Сценарий мастер-класса по изготовлению дидактического пособия для развития дыхания «Времена года».
консультация (младшая, средняя группа)

Перушкина Наталья Викторовна

Изготовление дидактического пособия, направленного на выработку правильного речевого выдоха;  выработку правильной сильной воздушной струи по средней линии языка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс по изготовлению дидактического пособия для развития дыхания «Времена года»

Слайд 2

Различают два вида дыхания: физиологическое (неречевое) и речевое. Неречевое , или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох - источник образования звуков. Другими словами, речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Оно отличается от обычного дыхания: Выдох намного длиннее вдоха. Речевое дыхание – управляемый процесс.

Слайд 3

Нарушение дыхания у детей Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. У некоторых детей отмечается торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием» У некоторых детей отмечается слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков .

Слайд 4

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль над правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий. Не заниматься в пыльном, не проветренном, или сыром помещении; Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С; Одежда не должна стеснять движений; Не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды, или на голодный желудок, при недомогании; Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии. О граничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями

Слайд 5

Цель пособия «Времена года»: - Выработка правильного речевого выдоха; - Выработка правильной сильной воздушной струи по средней линии языка. Задачи: - научить правильному, плавному вдоху через нос; - научить правильному выдоху через рот; - научить выдыхать воздушную струю, не надувая щёк.

Слайд 6

Весна. Птицы прилетели.

Слайд 7

Лето. Сдуй бабочку с цветка.

Слайд 8

Осень. Листопад.

Слайд 9

Зима. Метель.



Предварительный просмотр:



Мастер-класс

по изготовлению дидактического пособия

для развития дыхания «Времена года».







Ход мастер – класса:

- Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня я хочу рассказать вам, о том что такое  дыхание,  зачем нужно его развивать и как это сделать.

Правильное дыхание – основа жизни, здоровья и долголетия.

Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость.

Таким образом, дыхание является важной частью речи.

 

У детей, имеющих   речевые нарушения, отмечается и нарушение формирования  речевого  дыхания. Т.о, появляется необходимость целенаправленного формирования дыхания у детей с речевой патологией

Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение, конечно же, проводится в игровой форме.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.

  • -Следить за правильной осанкой детей и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.
  • -Вдох и выдох спокойный:
  • -Вдох – бесшумный, не поднимая плечи.
  • -Выдох – без лишних усилий, губы не сжимает, а складывает их трубочкой и не надувает щеки.
  • Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха 3. Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот! В качестве эксперимента попробуйте зажать ноздри малышу пальцами, чтобы он сам почувствовал, как должен выходить воздух.
  • Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.
  • При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

А теперь ответьте на мои вопросы Активизация родителей:

–ответьте мне громко и хором,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас  я:

Активными все будем? (Да.)

Для того чтобы сформировать у ребенка правильное дыхание, следует сформировать правильный, плавный выдох.

Уважаемые родители, сейчас мы предлагаем вам сделать пособие «Времена года», направленное на развитие  плавного ротового выдоха.

Перед вами лежит 4 файла

Возьмите первый.  

Первое пособие «Весна. Птицы прилетели»

Для этого  пособия нам понадобится: 2 круга самоклеющейся бумаги (диаметр круга на 1 см больше, чем диаметр диска), CD диск, , 1 птичка из фетра, 1 перо,  нитки, двусторонний скотч, маленький цветной круг.

Обклеиваем с двух сторон  диск.  Берем птицу, нитку .  У птички отгибаем край белой бумаги, подкладываем под него нитку, зажимаем. Берем перо и нитку. Привязываем край нитки к перу. Берем скотч, отрезаем небольшой квадратик, приклеиваем его в центр. Свободные края нитей с птичкой и пером укладываем на скотч. Сверху на скотч приклеиваем цветной маленький круг. Наше пособие готово!


Второе пособие «Лето. Сдуй бабочку с цветка»

Для этого  пособия нам понадобится: 2 круга самоклеющейся бумаги (диаметр круга на 1 см больше, чем диаметр диска), CD диск,  1 бабочка из фетра,  нитки, двусторонний скотч, маленький цветной круг.

Обклеиваем с двух сторон  диск.  Берем цветок, приклеиваем .  Берем бабочку , нитку .  У бабочки отгибаем край белой бумаги, подкладываем под него нитку, зажимаем... Берем скотч, отрезаем небольшой квадратик, приклеиваем его в центр. Свободный край нити с  бабочкой  укладываем на скотч. Сверху на скотч  приклеиваем цветной маленький круг.

 Наше пособие готово!

Третье пособие «Осень. Листопад»

Для этого  пособия нам понадобится: 2 круга самоклеющейся бумаги (диаметр круга на 1 см больше, чем диаметр диска), CD диск, , 3 листочка ,  нитки, двусторонний скотч, маленький цветной круг.

