Домашнее задание по лексической теме "Посуда.Продукты питания"
методическая разработка (старшая группа)

Лещева Гульчира Акрамовна

Материал для родителей  коррекционной группы для детей с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_posuda.produkty_pitaniya.docx101.28 КБ

Предварительный просмотр:

Домашнее задание

Лексическая тема

«Посуда. Продукты питания»

C:\Users\Администратор\Desktop\posuda1.jpg

Дети должны усвоить: названия предметов посуды, из чего она сделана, где хранится, названия продуктов, что можно из них приготовить.

Лексика

Словарь ребенка должен включать слова: посуда, её виды, столовая, чайная, одноразовая; сервиз; мыть, вытирать, накрывать, убирать, ставить, разбивать стеклянный, железный, прозрачный и т.д.

 Родителям рекомендуется:

    - рассмотреть вместе с ребенком посуду — кухонную, чайную, столовую;

    - закрепить с ребенком названия предметов и слова, определяющие их назначение;

    - показать ребенку продукты, из которых готовится пища;

    - закрепить названия обеденных блюд (борщ, суп, каша и т.д.), названия продуктов, а также слова, обозначающие способы приготовления пищи. При этом следует спросить у ребенка: «Что готовят из мяса? картофеля? капусты? Из чего готовят винегрет?» Затем необходимо выяснить, какую он знает посуду (кухонную, столовую, чайную);

    - показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте);

- рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят;

- сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие \тарелки и глубокие...), обратив внимание на то, что посуда (может биться;

 - в  качестве  экскурсии  сводить ребенка  в магазин,  где продают посуду.

  1. Дидактическая игра «Один – много»

Тарелка – много тарелок.

Чашка – много чашек.

Блюдце – много блюдец.

Стакан – много стаканов.

Кастрюля – много кастрюль.

Чайник – много чайников.

Вилка – много вилок.

Ложка – много ложек.

Нож – много ножей.

Сковородка – много сковородок.

  1. Дидактическая игра «Скажи ласково»

Тарелка – тарелочка.

Чашка – чашечка.

Блюдце – блюдечко.

Стакан – стаканчик.

Кастрюля – кастрюлька.

Чайник – чайничек.

Вилка – вилочка.

Ложка – ложечка.

  1. Дидактическая игра «Мой, моя, моё»

О чём ты скажешь «мой»? (Мой нож, мой чайник)

О чём ты скажешь «моя»? (Моя ложка, моя кастрюля и т.д.)

О чём ты скажешь «моё»? (Моё блюдце)

4. Дидактическая игра «Сосчитай»        1 – 5        (Сосчитать все предметы)

Одна кастрюля, две кастрюли, три кастрюли, четыре кастрюли, пять кастрюль.

Одно блюдце, два блюдца, три блюдца, четыре блюдца, пять

блюдец.

5. Дидактическая игра «Какая посуда?»

Стакан из стекла – стеклянный стакан.

Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.

Кувшин из глины – глиняный кувшин.

Скалка из дерева – деревянная скалка.

Поднос из пластмассы – пластмассовый поднос.

Ложка из металла – металлическая ложка.

  1. Выучить название специальной посуды.

Посуда для соли – солонка.

Посуда для сахара – сахарница.

Посуда для перца – перечница.

Посуда для масла – маслёнка.

Посуда для хлеба – хлебница.

Посуда для рыбы – рыбница.

Посуда для фруктов – фруктовница.

Посуда для конфет  - конфетница.

Посуда для салата – салатник или салатница.

  1. Разучить с ребенком скороговорку:

Ч,ш,р Чайник с крышечкой,

Крышечка с шишечкой,

Шишечка с дырочкой,

В дырочку пар идёт.

Дырочка на шишечке,

Шишечка на крышечке,

А крышечка на чайничке.

  1. Составить предложения с предлогом в, упражнять в словообразовании.
  • В какую посуду кладут ... (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селедку, масло)? Ответ: хлеб кладут в хлебницу

Что кладут в салатницу (селедочницу, солонку, масленку, сухарницу)?

Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник?

  1.  Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу:
  • Соль кладут в пюре, а сахар — в чай. (В какую еду кладут соль, а в какую сахар?)

В стакане — кефир, а в чашке — кофе. (Какой напиток в какой посуде?)

  1.  Составить предложения с предлогом с (употребление творительного падежа существительных).

С чем ведро, если в нем ... (вода, молоко, белье, бумага, снег...)?

С чем кастрюля, если в ней ... (суп, борщ, картошка...)?

С чем чашка, если в ней ... (чай, кисель, кофе, молоко...)?

С чем банка, если в ней ... (капуста, варенье, мед, мука...)?

  1.   Дидактическая игра «Какое это блюдо?» (образование относительных прилагательных).

Какой суп из ... (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из ... (пшена, геркулеса, манки ... )?

Какое варенье из ... (яблок, сливы, абрикоса, малины... )?

Какой сок из ... (моркови, груши, апельсина ... )?

Какая посуда бывает ... (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная — сделана из стекла.) |

  1.  Объяснить ребенку значение сложных слов «картофелечистка», «овощерезка», «кофеварка», «соковыжималка», «мясорубка», «кофемолка», «соковарка».
  2.   Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Чашка, блюдце, кастрюля, чайник.

Поварешка, тарелка, супница, сахарница и др.

  1.   Выучить с детьми чистоговорку:

Да-да-да грязная посуда

Ду-ду-ду мыть посуду буду

До-до-до вот большое блюдо

Да-да-да вымыта посуда

  1.  Пальчиковая гимнастика

  «Помощники»

Раз, два, три, четыре,            Ритмичные удары кулачками и в ладоши  попеременно.

Мы посуду перемыли:                         Одна ладонь скользит по другой

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.                    Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.

Мы посуду перемыли,                      Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,                     Снова загибаем пальчики.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.     Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.

«Машина каша»

Маша каши наварила (указательным пальцем правой руки «мешают»),

Маша кашей всех кормила (в левой ладошке).

Положила Маша кашу

Жучке - в плошку (загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды ),

Кошке — в чашку,

А коту — в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла (разжимают пальцы).

Все до крошки раздала (сдувают воображаемые крошки с ладошки).

  1.  Загадайте детям загадки:
  1. Он округлый, но не шар, 
    Медный - не монета, 
    В нём пылает алый жар, 
    Им вода согрета. 
    Чай готовить он мастак, 
    Чайник вспомнил даром! 
    Ведь зовут его в веках 
    Люди… 
    Самоваром! 
  2. Суп, салат, пюре, котлеты 
    Подают всегда в … 
    (Тарелке) 
  3. На плите - кастрюль начальник. 
    Толстый, длинноносый… 
    (Чайник) 
  4. По моей тарелке лодочка плывёт. 
    Лодочку с едою отправляю в рот. 
    (Ложка) 

  1. Чайника подружка 
    Имеет два ушка, 
    Варит кашу, суп для Юли. 
    И зовут её… 
    (Кастрюлей) 

  1. Будет вкусная еда 
    С золотою коркою, 
    Если пользуешься ты… 
    Верно,
    сковородкою! 

  1. На одной широкой ножке
    У неё 4 рожка,
    Но она совсем не пилка,
    Для котлет и мяса 
    ...(вилка)

  1.  Осторожненько, смотри,
    В руку ты его бери,
    Не всегда и сам поймёшь,
    Как порежет руку ...
    ( нож)

  1.  Она всем очень нравится,
    На блюдечке красавица,
    С одной рукой милашка,
    беленькая ... 
    ( чашка)

  1. Среди ложек я полковник

              И зовут меня …   (половник)

  1.   Выучить с ребенком стихотворение:

Л. Разумова

Я дружу немножко
Со столовой ложкой.
Только ротик открываю,
Ложка с кашей заезжает,
Плюх! Ко мне на язычок,
Щёчки дружно чмок-чмок-чмок!
Все довольны: я, мой ротик
И мой сытенький животик!

  1.    Предложите ребенку вместе с вами:

вымыть посуду; приготовить салат или винегрет; накрыть стол к обеду.

  1.   Прочитайте рассказ  «Однажды на кухне»

    Данька на кухне пил свой любимый фруктовый чай и не сводил глаз с чайника.
    – Бабуль, а почему у чайника длинный нос? – задумчиво спросил он.
    – Это давняя история, внучек.
    – Ну, расскажи, бабуль!
    Бабушка улыбнулась:
    – Ладно, слушай...
    - Давным–давно жил на кухне чайник, но носик был у него коротенький. Была у чайника подружка фарфоровая чашка. Когда на кухне не было хозяев, гремели крышками кастрюли, танцевала на столе сахарница, хихикали над ней блюдца, важничали кружки–подружки. А чайник мило беседовал с чашкой.
    – Прекрасный день, – звенела фарфоровым голоском чашка.
    – Уф, уф, да… хорош, – отвечал ей чайник.
    Но вот в открытое окно ворвался ветер… Занавески разлетелись в разные стороны, блюдца прижались друг к другу, кастрюли надвинули крышки. А ветер дул еще сильнее. И вдруг прекрасная чашка упала со стола и разбилась...
    Увидев это, чайник расплакался. Он плакал–плакал и постоянно вытирал нос, отчего тот становился всё длиннее. Ветер утих. Вся посуда собралась вокруг чайника и чашки.
    – Что же делать? – шептались тарелки.
    – Ой, ой! – взвизгивали вилки.
    И тут мудрый самовар свою речь сказал:
    – Нужно, нужно пригласить Мистер–клей, что в шкафу лежит.
    Послали кружек–подружек за клеем. Прибежал Мистер–клей, склеил чашку он скорей. Стала словно новая она. Зазвенела, засияла и спасибо всем сказала. Ну, а нос у чайника с тех пор так и остался длинным.
    – Вот это да! – прошептал Данька.
    Бабушка погладила его по голове.
    – А ты, когда уходишь из дома, закрывай окна… А то вдруг ветер налетит.
    Данька кивнул и пошел к себе в комнату. Взял пластилин и слепил желтую чашку – бабушке, синюю – папе, красную – маме, зелёную – себе. И потихоньку отнёс их на кухню.
    – Ну вот, чайник, теперь друзей стало у тебя ещё больше. Эти чашки никогда не разобьются!
                                                                   
    Светлана Кошенскова 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания по лексической теме "Домашние птицы"

домашние задание по лексической теме "Домашние птицы"...

Домашнее задание по лексической теме "Домашние животные"

Домашнее задание по лексической теме "Домашние животные"...

Домашнее задание по лексической теме "Домашние животные зимой"

Домашнее задание по лексической теме "Домашние животные зимой"...

Домашнее задание по лексической теме "Продукты питания"

Рекомендую родителям для закрепления с детьми  пройденной темы "Продукты питания"...

Домашнее задание по лексической теме "Домашние птицы"

Данное задание поможет закрепить знания детей и развить навыки составления загадки по теме "Домашние птицы"....

Домашнее задание по лексической теме "Продукты питания. Посуда."

Домашнее задание по лексической теме "Продукты питания. Посуда." для детей старшего дошкольного возраста....