Семинар -практикум для родителей "Нетрадиционное рисование дома"
консультация

Ахунова Альфия Загирьяновна

Семинар-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnoe_risovanie.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности для развития воображения, творческого мышления и творческой активности детей.

Задачи:

1. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования;

2. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми через использование нетрадиционных техник рисования

3. Повышать педагогическую культуру родителей.

Оборудование:

Материалы для рисования, мольберты с работами детей, анкеты для родителей, памятки для родителей.

Предварительная работа:

- провести анкетирование родителей «Любит ли Ваш ребенок рисовать?»

- оформить выставку детских рисунков в различной технике рисования;

- выложить материалы, которые используются в нетрадиционном рисовании;

- приготовить материалы для мастер-класса (листы бумаги формата А5, разведенная гуашь разного цвета, шерстяные и полушерстяные нитки, салфетки)

- подготовить памятки «Учим нетрадиционно рисовать»

Участники: воспитатель старшей группы, родители.

Форма проведения: семинар-практикум

План проведения:

1. Приветствие

2. Теоретическая часть (познакомить с нетрадиционными техниками рисования)

3. Практическая часть (проведение мастер-класса в технике «Ниткография», игра «Узнай рисунок своего ребенка»)

4. Подведение итогов (Экспресс – опросник: «Цветные анкеты»)

Ход мероприятия.

(Пока родители собираются звучит музыка с детскими песнями, родители могут посмотреть выставку детских рисунков. На столах приготовлены материалы для практической части семинара)

1. Приветствие.

«Добрый вечер, уважаемые родители! Наша встреча сегодня необычна, это не собрание и не консультация, а семинар-практикум, посвященный теме нетрадиционных способов рисования, а это значит, что вы познакомитесь не только с нетрадиционными приемами и методами изобразительной деятельности, но и сами сможете проявить свою фантазию и творчество в рисовании.

2. Теоретическая часть.

- Как вы считаете, что означает понятие нетрадиционное рисование? (ответы родителей)

- Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

- Наверняка Вы хорошо помните детские годы, когда Вам самим нравилось изображать все, что Вы видите вокруг себя, свои сны, эмоции и даже ароматы, которые Вы вдыхаете. У деток очень развито воображение и чувственное восприятие мира, именно это лежит в основе любви к изобразительному искусству. Причем ребенку важен сам процесс творчества, а не конечный результат, что отличает его от взрослого. Вы когда-нибудь наблюдали за ребенком, который что-то рисует? Он сосредоточен, увлечен и… улыбается! Каждому малышу нравится быть творцом и видеть, как из-под кисти выходят фантастические образы. Но что делать, если кроха не очень хорошо рисует? Как помочь ему поверить в свои силы? Для этого и существуют нетрадиционные техники рисования, позволяющие ребенку пофантазировать. Любая нетрадиционная техника рисования построена на том, что в работе используются необычные сочетания материалов и инструментов. Такое творчество интересно детям любого возраста и даже взрослым!

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.

Такое рисование не утомляют, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего процесса выполнения рисунка.

Рисование нетрадиционным способом, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Можно рисовать чем хочешь и как хочешь.

- Как вы думаете, какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? (ответы родителей)

У каждого наверняка дома найдутся ненужные предметы: старая зубная щетка, огарки свеч, использованные брасматики туши, так вот, используя их, с детьми можно создать оригинальные рисунки.

Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, порядка двух сотен. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать и разнообразить вашу совместную деятельность с ребенком дома.

1. Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуется перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

2. Метод «тычка» (рисование жесткой полусухой кистью)

Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Для этого есть несколько способов. Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков.

3. Рисование листьями

Такое рисование хорошо проводить осенью. Соберите вместе с ребенком опавшие листья. Нанесите на листья краску со стороны прожилок и аккуратно приложите к бумаге, прижмите и снимите листик, взяв его за черешок.

4.Рисование штампами из овощей


Изготавливаем (вырезаем) из картофеля или моркови оттиски, ребёнок обмакивает их в краску, прикладывает штамп к альбомному листу и слегка прижимает. Получается оттиск. В данной технике можно изобразить снежинки, цветы, ягоды, рыбок, животных.

5. Рисование манкой

Для рисования этим способом приготовьте бумагу темных тонов, клей ПВА, кисточку, манку. Сначала надо нарисовать картинку карандашом, а потом  обвести ее клеем и пока он не просох посыпать манкой.

6. Дырокол вместо кисти

Оказывается, и с помощью дырокола можно сделать интересную картинку. Дайте малышу дырокол и лист белой бумаги.

Пусть он сделает несколько отверстий произвольно или в каком-то определенном порядке. Покажите, как можно получить симметричные дырочки, сложив лист в несколько раз. Теперь наклейте проколотый листок на цветную бумагу. С помощью разноцветных карандашей можно завершить картинку.

7.Оттиск мятой бумагой


Ребёнок опускает смятую бумагу в краску и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска, и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака, солнце.

8. Воскография (граттаж)

Покройте лист плотной бумаги или белого картона воском. Для этого просто натрите его свечкой. Затем нанесите на воск слой черной краски — лучше всего подойдет гуашь. В гуашь необходимо добавить несколько капель жидкого мыла или клея ПВА, чтобы при процарапывании не испачкать руки.  Теперь дайте малышу авторучку с пустым стержнем или деревянную палочку с заточенным концом. Пусть он выцарапает на воске любое изображение. В результате получится картинка, очень похожая на гравюру.

9. Метод волшебного рисунка.

Техника заключается в том, что взрослый (или сам ребенок) свечой или белым восковым мелком рисует на белой бумаге изображения, а затем сверху закрашивает лист акварельной краской. Элементы, нарисованные свечой, остаются не закрашенными краской и вдруг перед ребенком «из ниоткуда» появляется рисунок. Волшебство, особенно если ребенок не знает, что нарисовал взрослый!

10. Ниткография.

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

3. Практическая часть.

На этом необычном и очень интересном приёме я хочу остановиться и рассказать о нём более подробно. Сейчас мы все вместе попробуем нарисовать с помощью нитей.

Для этого нам потребуются:

- два листа формата А5;

- разведенная гуашь;

- тарелочки для красок;

- шерстяные нитки;

- тканевые и бумажные салфеточки.

Приступаем к работе:

1. Наливаем краску разных цветов в тарелочки.

2. Опускаем ниточку в тарелочку, придерживая другой конец нитки в руке.

3. Выкладываем на лист бумаги изображение из нитки, а другой конец оставляем свободным.

4. Так повторить столько раз, сколько цветов вы хотите нарисовать, укладывая ниточки аккуратно на листе бумаги.

Выкладывать изображения из ниточек надо быстро, чтобы не высохла краска.

5. Взять чистый лист бумаги и наложить на лист с изображением, слегка придерживая рукой.

6. Собрать в руку все концы ниточек и, придерживая верхний лист бумаги, резко выдернуть нитки.

7. По желанию дорисовать.

Игра «Узнай рисунок своего ребёнка».

А теперь посмотрите на наши мольберты и найдите среди этих работ рисунки своего ребёнка.

Предлагаю родителям порассуждать, почему они приняли именно такое решение, и если они правы, то могут забрать рисунок.

Раздать памятки родителям «Нетрадиционное рисование с детьми»

- Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Нам, взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Поэтому если вы и дома будете рисовать вместе с вашим ребенком, это не только будет способствовать творческому развитию вашего ребенка, но и сблизит вас с ним. Попробуйте, и у вас обязательно всё получится!

В заключение нашей встречи вам предлагается экспресс - опросник "Цветные анкеты"

Уважаемые родители! Вам предложены три анкеты. Анкете определенного цвета соответствует своя оценка нашей встречи

- Синяя - у нас остались нерешенные вопросы.

- Зеленая – в целом встреча понравилась.

- Красная - все было на высоком уровне.

Вам нужно выбрать одну анкету и опустить в ящик. Опрос анонимный.

До свидания! До новых встреч!

Приложение 1.

Анкета для родителей «Любит ли Ваш ребенок рисовать?»

1. Как Вы считаете есть ли у Вашего ребёнка интерес к изобразительному творчеству?_______________________________________

2. Есть ли у вас дома место, где ваш ребёнок может заниматься творчеством?

3. Чем ребёнку больше нравится рисовать?

  а) карандашами;

  б) акварелью, гуашью

  в) фломастерами;

  г) восковыми мелками.

4. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?

а) берет, когда сам пожелает б) по разрешению взрослых

5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?

а) предлагаете самому порисовать

б) обещаете порисовать в другой раз

в) включаетесь в творческий процесс по его просьбе

5. С какими способами рисования Вы знакомы? (нужное подчеркнуть)

- рисование ладошками, пальчиками;

- рисование ватными палочками;

- печать поролоном, печать пробками;

- кляксография;

- монотипия;

- граттаж;

- ниткография

5. Пробовали ли Вы рисовать дома с Вашими детьми нетрадиционными методами рисования (пальчиками, ладошками и т. д.)

Если да, то какими?_______________________________________________

а) да  б) нет

6. Посещаете ли Вы музеи изобразительного искусства вместе с ребенком?

Памятка родителям «Учим нетрадиционно рисовать»

Развитию детского изобразительного творчества способствует использование приёмов нетрадиционного рисования. Вот некоторые из них:

1. Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуется перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

2. Метод «тычка» (рисование жесткой полусухой кистью)

ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

3. Рисование листьями

Такое рисование хорошо проводить осенью. Соберите вместе с ребенком опавшие листья. Нанесите на листья краску со стороны прожилок и аккуратно приложите к бумаге, прижмите и снимите листик, взяв его за черешок.

4.Рисование штампами из овощей


Изготавливаем (вырезаем) из картофеля или моркови оттиски, ребёнок обмакивает их в краску, прикладывает штамп к альбомному листу и слегка прижимает. Получается оттиск. В данной технике можно изобразить снежинки, цветы, ягоды, рыбок, животных.

5. Рисование манкой

Для рисования этим способом приготовьте бумагу темных тонов, клей ПВА, кисточку, манку. Сначала надо нарисовать картинку карандашом, а потом обвести ее клеем и пока он не просох посыпать манкой.

6. Дырокол вместо кисти

Дайте ребенку дырокол и лист белой бумаги.

Пусть он сделает несколько отверстий произвольно или в каком-то определенном порядке. Покажите, как можно получить симметричные дырочки, сложив лист в несколько раз. Теперь наклейте проколотый листок на цветную бумагу. С помощью разноцветных карандашей можно завершить картинку.

7.Оттиск мятой бумагой


Ребёнок опускает смятую бумагу в краску и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака, солнце.

8. Воскография (граттаж)

Покройте лист плотной бумаги или белого картона воском. Для этого просто натрите его свечкой. Затем нанесите на воск слой черной краски — лучше всего подойдет гуашь. В гуашь необходимо добавить несколько капель жидкого мыла или клея ПВА, чтобы при процарапывании не испачкать руки.  Теперь дайте малышу авторучку с пустым стержнем или деревянную палочку с заточенным концом. Пусть он выцарапает на воске любое изображение. В результате получится картинка, очень похожая на гравюру.

9. Метод волшебного рисунка.

Техника заключается в том, что взрослый (или сам ребенок) свечой или белым восковым мелком рисует на белой бумаге изображения, а затем сверху закрашивает лист акварельной краской. Происходит волшебство, особенно если ребенок не знает, что нарисовал взрослый!

10. Ниткография.

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

Умение пользоваться нетрадиционными техниками позволит детям получить удовольствие от работы. Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям. Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для родителей: « Играем дома»

Семинар- практикум для родителей: « Играем дома» позволит педагогу в доступной и интересной форме познакомить родителей со способами организации развивающей среды для ребенка дома. Состоит из двух осн...

Семинар-практикум "Нетрадиционная техника рисования"

Форма проведения: Семинар-практикум Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой актив...

Семинар - практикум "Нетрадиционные техники рисования"

Разнообразие нетрадиционных техник рисования, их описание. Теоретическая и практическая часть....

Семинар практикум для воспитателей " Ребенок дома"

Цели: сохранение жизни и здоровья детей ,оставшихся  дома одни, формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка.Задачи: обозначить возможные опасности для ребенка ...

Семинар-практикум Вкусная Артикуляционная гимнастика дома.

Семинар-практикум  Вкусная Артикуляционная гимнастика дома....

Семинар - практикум "Волшебная гимнастика для дома и детского сада"

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, понимаешь что главные и единственные помощники в этой работе - родители! Кто как не они, понимания и осознавая важность всей коррекционно-развивающей рабо...