Обклеиваем с двух сторон  диск.  .  Берем листок , нитку . нитку привязываем к листу. Аналогично с остальными. Листьями. Берем скотч, отрезаем небольшой квадратик, приклеиваем его в центр. Свободные  края  нитей  с  листьями   укладываем на скотч. Сверху на скотч приклеиваем цветной маленький круг.

 Наше пособие готово!

Четвертое пособие «Зима. Метель».

Для этого  пособия нам понадобится: 2 круга самоклеющейся бумаги (диаметр круга на 1 см больше, чем диаметр диска), CD диск, , 3 снежинки ,  нитки, двусторонний скотч, маленький цветной круг.

Обклеиваем с двух сторон  диск.   Берем снежинку, нитку. Нитку привязываем к снежинке. Аналогично с остальными снежинками.  Берем скотч, отрезаем небольшой квадратик, приклеиваем его в центр. Свободные  края  нитей  со снежинками    укладываем на скотч. Сверху приклеиваем цветной маленький круг.

 Наше пособие готово!

Раздача буклетов «Игры для развития речевого дыхания».

               Желаю вам интересных и полезных игр с вашим ребенком!

- А закончить мастер- класс хотелось бы словами ирландского драматурга Джорджа Бернада Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остаётся по одному яблоку. А если у Вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».  Я благодарю вас за внимание и вашу активность!

Игры для развития дыхания

  • «Накорми животных». Ребенку предлагается подуть на вату, направив её в «открытый» рот животного. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
  • «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Или организовать путешествие кораблика за сокровищем, или в гости к сказочному герою, прикрепив на края тазика соответствующие картинки.
  • Упражнение «Бабочка-лети»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Оборудование: цветки с прикрепленными к ним бабочкой, божьей коровкой и пчелкой.

Инструкция к проведению: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на бабочку так, чтобы она слетела с цветка плавно, а не резко или рывками»

  • «Сдуй снежинку». Расскажите ребенку, что если снежинка будет долго лежать на ладошка, она растает. Поэтому, нужно сдуть ее с ладошки.
  • «Бабочка». Бабочка сидит на цветке инее может взлететь, потому что промочила крылышки под дождем. Предложите ребенку подуть на бабочку, чтобы ее крылышки высохли, и она смогла улететь.
  • «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.
  • «Горячий чай»

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча.

Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует, а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.

  • «Бабочка, лети! »

Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на бабочку, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

  • «Сдуй снежинку»

Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.

Чтоб не таяли снежинки

На ладошках у Маринки,

Подсказали ей синички

Спрятать ручки в рукавички.

  • «Кораблики».

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Наполните тазик водой, предложите ребенку поиграть: давай пустим в плавание кораблики. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш, корабль. А теперь ты попробуй.  Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов.

Так же для развития плавного выдоха можно использовать детские игрушки: 2-3 яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушку-вертушки; свистки; детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных; различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки; разноцветные птички, сложенные из бумаги мыльные пузыри.

  • «Шарик».

Задача: формировать произвольный ротовой выдох.

Оборудование: мячик для пинг-понга.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

  • «Перышко».

Задача: формировать произвольный ротовой выдох.

Оборудование: ватный шарик/перышко.

Ход игры: Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.

  • «Вьюга».

Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.

Оборудование: снежинки из бумаги или ватные комочки.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть на снежинку(ватный комочек), сопровождая чтением стихотворения: 

За окном белым-бело,
Столько снега намело!
Ночью вьюга не спала,
Снег мела, мела, мела.

  • «Пузырьки».

Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).

Оборудование: стакан, до половины наполненный водой, соломинка для коктейля.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное дидактическое пособие для развития речи «ВРЕМЕНА ГОДА»

Многофункциональное дидактическое пособие "Времена года" направлено на всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста....

мастер-класс для родителей "Изготовление дидактического пособия для развития мелкой моторики".

Пособие предназначено для развития мелкой моторики пальцев. Необходимые материалы: лист фетра формата А4,с нанесенным силуэтом ежика, лента-липучка, готовые фетровые вырубки (яблоки,грибы), клей ...

Мастер-класс для педагогов "Изготовление дидактического пособия «Машины» из нестандартного материала (коробок) для проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста"

Педагогический опыт по теме: Мастер-классИзготовление дидактического пособия «Машины» из нестандартного материала (коробок)для проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста...

Мастер -класс для детей "ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ "РИТМИЧЕСКОЕ ЛОТО"

Данный мастер-класс был раработан с целью обогащения музыкальной развивающей пространственной среды группы и проводился с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов "Изготовление дидактического пособия "Цветок безопасности"

Дидактическое пособие поможет сформировать у детей основы безопасной жизнедеятельности[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20013323","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":...

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия по развитию дыхания.

Цель мастер – класса : обучение изготовлению и применению дидактического материала для развития речевого дыхания.Задачи: - рассказать о необходимости регулярного проведения д...