Речевая готовность к школе будущих первоклассников.
консультация

Лысенко Любовь Владимировна

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Каждый поступивший в школу ребенок, за годы обучения в начальных классах, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное и достаточно беглое чтение, равно как и грамотное письмо, является необходимым условием для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом. Еще до начала обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_k_shkole_budushchih_pervoklassnikov.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность к школе будущих первоклассников

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития.

Каждый поступивший в школу ребенок, за годы обучения в начальных классах, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное и достаточно беглое чтение, равно как и грамотное письмо, является необходимым условием для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом. Еще до начала обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки

Давайте вместе с вами рассмотрим

что же подразумевает речевая готовность к школе?

Звукопроизношение.

Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи (в том числе и самые сложные л-р), слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение звуков отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.

Фонематические процессы.

Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, придумывать слова с заданным звуком, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме. А усвоение звуковой системы родного языка способствует успешному овладению процессами чтения и письма.

Языковой анализ и синтез.

В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, называть порядок слов в предложении; составлять предложения из заданных слов. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры предложения.

Словарь.

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточный словарный запас. В словаре дошкольника должны быть все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, предлоги, союзы, частицы. Он должен активно использовать антонимы (грустный – весёлый, молодой – старый, высоко – низко); синонимы (пёс – собака, псина).

Словарный запас в этом возрасте должен составлять от 4 до 7 тыс. слов.

Одним из критериев достаточного словарного запаса является знание обобщающих понятий: «Мебель», «Овощи», «Фрукты» и т.д.

Чтобы речь ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, окружающим ребёнка взрослым необходимо соблюдать простые правила:

  • говорить правильно, соблюдать нормы русского языка;
  • больше времени уделять речевому общению с ребёнком, расширению его словарного запаса;
  • в случае необходимости, организовать занятия с логопедом.

Грамматический строй речи.

Умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.

Недостаточный уровень развития грамматического строя речи приведет к ошибкам, выражающимся в согласовании слов в предложении по роду, числу, падежу; к неадекватному использованию предлогов.

Овладение грамматическим строем языка – очень важный показатель не только речевого, но и общего развития ребёнка.

Умение грамотно строить предложения позволяет ребёнку:

  • понятно высказываться;
  • точно выражать свои мысли при написании изложений и сочинений.

Связная речь.

К 7 годам ребёнок должен свободно:

  • описывать картинку, игрушку, предмет;
  • давать характеристику различным явлениям;
  • уметь передавать содержание сказки, фильма, спектакля;
  • составлять рассказ по серии сюжетных картинок, пересказывать текст – не просто перечислением событий, а именно повествованием, в котором соблюдается логическая последовательность изложения, законченность мысли.

Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.

Речевая коммуникация.

К 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учётом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться нормами речевого этикета.

Таким образом, недоразвитие любого из компонентов речевой системы родного языка может привести к затруднениям в усвоении программы по русскому языку, а также по другим школьным предметам. Это связано с тем, что речь является средством получения и выражения знаний.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

  • Вовлекайте ребёнка в совместное сотрудничество, игровую деятельность, речевое взаимодействие. Создавайте ситуации, способствующие вступлению ребёнка в речевой контакт: настольный или кукольный театр; рассказывание сказки по ролям; дидактические игры типа «я начну, а ты продолжи…», игры-драматизации; совместная лепка, конструирование.
  • Активно участвуйте в процессе введения поставленных логопедом звуков в спонтанную речь: учите и проговаривайте чистоговорки, стихи, составляйте предложения, придумывайте рассказы, сказки.
  • Расширяйте представления ребёнка об окружающем мире через беседы, чтение книг, рассматривание сюжетных иллюстраций, наблюдений и прогулок.
  • Ежедневно развивайте общую и мелкую моторику, координацию движений с помощью самостоятельного застёгивания пуговиц, кнопок, молний, завязывание шнурков, складывания игрушек из бумаги, изготовление поделок из теста, пластилина, природного материала.
  • Следите за своей речью, говорите не торопясь, чётко произносите все звуки, объясняйте не понятные слова. Игры, упражнения, речевой материал подбирайте в соответствии с возрастом.

Учитель-логопед ГБУ НСО ОЦДК Лысенко Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».

Уважаемые родители!  Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...

Выступление на родительском собрании будущих первоклассников с темой: «Речевая готовность к школе»

Выступление на родительском собрании будущих первоклассников с темой: «Речевая готовность к школе»...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Консультация "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ"...

Презентация по теме: "Речевая готовность к школе будущих первоклассников".

Речевая готовность к школе будущих первоклассников....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...

Презентация «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении».

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении...

Консультация для родителей "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении" + презентация

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется   уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю сис...