ПРОЕКТ "ЮГРА - ЭТО ТЫ И ЭТО Я" для детей 6-8 лет
проект (подготовительная группа)

Гордиевская Елена Викторовна
Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yugra_eto_ty_eto_ya.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДС №6 «БУРАТИНО»

Познавательный проект «Югра - это ты и я»

Продолжительность проекта: краткосрочный (октябрь, ноябрь)

Возраст детей: 6-7лет.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Актуальность:

Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им, он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера.

Задачи:

дать первичные представления о жизни, быте северных народов нашего региона ханты и манси;

познакомить с фольклором народов ханты-манси: загадки, пословицы, приметы;

формировать основы экологической культуры: правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные), посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д.; 

создание развивающей среды.

Предварительная работа:

1. Подбор литературы, иллюстраций.

2. Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».

3. Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».

4. Показ изготовления куклы акань.

5. Беседа с родителями о содействии в пополнении уголка «Край Югорский».

6. Загадывание загадок, прочтение стихов о животных и растениях нашего края.

7. Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.

8. Подбор материалов для родителей.

9. Сбор и оформление наглядного материала.

Ожидаемый результат:

дети получат первичные представления о коренных народов Севера, а именно Ханты и Манси;

научатся играть в подвижные игры: «Важенка и оленята», «Охота на волка», «Птицелов» и т. д.

во время прочтения художественной литературы узнают некоторые особенности животных (почему у медведя нос черный, почему гуси шипят, почему у зайца хвост маленький и т.д.);

расширять словарный запас: орнамент, чум, малица, морда, лук, лабаз, люлька и т.д.

Этапы работы:

1 этап подготовительный с 1 по 15 октября. Формулируем проблему, цель проекта. Ставим перед детьми в игровой форме задачи, составление плана.

2 этап: практический с 16 октября по 30 ноября. Проводим запланированные мероприятия для реализации проекта.

3 этап: итоговый 20 ноября.  Итоговое мероприятие «Презентация национальности».

 

План проекта «Югра-это ты и я» 

Мероприятия по реализации проекта:

Октябрь.

Подготовительный этап.

1. Беседы на темы: «Кто такие ханты и где они живут?». «Знакомство с трудом охотника».

2. Чтение художественной литературы: Г.Слинкина «Сказка про Мозым Ики-Пох», «Лиса и гуси» (хантыйская сказка), «Не бойся пурги» стихи поэтов малых народов крайнего севера, Конькова А.

3. Рассматривание иллюстративного материала: Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».

Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».

4. Экскурсии: Экскурсия в городской краеведческий музей, тема «Обзорная».

Практический этап.

Продуктивная деятельность:

 Аппликация «Узор на варежке».

 Рисование на тему: «Национальный костюм народов севера».

Изготовление куклы Акань, чума, нарт и оленя (дети и родители)

Игровая деятельность:

Подвижные игры: «Важенка и оленята», «Льдинки, ветер и мороз», «Ловля оленей».

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в хантыйское селение».

Дидактические игры: «Обитатели природы», «Национальная одежда».

Оборудование:

Подбор методической и художественной литературы.

Изготовление тематических папок:

«Наш округ», «Природа нашего края», «Народные промыслы»,

 «С чего начинается Родина» альманах.

«Сказки и рассказы народов ханты-манси».

«Подвижные игры народов севера».

 «Репродукция картин художника В. Игошева».

Ноябрь.

Беседы на темы: «Традиции и обычаи народов Севера». «Труд нефтяников»

Презентации: «Красная книга ХМАО»

Чтение художественной литературы: «Сказки бабушки Анне», «Отчего у зайца длинные уши» (хантыйская сказка), сказки народов Ханты, «Буровичок Югорка» - сказка для детей.

Продуктивная деятельность:

Лепка «Животные тайги», «Стадо северных оленей на пастбище».

Рисование «Природа родного края».

Формы работы с родителями:

Консультации:

«Обычаи и праздники ханты и манси».

 «Священные животные и птицы у коренных народностей ХМАО»

«История земли Югорской».

Папка-передвижка на тему:

«Ханты-мансийский автономный округ-Югра».

Пополнения уголка «Мой край-Югра» (пошив куклы, изготовление чума, оленя).

Итог:

Таким образом, проведя последовательную, плановую работу, дети получили первичные представления о жителях коренных народов Севера, об их национальных традициях и обычаях. Ребята нашей группы научились играть в подвижные игры «Охота на волка», «Птицелов», особенно полюбилась игра «Важенка и оленята». Так же познакомились с некоторыми сказками и рассказами народов ханты-манси, узнали некоторые особенности животных (у медведя нос черный, у зайца длинные уши, гуси шипят и т.д.) У детей расширился словарный запас, точно знают, что такое чум, лук, люлька, орнамент.

Цель и задачи проекта реализованы. Итоговое мероприятие проведено.

Подготовила воспитатель Гордиевская Елена Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...