Консультация для родителей "Игры с блоками Дьенеша для детей 4-5 лет"
консультация (средняя группа)

Петушкова Любовь Анатольевна

В какие игры с блоками Дьенеша можно играть с детьми средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя образовательная школа №5»

 

Консультация для родителей «Игры с блоками Дьенеша для детей 4-5 лет»

        

Воспитатель: Петушкова Л.А

г. Югорск, 2019

Консультация для родителей «Игры с блоками Дьенеша для детей 4-5 лет»

Золтан Дьенеш — выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик можно сказать — "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные задания в прописях, а играя. Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

  • четырёх форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
  • четырёх цветов (красный, синий, жёлтый);
  • двух размеров (большой, маленький);
  • двух видов толщины (толстый, тонкий).

С их помощью:

  • Развивается логическое мышление
  • Дети знакомятся с формой, цветом, размером, толщиной объектов
  • Развиваются пространственные представления
  • Воспитывается самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели
  • Развиваются познавательные процессы, мыслительные операции
  • Развиваются творческие способности, воображение, фантазия, способности к моделированию и конструированию

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам, каждая фигура в одном экземпляре.

Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Число игр с блоками Дьенеша очень велико и разнообразно. Малыши могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой — маленький»«толстый – тонкий»«такой же»«не такой».

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

  • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
  • Развития сенсомоторных способностей и отношения: обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
  • Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию
  • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
  • Развития творческих способностей
  • Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач
  • Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.

Начинать заниматься с блоками никогда не поздно, чем раньше начнете, тем интереснее будет малышу.

Игры и упражнения даны в трех вариантах. Вначале малыши развивают умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе).

В зависимости от возраста детей нужно использовать не весь комплекта какую-то его часть: начинать можно с блоков разных по цвету и форме, но одинаковых по размеру и толщине (12 штук, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). Это важно, так как чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и выполнять такие важные для ребенка логические операции, как, сравнение, классификация и обобщение.

С чего же начинать игру с блоками Дьенеша?

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с деталями: потрогать, перебрать, подержать в ручках.

Самым маленьким лучше начинать ознакомление с одним свойством блоков: толстый - тонкий, большой - маленький. Можно рассматривать изучение сходства по цвету.

Уже начиная с двух лет, дети учатся понимать такие слова, как «разные»«одинаковые», начинают понимать форму предметов.

Детям старше пяти лет будут интересны игры на обобщение, сравнение, классификацию предметов по нескольким свойствам.

Но разделение по возрастам идет только условное — все зависит от индивидуальных особенностей интеллектуального развития ребенка.

Для того, чтобы ребенку было интересно играть и заниматься, к этому увлекательному процессу можно привлечь любимые игрушки.

С двух лет блоки являются больше обучающим материалом, а уже с трех лет блоки являются ничем иным как интересной игрой.

Предлагаю родителям, научить детей играть с блоками, так как мы практикуем их на наших занятиях.

«Найди две одинаковые фигуры» (по цвету, по форме, по размеру).

Такая игра подойдет для самых маленьких — с помощью блоков можно изучать цвета, размеры и формы предметов и затем предлагать малышу разгруппировать фигуры по их свойствам.

Игра «Цепочка». От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения:

  • Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)
  • Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур
  • Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме
  • Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы и т. д.

«Поделим фигуры между гостями». В роли гостей могут выступать родственники или же игрушки. Следует предложить малышу разделить фигуры таким образом, чтобы у каждого «гостя» были только фигуры одинакового цвета (размера, формы).

«Домик». Для этой игры понадобиться лист бумаги и фломастер. Лист следует разделить на шесть квадратов, каждый из которых будет выступать в роли «комнаты». В пять комнат следует «заселить» блоки определенных цветов, а шестую комнату оставить незаселенной и предложить малышу догадаться, фигур какого цвета не хватает в незаселенной комнате.

«Угадай-ка». Один из блоков надо спрятать в коробочку или мешочек. Допустим, фигура — большой красный квадрат. Предложите ребенку угадать, какой блок спрятан, он может задавать вопросы, ответы на которые предполагают или «Да» или «Нет». Допустим, ребенок спрашивает: «Эта фигура круглая?» - «Нет». Вместе убираете из всех имеющихся фигурок фигуры круглой формы и т. д.

Игра «Раздели блоки» научит разбивать множества по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не»«и»«или». В лесу переполох! Лиса, волк и медведь не могут поделить подарки Деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю - все толстые, а волку – круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно, их должна взять и лиса и волк. А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые. Ими могут играть все звери. Три пересекающихся обруча (ленты, веревки) помогли нам разобраться, где чьи подарки.

Игра «Найди клад» или «Куда спрятался щенок?» Перед ребенком лежат 8 блоков или картинка щенка. Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий сначала сам в роли кладоискателя и показывает, как вести поиск клада, называя различные свойства блоков. Можно карточками-символами написать письмо.

