«Признаки детских игр, характеризующих о психологическом неблагополучии ребенка»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Печникова Надежда Геннадьевна

"Признаки детских игр , характеризующих о психологическом неблагополучии ребенка ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priznaki_detsoy_igry.docx15.65 КБ
Файл priznaki_detsoy_igry.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Признаки детских игр, характеризующих о психологическом неблагополучии ребенка»

 К вниманию родителей! Предлагается Вам понаблюдать за игрой ребенка, тем самым можно диагностировать о  его психологическое неблагополучии. Для этого нужно обратить внимание, какие игрушки он использует, провести анализ игрового сюжета и ролей ребенка в игре. Существует ряд признаков детской игры, на основании которых специалисты  говорят о психологическом неблагополучии ребенка. Рассмотрим их в порядке убывания степени психологической патологии:

Признак 1: присутствует вычурность

 Ребенок может играть в основном неигровыми предметами и чаще всего одними и теми же в течение нескольких месяцев или даже лет. Например, дошкольник долго вертит предмет, стучит им, что-то пересыпает, обнюхивает или облизывает.

Признак 2: появился регресс        

Основной диагностический критерий регресса в игре –   потеря уже приобретенных игровых навыков, сюжетов, умений. При регрессе ребенок отказывается от речевого сопровождения игры, исчезает сюжетно-ролевая игра в пользу предметно - манипулятивной. Дошкольник утрачивает способность играть самостоятельно, без взрослого, или в компании ровесников. Дошкольник может демонстрировать поведение привязанности – все время звать своих родителей, бежать к ним, лезть на руки, не отпускать, преследовать. Также интенсивные переживания могут возникнуть у дошкольников, которые были вынуждены быстро адаптироваться к значимым изменениям в жизни.

Признак 3: отсутствует сюжетно-ролевая игра

Если сюжетно-ролевая игра отсутствует у ребенка в старшем дошкольном  возрасте, то можно говорить об отставании в развитии.

Признак 4: не способен длительно сосредоточиться на игре

Когда ребенок неспособен удержать внимание на игре дольше пяти минут в шестилетнем возрасте и старше, то это служит одним из критериев синдрома дефицита внимания. Неспособность длительно сосредоточиться на игре может говорить и о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). У ребенка с СДВГ проявляются: моторная неловкость, двигательная расторможенность. Совокупность всех этих признаков при СДВГ возникает у ребенка в возрасте до 7 лет. Это неврологическая проблема, которая особенно остро проявляется в период от 7 до 12 лет.

Признак 5: застревает на одной эмоции

Иногда ребенок, завершив игру, не может переключиться с того чувства, которое испытывал в ней. Чаще всего это заметно в агрессивных играх: война, нападения, преследование. Ребенок продолжает действия с той же эмоцией, например, нападает на родителя, крушит предметы. Он не отвечает на изменения поведения окружающих, не успокаивается, не умиротворяется.

Признак 6: играет с воображаемым другом

Еще один признак психического неблагополучия – игры с воображаемым другом. Такие игры свойственны детям, которые испытывают нехватку общения с родителями и сверстниками, перегружены развивающими занятиями, переживают родительскую конфликтность или развод. Чаще всего воображаемый друг появляется у ребенка в старшем дошкольном возрасте, в период интенсивного развития фантазии.

Признак 7: постоянно проявляет агрессию в игре

К косвенной агрессивности относят командный тон ребенка, отказ принимать условия другого игрока, настойчивая борьба за то, чтобы все сделать по-своему. О прямой агрессивности можно говорить, если дошкольник ругается, обзывается, толкается, дерется, отбирает чужое.

Также агрессивность может быть показателем нарушений в развитии или невротических проблем у ребенка. Выплеск агрессии в игре может быть и отражением семейной атмосферы. У родителей ребенка возможен открытый конфликт между собой или с другими членами семьи.

Признак 8: травмирует себя во время самостоятельной игры

Ребенок, играя без взрослого, может постоянно травмироваться. Например, ронять на себя тяжелые предметы, чем-то царапаться, падать и ударяться на ровном месте. Такое поведение сигнализирует о сепарационной тревоге – беспокойстве из-за разлуки с родителем, отказе от развития самостоятельности. Ребенок только рядом с родителями ощущает себя в безопасности и испытывает потребность в их присутствии.

