Консультация для родителей "Правильно ли мы говорим?"
консультация

Цветкова Зинаида Леонидовна

                  Речь ребёнка не возникает сама собой. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми, иногда со значительными затруднениями и только благодаря усилиям взрослых. К сожалению, случается, что родители обращают внимание на плохую речь ребёнка слишком поздно.

          С момента рождения и до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно произносить все звуки родного языка, накопить многочисленный запас слов, усвоить грамматический строй речи, т. е. правильно согласовывать слова в предложения, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей – родителей, бабушек и дедушек, старших сестёр и братьев, товарищей.

          В дошкольный  период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Ребёнок воспринимает не только обращённую к нему речь, но и разговоры взрослых между собой. Поэтому взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на её правильность, внятность, но и на тон, темы разговоров, выбор слов и выражений.

           Одним из выразительных средств  устной речи является её темп.  Большинство детей не сразу овладевают нормальным темпом речи. Многие дошкольники говорят слишком быстро. Часто такое нарушение возникает в результате подражания окружающим. С самого раннего возраста ребёнок активно подражает речи близких людей. Но подражание, являясь могучим средством развития детской речи, в то же время представляет и известную опасность. Ведь и нарушение темпа речи, и  даже заикание могут возникнуть в результате подражания. Поэтому, нужно постараться исключить всякие контакты ребёнка с людьми, которые говорят чрезвычайно быстро или слишком медленно, или заикаются.

          Речь же самих взрослых, окружающих ребёнка, должна быть всегда правильной, отчётливой, плавной, простой по структуре, понятной, ясной и выразительной. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлёбываясь и задыхаясь. Если речь ребёнка в дошкольном возрасте развивается наиболее интенсивно, то это можно только всячески поощрять. Не следует, как это делают многие родители, раздражаться его «болтовнёй». Но в то же время постепенно приучайте ребёнка к речевой дисциплине, объясните, что когда говорят другие, надо помолчать, подождать, не перебивать их.

          Вспомним и ещё об одной важной составляющей устной речи – это голос. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений или точное использование лексических средств. Поэтому, научить ребёнка правильно пользоваться своим голосом, одна из важных задач, стоящих перед взрослыми. Напоминайте ребёнку, чтобы он не кричал, не говорил очень громко. Но может быть и так, что у ребёнка слишком тихий голос. Это обычно наблюдается у детей физически ослабленных, робких, застенчивых. В таких случаях хорошо начать разговор с ребёнком на большом расстоянии. Незаметно для себя малыш начнёт усиливать свой голос. Также нужно побуждать его читать стихи, рассказывать сказки, удалившись в другой конец комнаты. Но только подбадривание, ласковые уговоры приведут к желаемому результату.          

            Всё вышесказанное поможет Вам не только развить правильную, полноценную речь Вашего ребёнка, но и избежать появления у него многих дефектов речи и голоса, и он сможет в дальнейшем свободно использовать речь, как средство общения, и сможет легко  обучаться в школе.

И ещё раз некоторые правила, о которых должны помнить взрослые в общении с детьми:

  • В речи надо избегать постоянного употребления слов-паразитов: «как бы», «типа», «значит», «это», «ну» и т. д.
  • Взрослым в своей речи желательно очень четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Например, не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «колготки», «джинсы».
  • В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно –ласкательными словами и не «сюсюкать».
  • Правильно употреблять глаголы в обращении к ребенку/детям.
  • Грамматическая и орфоэпическая правильность речи.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_pravilno_li_my_govorim.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Правильно ли мы говорим?»

Какое слово скажешь,

такое в ответ и услышишь

(Гомер)

          Речь ребёнка не возникает сама собой. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми, иногда со значительными затруднениями и только благодаря усилиям взрослых. К сожалению, случается, что родители обращают внимание на плохую речь ребёнка слишком поздно.

          С момента рождения и до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно произносить все звуки родного языка, накопить многочисленный запас слов, усвоить грамматический строй речи, т. е. правильно согласовывать слова в предложения, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей – родителей, бабушек и дедушек, старших сестёр и братьев, товарищей.

          В дошкольный  период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Ребёнок воспринимает не только обращённую к нему речь, но и разговоры взрослых между собой. Поэтому взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на её правильность, внятность, но и на тон, темы разговоров, выбор слов и выражений.

           Одним из выразительных средств  устной речи является её темп.  Большинство детей не сразу овладевают нормальным темпом речи. Многие дошкольники говорят слишком быстро. Часто такое нарушение возникает в результате подражания окружающим. С самого раннего возраста ребёнок активно подражает речи близких людей. Но подражание, являясь могучим средством развития детской речи, в то же время представляет и известную опасность. Ведь и нарушение темпа речи, и  даже заикание могут возникнуть в результате подражания. Поэтому, нужно постараться исключить всякие контакты ребёнка с людьми, которые говорят чрезвычайно быстро или слишком медленно, или заикаются.

          Речь же самих взрослых, окружающих ребёнка, должна быть всегда правильной, отчётливой, плавной, простой по структуре, понятной, ясной и выразительной. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлёбываясь и задыхаясь. Если речь ребёнка в дошкольном возрасте развивается наиболее интенсивно, то это можно только всячески поощрять. Не следует, как это делают многие родители, раздражаться его «болтовнёй». Но в то же время постепенно приучайте ребёнка к речевой дисциплине, объясните, что когда говорят другие, надо помолчать, подождать, не перебивать их.

          Вспомним и ещё об одной важной составляющей устной речи – это голос. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений или точное использование лексических средств. Поэтому, научить ребёнка правильно пользоваться своим голосом, одна из важных задач, стоящих перед взрослыми. Напоминайте ребёнку, чтобы он не кричал, не говорил очень громко. Но может быть и так, что у ребёнка слишком тихий голос. Это обычно наблюдается у детей физически ослабленных, робких, застенчивых. В таких случаях хорошо начать разговор с ребёнком на большом расстоянии. Незаметно для себя малыш начнёт усиливать свой голос. Также нужно побуждать его читать стихи, рассказывать сказки, удалившись в другой конец комнаты. Но только подбадривание, ласковые уговоры приведут к желаемому результату.          

            Всё вышесказанное поможет Вам не только развить правильную, полноценную речь Вашего ребёнка, но и избежать появления у него многих дефектов речи и голоса, и он сможет в дальнейшем свободно использовать речь, как средство общения, и сможет легко  обучаться в школе.

И ещё раз некоторые правила, о которых должны помнить взрослые в общении с детьми:

  • В речи надо избегать постоянного употребления слов-паразитов: «как бы», «типа», «значит», «это», «ну» и т. д.
  • Взрослым в своей речи желательно очень четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Например, не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «колготки», «джинсы».
  • В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно –ласкательными словами и не «сюсюкать».
  • Правильно употреблять глаголы в обращении к ребенку/детям.
  • Грамматическая и орфоэпическая правильность речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....