во вторую штанину, штанину вверх, носочек наружу.
5. Встань, подтяни штанишки вверх.

Весь процесс можно обыграть – например, каждая нога заезжает в свой туннель или заползает в свою норку; такие комментарии дети запоминают лучше.
В любом случае все шаги надо терпеливо отработать – вначале руками ребенка с помощью родителей, потом включаясь только на некоторых моментах – например, ноги продевает малыш сам, а мама только помогает подтягивать штанишки, а на финальной стадии оставляя только короткие комментарии и слова поддержки.
Не надо бросаться и делать все за него. Достаточно, находясь рядом, поддержать словом: «Уже все почти получилось! Поймай задник за хвостик и потяни на себя, так пяточка попадет в свой домик». Если ребенок не выполнит все сам, то он не почувствует упоения от завершенного действия, и положительной мотивации одеваться самостоятельно не будет.
Помимо этого, нужно трубить в семейные фанфары по поводу каждого маленького успеха ребенка на стезе одевания – пусть о том, что малыш впервые натянул носочки, узнают папа, бабушка, дедушка, подруга; ребенок должен видеть, что родители гордятся его свершениями.
Развитие самостоятельности у детей способствует снижению эмоционального и мышечного напряжения, тревоги и агрессии, что способствует благоприятной адаптации.
Огромную роль в адаптации ребёнка играют родители, так как они прививают самостоятельность ребёнку, тем самым делая его уверенным в себе. Чтобы воспитать самостоятельность у ребёнка нужно, прежде всего, поддерживать его и направлять на самостоятельные поступки.
- ненавязчиво привлекайте убирать ребёнка свои вещи или помочь вам проговаривая к примеру: «ботиночки убирать надо в шкаф». Так ребёнок усвоит правила, которые нужно соблюдать каждый день.
Привлекать к работе на благо других членов семьи. При накрывании на стол к ужину можно предложить поставить салфетки, разложить ложки и т.д. Не забываем хвалить и подчёркивать нужность его помощи для всей семьи.
Определите какая работа больше по душе ребёнку. Возможно, она станет его обязанностью по дому.
Создаём условия. Если вы хотите, чтобы ребёнок смог сам обуваться, одеваться, то обувь и одежда должны быть удобными в одевании. Чтобы ребёнок вешал куртку, а не бросал где попало, должна быть петелька и крючок на доступной высоте. Полочка для одежды так же должна быть доступна.
Даём ребёнку разобраться самому. Наводящими вопросами дайте ребёнку понять, что в его шкафчике не так лежит, как это исправить и так далее. Пусть ребёнок сам увидит и исправит, может быть с небольшой помощью взрослого.
Положительный пример. Похвалите кого-то из членов семьи за аккуратно сложенные вещи, это будет стимулом для ребёнка повторить самому и также убрать свои вещи на место.
Режим дня. Если в семье соблюдается режим дня, то все режимные моменты не воспринимаются ребёнком «в штыки», соответственно вы избегаете конфликтных ситуаций и капризов.
За что могут нести ответственность малыши: - что надеть; - кушать самостоятельно; - убирать игрушки и вещи на место; - когда сходить в туалет.
Чтобы воспитать самостоятельность в ребёнке, конечно, нужно время и терпение. Но лучше затратить сейчас какое-то время, чем потом всю жизнь исправлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду".

Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду....

Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации ребёнка к детскому саду

Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации ребёнка к детскому саду.Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье.  Для этого нужны встречи ...

рекомендации для успешной адаптации ребёнка к детскому саду

Рекомендации для успешной адаптации ребёнка к детскому саду1. Для детей 2-3 лет характерным являются страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, происходят изменение жизненного стерео...

Роль игры на успешную адаптацию ребёнка к детскому саду

В игре с ребёнком раннего возраста происходит формирование эмоционального контакта, устанавливается доверие к воспитателю с первых дней пребывания детей в детском саду....

Успешная адаптация ребёнка к детскому саду

Статья на тему "Успешная адаптация ребенка к детскому саду"...

Взаимодействие специалистов как условие успешной адаптации ребёнка в детском саду

В статье представлен опыт работы ДОО по взаисодействию специалистов и педагогов, способствующее успешной адаптации детей 1,5 до 3 лет к детскому саду. Данная статья адресована педагогам, родителям...