Воспитание… самая трудная вещь. Думаешь ну, все, теперь кончилось. Не тут-то было: только начинается!
консультация

Касимова Гузель Курбановна

Легко ли быть родителем? Наверное, на этот счет у каждого есть свое мнение. Кто-то считает, что это очень просто. И смело воспитывают своих детей так же, как воспитывали их родители.  Особенно показательным становится результативность этого опыта, выраженная во фразе: «Из меня же хороший человек вышел, не смотря ни на что».  Кто-то, наученный горьким опытом своего детства, начинает потворствовать всем желаниям своего ребенка.  А кто-то пытается понять  мотивы поведения детей, изучая различную литературу по психологии и педагогике, понимая, что родителями не рождаются, а становятся. Какой же путь лучший? Первый путь приведет к быстрому результату (ребенок просто «повинуется» исполняя приказания «сильных» взрослых.) Второй путь приводит к тому, что взрослые «повинуются» ребенку. Третий путь самый длинный, требует терпения и понимания, постоянного личностного роста и познания. Но в результате, ваши дети будут слушаться вас, советоваться с вами  не из-за страха наказания, а из-за веры в вас и уважения к вам, а также в ожидании поощрений за хорошее поведение.

      Выбор за нами. Как говорил Конфуций: «Можно всю жизнь ругать темноту, а можно зажечь маленькую свечку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx287.92 КБ

Предварительный просмотр:

           Воспитание… самая трудная вещь.  

Думаешь ну, все, теперь кончилось.

Не тут-то было: только начинается!

М.Ю. Лермонтов

      Легко ли быть родителем? Наверное, на этот счет у каждого есть свое мнение. Кто-то считает, что это очень просто. И смело воспитывают своих детей так же, как воспитывали их родители.  Особенно показательным становится результативность этого опыта, выраженная во фразе: «Из меня же хороший человек вышел, не смотря ни на что».  Кто-то, наученный горьким опытом своего детства, начинает потворствовать всем желаниям своего ребенка.  А кто-то пытается понять  мотивы поведения детей, изучая различную литературу по психологии и педагогике, понимая, что родителями не рождаются, а становятся. Какой же путь лучший? Первый путь приведет к быстрому результату (ребенок просто «повинуется» исполняя приказания «сильных» взрослых.) Второй путь приводит к тому, что взрослые «повинуются» ребенку. Третий путь самый длинный, требует терпения и понимания, постоянного личностного роста и познания. Но в результате, ваши дети будут слушаться вас, советоваться с вами  не из-за страха наказания, а из-за веры в вас и уважения к вам, а также в ожидании поощрений за хорошее поведение.

      Выбор за нами. Как говорил Конфуций: «Можно всю жизнь ругать темноту, а можно зажечь маленькую свечку».

      13 советов, которые помогут подойти к воспитанию более осмысленно.

1. Учитесь понимать ребенка с первых месяцев его жизни.

      Понимание личности ребенка должно начинаться с того момента, когда он делает первый вдох. Будьте постоянно в курсе того, что думает ваш ребенок. И в буквальном, и в переносном смысле. Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза были на уровне глаз малыша, и посмотрите на мир так, как смотрит он.

      Никакие причины не оправдывают игнорирования вами своего ребенка. Наши малыши нуждаются в том, чтобы мы находились рядом с ними, чтобы мы были мудрыми и сильными, чтобы могли прийти им на помощь. Мы — лучшие учителя для них, а в первые три года их жизни — и единственные. Мы должны быть терпеливыми и понимающими родителями, чтобы дети могли развивать в себе самые лучшие качества.

2. Разговаривайте с малышом.

      Рассказывать малышу, что происходит и что он испытывает, — значит не только проявлять уважение к нему, но и помогать познакомиться с самим собой и с миром.

      Рассказывайте, что вы видите или что вы будете делать вместе с ребенком: «Ты трешь глаза. Кажется, ты устал»; «Сейчас я кладу мыло на полку»; «Давай застегнем твою пижаму».

      Будьте честным с ребенком в отношении того, что вы чувствуете. Это позволит снизить напряжение и на всю жизнь создаст основу для открытого общения: «Я устала. Сейчас три часа дня, и я хочу спать. Я не знаю, чего хочешь ты»; «Ты плачешь и плачешь, и я не знаю, что делать»; «Я могу сидеть здесь целый день и просто смотреть на тебя. Я очень люблю тебя».

3. Наблюдайте, на что ребенок смотрит, что говорит и что делает.

      Возможно, имеет смысл вести дневник. Регулярно выделяйте время на наблюдение за ребенком. Устройтесь удобно неподалеку, чтобы хорошо видеть и слышать его и других детей, с которыми он играет. Делайте заметки о том, что видите: со временем у вас соберется интересная коллекция записей о поведении ребенка в разном возрасте.

      Вдобавок это поможет вам заметить новую модель поведения. Старайтесь интерпретировать поведение ребенка. Если вы заметили, что у него появилось новое увлечение, подумайте, что ему предложить, чтобы поддержать и усилить интерес.

4. Приучайте малыша к порядку.

      Ключевой элемент в обучении ребенка повседневным навыкам — поддержание общего порядка. Если научить ребенка тому, что у каждой вещи есть свое место, куда ее нужно возвращать после использования, он быстро примет это и у него сформируется чувство порядка.

      Некоторым детям чувство порядка дано от природы, но любого можно научить работать и играть аккуратно, не ограничивая его творческое начало и не лишая удовольствия от игры. Главное — установить основное правило и мягко, но настойчиво учить ребенка тому, что он может взять с полки любую игрушку и играть с ней, сколько захочет, но потом должен поставить на место, прежде чем взять новую.

5. Читайте книги вслух.

      Чтение с первого дня жизни развивает грамотность и любовь к книгам задолго до того, как малыш сможет читать сам. То, как и сколько родитель читает ребенку в первые годы жизни, оказывает существенное влияние на его подготовленность к школе и определенную жизненную траекторию.

      Исследования показывают, что дети, которым читали в первые годы жизни, имеют больший словарный запас и лучшие математические навыки уже в начальной школе. Есть также доказательства того, что родители, читающие с энтузиазмом, усиливают стремление ребенка научиться читать, и впоследствии он читает все больше и больше.

6. Относитесь с пониманием к чувствам ребенка, помогайте ему разобраться в эмоциях и учите справляться с ними.

      Родители, практикующие такое отношение, могут вдруг понять, что по мере того, как семья все больше осваивает метод эмоционального воспитания, их дети начинают лучше себя вести. Это происходит по нескольким причинам.

      Во-первых, родители, использующие эмоциональное воспитание, всегда реагируют на эмоции своих детей до того, как те стали слишком интенсивными. Другими словами, эмоции не успевают набрать градус, как ребенок получает внимание, которого он добивается.

      Со временем дети начинают испытывать уверенность, что родители их понимают, сопереживают им и интересуются всем, что происходит в их жизни. Детям не приходится капризничать только для того, чтобы почувствовать участие своих родителей.

      Во-вторых, если родители занимаются эмоциональным воспитанием с самого раннего возраста, то их дети становятся мастерами искусства самоуспокоения и могут оставаться спокойными в состоянии стресса, что, в свою очередь, уменьшает вероятность их плохого поведения.

      В-третьих, родители, занимающиеся эмоциональным воспитанием, не осуждают своих детей за проявление эмоций, поэтому у них меньше поводов для конфликтов. Иными словами, детей не ругают за плач из-за разочарования или за выражение гнева. Тем не менее родители устанавливают определенные границы и ясно и последовательно объясняют, какое поведение является приемлемым, а какое нет. Когда дети знают правила и понимают последствия их нарушения, они скорее будут хорошо себя вести.

7. Ограничьте доступ к телевизору.

      Если дети бесконтрольно смотрят телевизор, может возникнуть несколько проблем. Первая — сцены, содержащие насилие. За год ребенок может увидеть тысячи убийств, драк, аварий и взрывов. Очевидно, что ценности и подход к решению проблем, которые показывают по телевизору, отличаются от наших.