Заниматься с детьми нужно только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, которая направлена на развитие познавательных знаний, охрану их физического и психического здоровья, наличие между взрослым и ребенком отношений сотрудничества и партнерства. Только в этом случае он, в дальнейшем, может стать интересным, интеллектуальным человеком, а именно этого хотят заботливые родители для своих детей.

Игры с блоками Дьенеша.

Сначала предлагаются самые простые задания с блоками, начать можно с 3 лет.

«Найди все такие фигуры, как эта» по цвету (по размеру, форме).

-красные -большие -круглые

«Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по размеру, форме).

-красные -большие -круглые

«Найди все такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

«Найди не такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и цвету, по размеру и форме, по цвету, размере и форме).

«Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.

Более сложный вариант«найди такие же, как на образце фигуру», по цвету и форме, но другую по размеру… и так далее.

Игры и упражнения с блоками.

1. Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: синий, желтый, синий, желтый, синий, желтый. Можно чередовать по форме: круг, квадрат, круг, квадрат, круг, квадрат. Можно чередовать также по размеру и толщине.

2. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы (цвета, размера, толщины).

3. Что изменилось? На столе выкладываются несколько фигур, которые нужно запомнить. Фигуры можно поменять местами или одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения или назвать фигуру, которая исчезла.

4. Все фигуры складываются в коробку, ребенок в отверстие засовывает руку и на ощупь описывает блок, которую он достает. По форме, размеру, толщине.

5. Все фигуры складываются в коробку, ребенок достает на ощупь все треугольники или все толстые блоки.

6. На столе выкладываются обычно 4 фигуры, одна из них лишняя ребенок должен назвать какая, и по какой причине (цвет, форма, размер, толщина).

7. Каждому блоку нужно найти пару или группу, например, большой и маленький или команда желтых, синих, красных.

8. С помощью блоков с детьми можно закрепить понятие больше, меньше, одинаково, поровну. Например, 5 и 4 блока, где больше где меньше, что сделать чтобы стало одинаково.

9. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: паровоз, дом. Путем наложения на контурный рисунок или самостоятельно глядя на образец.

10. Игра найди клад. Выкладывается несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется картинка с изображением монетки или монетка. Ребенок задает наводящие вопросы: по цвету, форме, размеру, толщине. Отвечать можно только «ДА» или «НЕТ». Затем можно поменяться взрослый задает вопросы, а ребенок прячет клад. Блок можно спрятать в коробочку. И провести аналогичную игру.

11. Уборку блоков можно провести в форме игры. Убрать, к примеру все синие блоки, затем толстые, затем большие и т. д.

Для помощи взрослым в работе с блоками разработаны методические указания по их использованию, которые входят в набор, а так же разработаны специальные альбомы для разных возрастных категорий детей:

  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (от 2 до 3 лет)
  • Давайте вместе поиграем (от 3 до 7 лет)
  • Страна блоков и палочек (4-7 лет)
  • Лепим нелепицы (от 4 лет)
  • Поиск затонувшего клада (5-8 лет)
  • Праздник в стране блоков (5-8 лет)
  • Спасатели приходят на помощь (5-8 лет).

Игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Никогда не сравнивайте детей, сравнивать можно только успехи ребенка. Будьте отзывчивы и терпеливы к ребенку. Радуйте себя и ребенка.

Родители, желающие купить блоки Дьенеша, могут ознакомиться с методической  литературой по данной теме:

Литература

1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А. А. Столяра. М., "Просвещение", 1988)

2. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.

3. Касабуигсий Н. И. и др. Математика "О". Минск, 1983.

4. Столяр А. А. Методические указания к учебному пособию "Математика "О". Минск. Народная асвета, 1983.

5. "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт Петербург". "Акцидент" 2000.

Также имеются наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:

1. Альбом Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)

2. Пособие «Удивляй-ка» (2-3 года)

3. Альбом к блокам Дьенеша «Лепим нелепицы» (от 4-х лет)

4. Альбом Блоки Дьенеша «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.

5. Альбом Блоки Дьенеша "Поиск затонувшего клада"(5-8 лет,

6. Альбом Блоки Дьенеша "Праздник в стране блоков" (5-8 лет)

7. Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (4 - 7 лет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей «Применение блоков Дьенеша в развитии математических представлений детей дошкольного возраста»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны ...

Консультация для родителей "Игры и упражнения с блоками Дьенеша для детей от 2 лет"

В данной консультации описываются игры и упражнения для игры с детьми  с блоками Дьенеша в помощь родителям...

Консультация для родителей. Логические игры с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые развивают интеллект детей. Наиболее эффективным пособием являются блоки Дьенеша....

Консультация для родителей «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для математического развития детей дошкольного возраста».

Обучение — сложный и длительный процесс, споры о том, когда его начинать, ведутся уже многие десятилетия. Некоторые родители считают, что не стоит торопиться и «лишать детей детства»...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...

Консультация для педагогов ДОУ тема «Логические блоки Дьенеша» (для детей младшего возраста)

Цель: оказание методической помощи педагогам в реализации работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша....