«Возможности музейной педагогики в формировании у дошкольников представлений о русской культуре »
статья

Илларионова Марина Владимировна

В данной статье говорится о возможностях музейной педагогики и патриотическом воспитании дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №42 Приморского района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Возможности музейной педагогики в формировании у дошкольников

представлений о русской культуре»

  Подготовила воспитатель:

 Илларионова М.В.

Санкт-Петербург

2021г.

        В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте 1.6 говорится: «Стандарт направлен на решение следующих задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

        В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Осуществляется этот процесс с использованием разных форм, методов и приемов работы. Одной из них является музейная педагогика.

        Музейная педагогика – это современная инновационная педагогическая технология, роль которой переоценить в сохранении историко-культурного наследия очень трудно. В коллекциях музеев собраны бесценные памятники истории, культуры, искусства. Огромный культурный потенциал музейных собраний содержит в себе возможности для образования и воспитания. Музей сегодня это не только культурное, но и образовательное пространство. Музейная педагогика это интегративная область, которая включает научно-методологическую дисциплину и практическую деятельность, объединяющая усилия музейного работника и музейного педагога.

        В России начало развитию музейной педагогики было сделано еще в XIX веке. Музейная педагогика, как и педагогика в целом, направлена на задачи воспитания личности. Она оперирует теми же понятиями и категориями, что и общая педагогика. Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии.

        Одной из востребованных инновационных технологий является музейно-педагогическая программа. Музейно-педагогическая программа предполагает взаимодействие музейного педагога и педагогов образовательного учреждения. Она позволяет обогатить новым содержанием такие традиционные формы образовательной деятельности как экскурсии, дидактические выставки, включить в образовательный процесс современные видео и мультимедийные технологии. Программы составляются с учетом возрастных особенностей участников программы и требованиями образовательных программ.

        В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления:

- сотрудничество детского сада с музеями;

- создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении. Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации, как основных образовательных, так и дополнительных программ. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию.

        Кроме этого музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Музейная педагогика направлена, на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира. Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. Понятной и близкой станет задача не растерять тот огромный историко–культурный опыт, который накоплен и оставлен нам в наследство нашими предками.

        Санкт-Петербург имеет достаточно возможностей использования музейного пространства по приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре. В музее Этнографии народов России разработаны и с успехом реализуются программы для детей дошкольного возраста. Использование различных жанров устного народного творчества (сказок, пословиц, поговорок, загадок) дает возможность познакомиться с традициями строительства и украшения жилища, с обычаями и правилами поведения в нем.

        В музее проводятся игровые занятия.  Знакомство с убранством горницы, служившей в крестьянском доме для приема гостей. Дети могут рассмотреть посуду, в которой к праздничному столу подавали еду и напитки, узнать об особенностях повседневной и праздничной пищи, о традициях русского гостеприимства. В ходе этого занятия дети узнают о традиционном русском костюме, об особенностях мужской, женской, девичьей и детской одежды. На игровой площадке музея детям предоставляется возможность рассмотреть и подержать в руках игрушки, изготовленные в центрах «потешного промысла» (г. Каргополь, г. Сергиев Посад, д. Филимоново и др.), услышать удивительные истории, связанные с их созданием. В Музее хлеба дети могут стать участниками образовательной программы «Колобок» и познакомиться с музейными экспонатами: орудия труда пахаря, утварь для обработки зерна и выпечки хлеба, увидеть образцы старинной выпечки. Посмотреть мультфильм о хлебе.

Таким образом, музейное пространство Санкт-Петербурга является благоприятной средой для формирования представлений дошкольников о культуре и истории русского быта.

Список литературы:

  1. Кетова Л.М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология статья журнал В мире культуры № 4, 2012
  2. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 2011
  3. Гетманская Е. В. Воспитательный потенциал музейной педагогики // Внешкольник. – 2007. - № 1.
  4. Скобликова Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре // Искусство в школе. – 2007. - N 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

"Музейная педагогика как способ приобщения дошкольников к истокам народной культуры"

Обобщение опыта работы над темой "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры" с использованием такого направления как музейная педагогика.Музей — это своеобразный способ познания окружающего ...

Музейная педагогика в формировании патриотических чувств у дошкольников

Музейная педагогика в формировании патриотических чувств у дошкольников...

Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...

«Использование игровых технологий для формирования у дошкольников представлений о русских народных традициях и культуре».

Помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев своего народа, используя для организации воспитательно-образовательного процесса игровые технологии. Знакомство детей с легендарными ...

«Музейная педагогика как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры»

laquo;Музейная педагогика как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры»...

Памятка для педагогов дошкольных образовательных организаций "Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников"

   В детских садах создаются «мини-музеи».     В слове « мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозици...