Педагогическая статья на тему: "Предупреждения нарушений письменной речи у детей".
статья

Сазонова Александра Вячеславовна

Работа по подготовке ребёнка к письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная роль в выполнении этой задачи принадлежит семье.

Многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdeniya_narusheniy_pismennoy_rechi_u_detey.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

Предупреждения нарушений письменной речи у детей

Здравствуйте!

 Нас объединяет общее дело – это воспитание наших детей! Давайте поможем детям учиться с увлечением и преодолевать первые трудности обучения грамоте. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими навыками письма. Важно формировать этот навык заранее, то есть в дошкольный период, чтобы ребенок был более адаптированным и подготовленным к образовательному процессу. Имеет значение не только формировать, но и предупреждать какие-либо нарушения письма. Нам с вами необходимо поговорить именно о предупреждении нарушений письменной речи.

Процесс письма – довольно сложный, системный, произвольный психический процесс. Для того чтобы пользоваться письменной речью, необходимо приобрести ряд умений и навыков.

Елена Александровна Логинова (кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии) условно выделяет два основных и взаимосвязанных уровня предпосылок формирования навыка письма у детей:

К первому уровню относится функциональная состоятельность анализаторных систем мозга, их готовность к взаимодействию в сложном процессе восприятия, то есть:

Зрительное восприятие: благодаря зрительному восприятию ребёнок узнаёт буквы и различает их между собой, и у него складываются чёткие графические образы звуков.

Слуховое восприятие: его разновидность – речевой слух.  С помощью речевого слуха ребёнок различает между собой звуки речи, и у него формируются чёткие слуховые образы звуков.

Пространственное восприятие: пространственное восприятие участвует в формировании графических образов звуков. С его помощью ребёнок ориентируется на листе бумаги, определяет направление слева направо, различает похожие буквы, отличающиеся друг от друга расположением в пространстве своих частей (например, Р-Ь, И -Н и т.п.)

 Зрительное внимание: благодаря зрительному вниманию, ребёнок, не рассеиваясь, способен удерживать в поле своего зрения необходимый объём зрительного материала (в частности - буквенный ряд), а также в определённой последовательности переключаться с одного зрительного объекта на другой (с буквы на букву).

Зрительная память: с её помощью ребёнок запоминает начертания букв, а также порядок следования букв друг за другом.

Слуховое внимание и память: они всегда действуют сообща, с их помощью ребёнок способен оперировать со звуками, например, переставлять местами и т.п., удерживать в памяти их последовательность и одновременно представлять целиком весь звуковой ряд.

Кинестетическое (мышечное) восприятие: с его помощью ребёнок как бы «на ощупь» отличает произношение одного звука от другого. Эта способность необходима ребёнку, например, когда он пишет, проговаривая текст «про себя». С помощью кинестетического восприятия формируются произносительные образы звуков.

Ко второму уровню относится психологическая готовность ребенка к обучению и произвольному овладению сложным навыком письма. В данном контексте под психологической готовностью подразумевается сформированность психических функций и процессов, которая зависит от физиологического и социального развития ребенка. Поскольку письмо–это вид психической деятельности, его усвоение и реализация требуют участия таких необходимых для деятельности компонентов, как память, внимание, мышление (и обеспечивающие его умственные действия анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и др.). Кроме того, ведущими элементами организации любого вида деятельности являются мотивация, волевое усилие и произвольная саморегуляция (это и построение перспективных планов, целей, задач, выбор способов и условий их реализации; упорядочивание и ранжирование этапов; контроль за их протеканием и реализацией.).

То есть для того, чтобы ребёнок научился писать он должен иметь чёткие представления о звуках языка (правильно соотносить между собой слуховые (это конкретный набор акустических характеристик, которые делают звук узнаваемым и отличают его от всех остальных звуков, правильно опознавать слышимые звуки и не путать их между собой, ребёнок должен иметь устойчивые слуховые образы этих звуков) произносительные (это чёткое представление о том, как он произносится, какие движения при его произнесении совершают органы речи и чем он в этом отношении отличается от других звуков языка) и графические образы звуков (это та буква, которой он обозначается на письме)), иметь хорошо развитые внимание, память, а также уметь совершать разнообразные умственные операции.

Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков позволяет ребёнку:

  • Правильно повторить услышанный звук
  • Определить, правильно ли он сам произнёс услышанный звук
  • Подобрать нужную букву к тому звуку, который он слышит
  • Правильно подобрать букву к тому звуку, который он произносит
  • Правильно прочитать букву

Способность к языковому анализу и синтезу заключается в умении разделять целостный фрагмент речи на составляющие его части (предложения, слова, слоги, звуки), и наоборот – составлять из отдельных единиц речи связные речевые конструкции. С помощью этой способности ребёнок:

  • Выделяет звук из слова или слога
  • Выделяет слог из слова
  • Выделяет слово из предложения
  • Соединяет звуки в слог
  • Составляет из слогов слово
  • Составляет из слов предложение

Для того чтобы освоить письменную речь, все эти способности у ребёнка должны быть хорошо развиты.  При письме ребёнок сначала прослушивает то, что он должен написать, затем проговаривает это вслух или «про себя», а затем уже пишет. При недостаточном развитии у ребёнка необходимых для письменной речи способностей, сбой в письме может произойти в любой момент и на любом уровне. Например, если ребёнок может не воспринять на слух, где закончилось одно предложение и началось другое, он может также неверно провести границу между словами и написать их вместе.

Первый этап формирования навыка письма характеризуется тем, что внимание ребенка направлено на анализ звука, который нужно написать, затем – на перекодировку фонем в графему (то есть как пишется этот звук), удержание в памяти последовательности фонем и графем. Второй этап – написание буквы. Нужно представлять (знать) ее графический образ, знать и уметь выполнить необходимое движение (по правильной траектории, соблюдая чередование и соотношение элементов отдельных букв, их соединений в слова).

Но и это еще не письменная речь, а только владение техникой письма, которое условно можно разделить на три основных этапа:

  • аналитический, когда все действия (от анализа звучащего слова до перевода фонемы в графему) находятся под контролем, требуют активного внимания, анализа каждого компонента действия;
  • синтетический, когда отдельные действия становятся целостными (например, звукобуквенный анализ и перевод фонемы в графему не разделяется, письмо букв не разделяется на отдельные элементы);
  • автоматизации – когда письмо представляет собой целостное действие, а некоторые его элементы выполняются автоматически, без активного внимания и контроля. Только с этого момента можно считать навык письма  сформированным.

Упущение одного из этапов, ведет к возникновению специфических трудностей письма, (что значит специфические пропуски и перестановки букв в словах, замена одних букв другими, «зеркальное» написании букв и т.п.), которые свидетельствуют о наличии у ребёнка дисграфии.

Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, включающая стойкие специфические ошибки.

Наиболее распространенные ошибки при дисграфии:

1. Искаженное написание букв:

– недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж , И вместо У;
– добавление лишних элементов (например слово кошка ----КОШШКА);
– смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
– зеркальное написание букв (буква может быть написана в другую сторону или слово написано с обратной стороны например: ДОМ- мод).

2. Искажения структуры слова:

– Пропуски букв, слогов. Например: прта – парта, моко – молоко
– недописывание слов. Н: весёлы (весёлый)
– добавления букв, слогов (таскали - тас
акали );
– повторение букв, слогов (весна - весна
я)

3. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), сапка (шапка).

4. Искажения структуры предложения:

– раздельное написание слова (капельки – ка- пель-ки);
– слитное написание слов (
в доме — «вдоме»);
– повторения слов.

Предупреждения нарушений письма на уровне буквы

В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности  Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю – «смотрят» в правую сторону; 3, Л, У, Ч, Э, Я – в левую :

  • Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.
  • Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.
  • Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.

Предупреждения нарушений письма на уровне слога

  • Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.

Например СА: САни, поСАдка, лиСА; САхар,        уСАдьба,        коСА

  • Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука — красный цвет, для твердого согласного — синий цвет, для мягкого согласного — зеленый цвет. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог (часы, туча и т.д).
  • Чтение слогов по слоговым таблицам. Здесь прослеживается четкое написание в русском языке ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА. Дети не видят неправильного написания данных слогов. На кубиках и в таблице встречаются слоги ЖИ, ШИ, которые дети запоминают как определенный блок. Любое слово с данным слогом невозможно составить, заменив ошибочно "И" на "Ы".

Предупреждения нарушений письма на уровне слова

Вначале необходимо дать понятие "слово".

  • Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова — союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".
  • Составляем предложения, используя картинки, между которыми написана буква "а" (противительный союз). Например:

Необходимо придумать как можно больше предложений, используя эту картинку: Например:

Морковь — овощ, а яблоко — фрукт.

Морковь растет в огороде, а яблоко — в саду.

Из моркови делают салат, а из яблок — компот.

  • Заучивание считалок.

На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рукой ограничивая на каждое слово.

Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

  • Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами.

Например: Дается также обратное задание: необходимо выделить только гласные звуки (буквы) из приведенных слов. Желательно подбирать такие слова, в которых написание звука и буквы не различается. Это правило обязательно при работе с детьми, которые еще не знакомы с определенными правилами русского языка.

