Методическая разработка «Взаимодействие педагога-психолога и родителей в воспитательно-образовательном процессе»
методическая разработка

Рыльская Алена Александровна
Семья, первая общественная ступень в жизни человека. Роль семьи в воспитании детей огромна. Семья влияет на ребенка, приобщая его к окружающей действительности, посредствам родительского слова, действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5286316.39 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог – психолог:

Рыльская А.А.

Взаимодействие педагога-психолога и родителей в воспитательно-образовательном

процессе

Семья, первая общественная ступень в жизни человека. Роль семьи в воспитании детей

огромна. Семья влияет на ребенка, приобщая его к окружающей действительности,

посредствам родительского слова, действия. Под руководством родителей ребенок

приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания, умения и навыки жизни

в обществе. Под влиянием взрослых формируется основа его мировоззрения, усваиваются

нравственные нормы поведения, закладывается основа социального «Я». На

определенном отрезке дороги детства, ребенок поступает в дошкольное учреждение. Это

событие влечет за собой значительные изменения, как в жизни ребенка, так и родителей.

Здесь, все новое, незнакомое. С этого момента идти ребенку по дороге своего детства

становится труднее. Легче, если родители обеспечат ребенку защиту, поддержку,

эмоциональный комфорт, учитывая, что именно в детском саду возникают первые

трудности, связанные с развитием и поведением ребенка. Труднее, если родители не

станут принимать участия в жизни ребенка, своевременно не окажут помощь, тем самым

сформировав негативные черты личности, закрепив нежелательное поведение ребенка.

Работа с родителями и семьёй в целом представляет собой важное направление в

деятельности психолога, т.к. именно в семье осуществляется воспитание и социализация

ребёнка.

Основными формами взаимодействия с родителями в нашем саду являются:

 консультации;

 родительские гостиные;

 беседы с родителями и детьми;

 информационные уголки;

 выступления на родительских собраниях.

 Семинары-практикумы

 Тренинги

 Мини-собрания

 Совместные досуги, праздники

 Выставки работ родителей и детей

Взаимодействие психолога с родителями обычно начинается с ознакомительной беседы

при поступлении ребенка в детский сад. В беседе выявляются отношение родителей к

поступлению ребенка в детский сад, предполагаемая степень участия в работе

учреждения, заполняется анкета для родителей вновь поступивших детей,

устанавливаются доброжелательные отношения родителей с психологом. Затем родители

приглашаются на консультацию «Адаптация к условиям детского сада», где они

знакомятся с возрастными психофизиологическими особенностями развития ребенка и

условиями успешной адаптации.

Взаимодействие психолога с родителями - залог успешной адаптации ребенка к условиям

детского сада. Когда ребенок впервые приходит в детский сад ему приходится

перестраивать не только привычный образ жизни, но и отношения со взрослыми и детьми.

Некоторые дети безболезненно входят в новую ситуацию. У других она вызывает тяжелые

переживания, снижение активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье и

способностях. Для ребенка, не посещавшего детские учреждения, непривычно все:

отсутствие близкого человека, незнакомые взрослые, большое количество детей, новый

распорядок дня и т.д. Обращение взрослых с детьми также резко отличается от того, к

которому он привык дома, поэтому одним из необходимых условий смягчения трудностей

адаптационного периода, является согласованность действий воспитателя, психолога и

родителей, соблюдение по возможности одинакового подхода к детям в семье и в детском

саду.

Также организуются консультации для родителей по темам:

 «Гиперактивный ребенок»

 «Как научить ребенка слушать и слышпть»

 «Причины тревожности ребенка»

 «Мы идем в школу»

 «Детская агрессия. Что это такое?»

Данные консультации проводятся с целью повышения уровня педагогической

компетенции родителей об индивидуальных особенностях ребенка, о формах воспитания.

 Организация гостиных для родителей является дальнейшей работой по

взаимодействию с родителями. Темы встреч с родителями:

 «Давайте познакрмимся!»

 «Учимся общаться с ребенком»

 «Мой милый капризуля…»

 «Как научить ребенка быть добрым»

Цель данных гостиных - предоставить родителям возможность получить ответы на

интересующие их вопросы, научиться новым формам взаимодействия с детьми в

повседневной жизни, познакомиться с практическими приёмами, которые помогут помочь

разрешить конфликт между детьми, успокоить активного ребёнка, поучаствовать в играх,

дать возможность высказаться самим, пообщаться, расслабиться. В нашей жизни людей

многому обучают, но, как и каким стать родителем - мамой и папой – не учат нигде. Все

родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко

задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе.

Однако у каждой мамы, папы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого

ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы

воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. Как помочь родителям

почувствовать ребенка и его понять? Как приучать и дисциплинировать? Как наказывать?

Какие игрушки покупать? В какие игры играть? На все эти вопросы мы ищем ответы на

наших встречах. Родительские гостиные являются тем ценным звеном, которое помогает

родителям «доработать» полученные теоретические знания и применить их в практике.

 Очень часто тематика разговоров в гостиной со временем меняется. От обсуждения

конкретных проблем детей, посещающих детский сад, мы переходим к обсуждению

проблем старших или младших детей, а затем - к обсуждению собственных проблем и

особенностей родителей, мешающих им в общении с ребенком. Таким образом,

родительские гостиные в нашем детском саду трансформировались в группы личностного

роста.

 Еще одной формой взаимодействия с родителями, являются – информационные уголки.

Здесь периодически размещается краткая информация педагога-психолога на

определенную тему:

 «Ваш малыш идем в детский сад»

 «Как научить ребенка слушать и слышпть»

 «Дошкольник и компьютер»

 «7 поводов для детской обиды»

 «Скоро, скоро новый год!»

 «Капризы и упрямство»

В нашем детском саду проходят дни открытых дверей, в которых активное участие

принимают родители. Им предоставляется возможность побывать на развивающих

занятиях психолога с детьми, где они могут увидеть, как и во что играют их дети,

познакомиться с методами и приемами работы, а затем получить ответы на интересующие

их вопросы.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два

важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс

воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями

показал, что в результате применения данных форм взаимодействия позиция родителей

стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни

своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности

использования данных форм в работе с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия педагога – психолога с первоклассниками

В основе предлагаемого занятия лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры.Занятие является частью программы и разработано для старших групп д...

Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями

Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии  применении их в системе....

Методическая разработка занятия педагога-психолога с детьми старшей группы

Методические разработки по проведению  коррекционно-развивающего занятия педагогом-психологом с детьми старшей группы, направленного на   развитие эмоциональной сферы дошкольников ...

Методическая разработка для педагогов-психологов ДОУ, воспитателей ясельной группы и родителей: «Вызывание речи, насыщение словарного запаса, развитие мышления, внимания, памяти у малышей 2-3-х лет». Цикл из 20-ти развивающих занятий.

Одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми обращаются родители в Центр психолого-медико-социального сопровождения, является задержка речевого развития у малыша 2-3 лет. Ребенок говорит ...

Выступление на краевом методическом объединении для педагогов – психологов по теме:«Развитие познавательных и коммуникативных процессов детей с ОВЗ дошкольного возраста на основе игрового набора «Дары Фрёбеля».

Коррекционно – развивающая работа с использованием пособия «Дары Фребеля».Основой  данной работы является собственно разработанный комплекс   игр, которые подобр...

Методическая разработка занятия педагога-психолога по теме : "Мой внутренний мир".

Занятие разработано для детей подготовительной группы детского сада. Его могут использовать в своей работе, как специалисты, так и воспитатели. Благодаря этому занятию дети познакомяться со своим внут...