консультация для родителей "Как развивать инициативу детей"
консультация (младшая группа)

Ахунова Альфия Загирьяновна

"Самостоятельность и инициатива детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx14.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Развиваем детскую инициативу и самостоятельность»

В народе часто говорят «инициатива наказуема», и мы с вами часто эту самую инициативу брать на себя не любим. Но в современном мире, быстро все меняется и в сегодняшних жизненных условиях, наоборот, любят таких инициативных, самостоятельных, независимых людей. В чем же суть проблемы? И нужно ли развивать инициативу у ребенка?

Инициатива - почин, первый шаг. Если следовать этой логике, то инициатива детей - это вообще врожденное качество, потому что, чтобы они ни делали, - это все «первый шаг», всё впервые. Получается, дети от природы инициативны? Но тогда почему взрослые так стремятся эту инициативу детей воспитывать, развивать?

Дети зачастую, от родители слышат: «не трогай», «брось», «не ходи туда», «сиди тут», «помолчи». В таких условиях инициатива детей, к сожалению не развивается. Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», наиболее благоприятный, самой природой установленный период - это возраст от 3 до 6 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности, родителям важно не запрещать этот процесс.

Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие. Самостоятельность ребенка – это самоосуществление какой-то деятельности, делание, это сам процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

Не путать инициативность с импульсивностью. Импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно вспыхнувшего желания. Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.

Дошкольный возраст - очень важное время для развития инициативности. Развитию инициативы детей очень способствуют различные игры. Именно игры - подвижные, интеллектуальные, коммуникативные - будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок сам инициирует игру - со взрослым или другими детьми.

Для развития инициативности родителям важно также поддерживать инициативу детей в трудовой деятельности. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь своим близким. Тут важно, поддержать инициативный порыв ребенка, («не бить по рукам»). И не отчитывать ребенка, когда он в чем-то ошибся (инициатива наказуема).

Инициатива детей также очень часто проявляется в общении. Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты («сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом сидеть и молчать»). Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Любой творческий процесс помогает ребенку самовыражаться, инициировать творческие порывы, подхватывайте его, сочиняйте сказку, лепите, конструируйте, стройте и т.п.

Развитие самостоятельности и инициативности детей - это очень тонкий воспитательный маневр родителей. С одной стороны, необходимо всячески их поддерживать, чтобы ребенок с каждым годом мог все больше оторваться от «родительского крыла». С другой стороны, не задушить инициативу ребенка правилами и запретами, создавать гибкие границы дозволенного, расширяя их постепенно, по мере взросления детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Развиваем у детей логическое мышление"

Смысл развивающих занятий в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление ,речь, двигательную сферу, произвольное поведение, то ес...

Консультация для родителей «Развиваем у детей умение классифицировать»

материал предназначен для педагогов детских садов...

Консультация для родителей "Развиваем речь детей"

Развивающие игры для детей трёх, четырёх лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и...

Консультация для родителей "Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ- игр".

Методы ТРИЗ  позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития....

Консультация "Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством музыкальной деятельности"

В тексте консультации раскрываются конкретные способы поддержки индивидуальности и инициативы дошкольников....

Консультации "Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства.В ФГОС указывается, что о...

Консультация «Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста»

Консультация «Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста»...