Лучше всего, если просмотр телевизора будет умеренным и спланированным. Детям он не нужен, чтобы развлечь себя. Установите разумные правила.        Определите программы, которые вы разрешите смотреть, и решите, сколько часов в день ребенок может проводить перед телевизором. Дайте малышу выбор: «Ты можешь сам выбрать из этих программ. Но не больше трех в день. Что хочешь посмотреть сегодня?»

8. Следите, чтобы ребенок хорошо высыпался.

      Сон имеет огромное значение не только для эмоциональной стабильности ребенка и хорошей успеваемости. Он имеет прямое отношение к целому ряду проблем, которые раньше с ним не связывали, например увеличению частоты случаев детского ожирения и синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

9. Хвалите за труд, а не за ум.

      Старайтесь хвалить детей не за ум, а за то, что они хорошо поработали и приложили много усилий. Эксперименты показали, что дети, которых хвалят за интеллектуальные способности, сильнее боятся позора, поэтому избегают сложных задач. А когда им не удается справиться с чем-либо, их наполняет чувство тревоги и неуверенности в себе.

10. Ругайте за конкретные действия, а не за личные качества.

      Если вы ругаете своего ребенка за лень, а не за то, что он сегодня недостаточно старается, он будет уверен не только в том, что ленив, но и в том, что его неудачи обусловлены постоянными и неисправимыми факторами.

Какими бы ни были обстоятельства, критиковать всегда нужно в оптимистичном ключе. Ругая ребенка с подтекстом постоянных и универсальных причин, родители приучают его к пессимистичному мировоззрению. Если же они упоминают об исправимых и конкретных факторах, ребенок усваивает оптимистичный стиль мышления.

11. Не пытайтесь занять ребенка, если он заскучал.

      Если вашему ребенку стало скучно, значит ему пора изменить направление деятельности. Будьте внимательны: важно научить детей думать и не бояться оставаться наедине со своими мыслями. Когда ребенку скучно, прежде всего он начнет размышлять: «И что теперь?» Как ни странно, именно эту мысль можно считать источником истинного вдохновения.

      Поэтому в следующий раз, когда ваш ребенок будет жаловаться на скуку, постарайтесь воздержаться от искушения решить проблему и занять его чем-то. Помогите малышу найти решение самостоятельно. Например, предложите ему пять раз закончить фразу: «Я могу ________».

12. Позволяйте детям много играть.

      Свободная игра — естественный способ научить ребенка контролировать ситуацию, показать ему, что он не беспомощен. В играх дети учатся сами, без взрослых, принимать решения, устранять проблемы, соблюдать правила. Также они учатся общаться с людьми на равных, а не только быть послушными или непослушными подчиненными.

      Детям не нужно больше образования. Им нужно быть более свободными. Еще им нужна возможность безопасно играть и исследовать окружающий мир. Они должны иметь доступ к средствам, идеям и людям (включая товарищей по играм), которые помогают им выбрать собственный путь.

13. Помогите ребенку развить силу воли.

      Как привить ребенку способность сопротивляться искушению? Научите его думать о том, какое вознаграждение он получит в будущем, а не о том, чего лишен в настоящий момент. Например, если первокласснику скучно делать уроки, стоит напомнить ему, что, во-первых, он будет гордиться собой, выполнив все задания, а во-вторых, сможет с чистой совестью поиграть с другими детьми во дворе.

      Только благодаря вашим трудам ваш ребенок сможет превратиться в ответственного, искреннего, думающего, доброго, целеустремленного человека, который любит и уважает своих родителей и ценит воспитание, которое они ему дали.

                                                                                   Рубрику подготовила

Воспитатель МБДОУ № 40

                                                                                    Касимова Г.К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"

В своей работе педагоги встречают родителей разного типа. Кто-то хорошо понимает то, что хочет донести до него педагог и с готовностью принимает участие в жизни группы, детского сада. Но встречаются р...

Семинар "Самый трудный родитель, самый приятный родитель."

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями....

Психологическая сессия для педагогов «Самый трудный родитель. Самый приятный родитель» 2 части

Знакомство с приемами бесконфликтного общения педагогов с родителями для  эффективного сотрудничества....

семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....

мастер -класс для педагогов "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"

Повышение коммуникативной компетентности педагогов  в взаимодействии с родителями.         Успешность педагога в общении и расположении к себе родителя зав...