Самотравмирование свойственно детям с нарушениями привязанности. Это может происходить, если родители дистанцированы от ребенка, больше заняты работой или другими детьми. Возможно, родители угрожают дошкольнику не любить его или покинуть, если он не будет их слушаться: «я тебя такого не люблю», «отдам тебя тете» и.т.д.

 Признак 9: повторяет один и тот же сюжет

Сюжет игры символически отражает значимые переживания ребенка о себе и мире. Большинство сюжетов игры дошкольников отображают какие-то фрагменты социальной действительности: семейные отношения, разрешение конфликтов, установление близких отношений, обучение, торговлю.

Признак 10: назойливо преследует других детей

На психологическое неблагополучие указывает стремление ребенка присоединиться к каждому играющему ребенку без разбора. Назойливость характерна для детей, которые воспитываются в социально неблагополучных семьях, где детская потребность в общении и игре никому не интересна. Навязчивые дети могут быть и у родителей, которые  не используют прямые запреты и слова «нет», «нельзя», считая это необязательным или болезненным для ребенка.

Признак 11: играет только с гаджетом 

Если электронная игра вызывает у ребенка больше положительных чувств, чем любая другая, предпочитается взаимодействию с ровесниками и членами семьи, можно говорить об игровой зависимости. Зависимый от электронных игр ребенок всегда эмоционально неблагополучен. Он имеет неудовлетворенные потребности в сенсорном разнообразии, общении, психологической безопасности, последовательном воспитании.



Предварительный просмотр:

«Признаки детских игр, характеризующих о психологическом неблагополучии ребенка»

 К вниманию родителей! Предлагается Вам понаблюдать за игрой ребенка, тем самым можно диагностировать о  его психологическое неблагополучии. Для этого нужно обратить внимание, какие игрушки он использует, провести анализ игрового сюжета и ролей ребенка в игре. Существует ряд признаков детской игры, на основании которых специалисты  говорят о психологическом неблагополучии ребенка. Рассмотрим их в порядке убывания степени психологической патологии:

Признак 1: присутствует вычурность

 Ребенок может играть в основном неигровыми предметами и чаще всего одними и теми же в течение нескольких месяцев или даже лет. Например, дошкольник долго вертит предмет, стучит им, что-то пересыпает, обнюхивает или облизывает.

Признак 2: появился регресс        

Основной диагностический критерий регресса в игре –   потеря уже приобретенных игровых навыков, сюжетов, умений. При регрессе ребенок отказывается от речевого сопровождения игры, исчезает сюжетно-ролевая игра в пользу предметно - манипулятивной. Дошкольник утрачивает способность играть самостоятельно, без взрослого, или в компании ровесников. Дошкольник может демонстрировать поведение привязанности – все время звать своих родителей, бежать к ним, лезть на руки, не отпускать, преследовать. Также интенсивные переживания могут возникнуть у дошкольников, которые были вынуждены быстро адаптироваться к значимым изменениям в жизни.

Признак 3: отсутствует сюжетно-ролевая игра

Если сюжетно-ролевая игра отсутствует у ребенка в старшем дошкольном  возрасте, то можно говорить об отставании в развитии.

Признак 4: не способен длительно сосредоточиться на игре

Когда ребенок неспособен удержать внимание на игре дольше пяти минут в шестилетнем возрасте и старше, то это служит одним из критериев синдрома дефицита внимания. Неспособность длительно сосредоточиться на игре может говорить и о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). У ребенка с СДВГ проявляются: моторная неловкость, двигательная расторможенность. Совокупность всех этих признаков при СДВГ возникает у ребенка в возрасте до 7 лет. Это неврологическая проблема, которая особенно остро проявляется в период от 7 до 12 лет.

Признак 5: застревает на одной эмоции

Иногда ребенок, завершив игру, не может переключиться с того чувства, которое испытывал в ней. Чаще всего это заметно в агрессивных играх: война, нападения, преследование. Ребенок продолжает действия с той же эмоцией, например, нападает на родителя, крушит предметы. Он не отвечает на изменения поведения окружающих, не успокаивается, не умиротворяется.

Признак 6: играет с воображаемым другом

Еще один признак психического неблагополучия – игры с воображаемым другом. Такие игры свойственны детям, которые испытывают нехватку общения с родителями и сверстниками, перегружены развивающими занятиями, переживают родительскую конфликтность или развод. Чаще всего воображаемый друг появляется у ребенка в старшем дошкольном возрасте, в период интенсивного развития фантазии.

Признак 7: постоянно проявляет агрессию в игре

К косвенной агрессивности относят командный тон ребенка, отказ принимать условия другого игрока, настойчивая борьба за то, чтобы все сделать по-своему. О прямой агрессивности можно говорить, если дошкольник ругается, обзывается, толкается, дерется, отбирает чужое.

Также агрессивность может быть показателем нарушений в развитии или невротических проблем у ребенка. Выплеск агрессии в игре может быть и отражением семейной атмосферы. У родителей ребенка возможен открытый конфликт между собой или с другими членами семьи.

Признак 8: травмирует себя во время самостоятельной игры

Ребенок, играя без взрослого, может постоянно травмироваться. Например, ронять на себя тяжелые предметы, чем-то царапаться, падать и ударяться на ровном месте. Такое поведение сигнализирует о сепарационной тревоге – беспокойстве из-за разлуки с родителем, отказе от развития самостоятельности. Ребенок только рядом с родителями ощущает себя в безопасности и испытывает потребность в их присутствии.

Самотравмирование свойственно детям с нарушениями привязанности. Это может происходить, если родители дистанцированы от ребенка, больше заняты работой или другими детьми. Возможно, родители угрожают дошкольнику не любить его или покинуть, если он не будет их слушаться: «я тебя такого не люблю», «отдам тебя тете» и.т.д.

 Признак 9: повторяет один и тот же сюжет

Сюжет игры символически отражает значимые переживания ребенка о себе и мире. Большинство сюжетов игры дошкольников отображают какие-то фрагменты социальной действительности: семейные отношения, разрешение конфликтов, установление близких отношений, обучение, торговлю.

Признак 10: назойливо преследует других детей

На психологическое неблагополучие указывает стремление ребенка присоединиться к каждому играющему ребенку без разбора. Назойливость характерна для детей, которые воспитываются в социально неблагополучных семьях, где детская потребность в общении и игре никому не интересна. Навязчивые дети могут быть и у родителей, которые  не используют прямые запреты и слова «нет», «нельзя», считая это необязательным или болезненным для ребенка.

Признак 11: играет только с гаджетом 

Если электронная игра вызывает у ребенка больше положительных чувств, чем любая другая, предпочитается взаимодействию с ровесниками и членами семьи, можно говорить об игровой зависимости. Зависимый от электронных игр ребенок всегда эмоционально неблагополучен. Он имеет неудовлетворенные потребности в сенсорном разнообразии, общении, психологической безопасности, последовательном воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "11 признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре"

   Если внимательно наблюдать за игрой ребенка, можно диагностировать его психологическое неблагополучие, не прибегая к другим методам исследования....

Консультация педагога-психолога 11 признаков психологического неблагополучия в игре ребенка

Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игреИгра ребенка, если внимательно за ней наблюдать, может указать на его психологическое неблагополучие....

Консультация «Как по игре судить о психологическом неблагополучии ребенка»

Консультация «Как по игре судить о психологическом неблагополучии ребенка»...

Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре

Игра ребенка, если внимательно за ней наблюдать, может указать на его психологическое неблагополучие. Чтобы не упустить такого ребенка и вовремя оказать ему помощь, предложите восп...

"Признаки психологического неблагополучия ребенка"

Признаки психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре....

Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре

Игра ребенка, если внимательно за ней наблюдать, может указать на его психологическое неблагополучие. Чтобы не упустить такого ребенка и вовремя оказать ему помощь, предложите восп...