Эта работа необходима, так как дети должны запомнить, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Предупреждения нарушений письма на уровне словосочетания

Сочетания существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какие?, чей?, чья? чье?, чьи?. Например:

  • яблоко (какое?) — сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное, печеное, гнилое, сладкое;
  • след (чей?) — заячий, волчий, лисий, собачий и т.д.

б) Подбор существительного к данному прилагательному.

  • О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое, теплые? Например: теплый — день, вечер, пирог, чай, свитер, ...; теплая — погода, кофта, весна, рука, ...; теплое — молоко, платье, письмо, озеро, ...; теплые — носки, дни, пироги, слова ...

Сочетания существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества глаголов к данному слову. Например:

Что можно сделать с яблоком?

Сорвать Яблоко — купить, съесть, помыть, разделить, откусить, отнять, уронить, сварить, запечь, засушить, нарисовать, вылепить и т.п.

Предупреждения нарушений письма на уровне предложения

  • Составление предложений по схемам:

Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям.

Перестановка слов: Юли красивая кукла у с целью получения нужной фразы: У Юли красивая кукла. Красивая кукла у Юли.

  • Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

а) Пропуск предлогов:

Мы гуляли ... лесу. Кошка сидит ... окне.

б) Пропуск существительных:

Яблоки растут на ... Мама положила книгу в ...

... играет с куклой. ... вяжет носки.

в) Пропуск прилагательных:

Летом листья клена зеленые, а осенью ..

 Также важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка. При оценке графических умений следует помнить, что графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать знаки и их соединения.  Правильно сформированный графический навык позволяет писать элементы письма четко, красиво, разборчиво. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма, правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке.

Чтобы правильно сформировать графические навыки необходимо развивать моторику и графические навыки:

Необходимо тренировать:

• пространственное восприятие, пространственное представление, зрительно-

  пространственный анализ и синтез (ориентировка на собственном теле,

  дифференциация правых и левых его частей; ориентировка в окружающем пространстве:

  расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами и их

  изображениями, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу», «вверху» и т.д.);

• общую моторику;

• развивать мелкую моторику- (игры с мелкими предметами, шнуровки и т.д.).

 Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. С возрастом упражнения становятся более сложными, требующими более четких движений, более высокой координации. Необходимо обратить внимание на комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости, которыми можно и нужно, заниматься и дома.

- Пальчиковая гимнастика.

- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

- Занятия с пластилином.

- Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.

- Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.

- Вырезание ножницами.

- Рисование различными материалами - ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.

- Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации.

- Графические упражнения. Штриховка: параллельно на том же материале развивается внимание, зрительная память, зрительно пространственное отношение, формируются функции распределения внимания. Дети получают представления о рабочей строке, линейке.  

- Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

А сейчас я хочу попросить вас выполнить вместе со мной пальчиковую гимнастику: «Замок» (приготовили ручки, молодцы, повторяем за мной)

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Также важно отметить, что у современных дошкольников все чаще наблюдаются нарушения и отставания в развитии речи связанные с проблемами состояния опорно–двигательного аппарата, нарушения в работе зрительной, дыхательной системы, общего здоровья ребенка. Необходима такая система упражнений и занятий, в которой будут гармонично сочетаться и профилактические логопедические задачи, и общие направления профилактики сохранения здоровья. ()

  1. Формирование навыка правильной осанки (введение оздоровительных поз)

«Замок наоборот»

В и.п. сидя одну руку поднять вверх, а другую отвести за спину, соединить за спиной пальцы рук в замок. Выполнить то же поменяв руки, плечи должны быть расправлены. Используется для растягивания грудных мышц и увеличения объема дыхания. Эта поза актуальна для детей, которым сложно сидеть с расправленными плечами. Может применяться сидя за столами, на полу, стоя

  1. Релаксационные упражнения (для обучения детей снимать напряжение с мышц шеи, плечевого пояса, спины, рук) Выполняются, сидя за столами

- «Деревья» Руки через стороны поднимаются вверх, потянуться, затем опустить вниз, расслабление (снятие общего мышечного напряжения)

  1. Специальные дыхательные упражнения

«Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Во время упражнения туловище держать прямо. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!».

Таким образом, применение педагогических методов в комплексе, способствует сохранению физического здоровья ребенка, речевому развитию, успешному участию в образовательном процессе в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.

Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...

Профилактика нарушений письменной речи у детей

Online Профилактика нарушений письменной речи у детейРечь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря котором...

Исследовательская работа по теме "Предупреждение нарушений письменной речи у детей с ОНР"

Данный материал может использоваться студентами факультета коррекционной педагогики и психологии, воспитателями детских садов групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.

Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие  фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....