Консультация для родителей «Развитие речи детей 6-7 лет»
консультация (подготовительная группа)

Сирота Инна Васильевна

Родителям важно знать, как играть с детьми, так как игра – первый помощник для развития дошкольника. Все, чему родители и дошкольное образовательное обучение научили детей, то и является фундаментом в дальнейшем обучении ребенка.

Обучение в школе – новый этап в жизни ребенка, который требует определенного уровня готовности к учебной деятельности. Прежде всего, необходимо  сформировать у ребёнка  желание учиться. Без осознания «надо» ребёнок не  сможет успешно обучаться. Подготавливая ребенка к школе необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, анализировать.

Для успешной подготовки и адаптации ребенка к школе  необходимо:

· физическое здоровье;

· умение общаться со сверстниками и взрослыми;

· выносливость и работоспособность;

· хорошая память и внимание;

· инициативность, воля, способность действовать самостоятельно.

· произносить все звуки речи и различать их на слух;

· использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;

· отвечать на вопросы и задавать их;

· составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);

· строить сложные предложения разных видов;

· находить слова с определенным звуком;

· определять место звука в слове;

· составлять сложные предложения из 3-4 слов;

· разбивать слова на слоги;

· различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;

· самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.

 

Избежать некоторых трудностей ребёнку могут помочь именно родители, следующим образом:

1. Необходимо ежедневно уделять внимание ребенка на развитие речи:

· тренироваться  определять время года на улице и картинках, называть дни недели, время суток;

· развивать связную речь, пересказывать сказки;

· составлять рассказы по картинкам, следя за правильным произношением;

· проговаривайте с ребенком скороговорки и чистоговорки;

· проговаривайте слова обозначающие местоположение: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед;

· развивайте у ребенка интерес к общению со сверстниками и взрослыми, уметь легко вступать в контакт и находить выход из проблемных ситуаций, признавая авторитет взрослых;

· учить, в определенном порядке называть адрес, фамилию, имя, имя, отчество

родителей.

2. Уделите особое внимание развитию произвольности: учите ребенка управлять

своими желаниями, эмоциями, поступками, он должен уметь подчиняться правилам

поведения, выполнять действия по образцу.

Домашние занятия с детьми по развитию речи должны проводиться в течение всего дня. Например, по дороге в детский сад и домой, задавая вопросы ребенку, или в домашних условиях при организации совместных игр с ребенком. Помните, что для ребенка 6-7 лет игра с взрослыми и сверстниками является основным способом развития речи. Поэтому в занятия, организованных в домашних условиях необходимо включать игровые элементы, заинтересовывая тем самым детей, давая мотивацию и настрой на успех.

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Старайтесь больше времени уделять своим детям. Также необходимо использовать обучающие игры, такие как: домино, пазлы, лото, парные картинки, проговаривая действия вслух. Тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речевой активности.  Для развития мелкой моторики используйте: мозаики, мячики Суджок, пальчиковый театр, пальчиковую гимнастику.

Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, так как они стремятся быть самостоятельными. Не надо заставлять своего ребенка заниматься и ругать за плохо выполненное задание, а лучше заинтересовать его тем или иным заданием либо игрой, а в конце найти успешно выполненные моменты в работе, похвалив его за выполненное задание. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.

Дети седьмого года жизни чётко чувствуют  настроение взрослых. По тону голоса, по интонации ребёнок  может определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Ребёнок хорошо понимает и различает, когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда — формально. Реакция ребёнка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатления, то ребенок постарается быстрее закончить свой рассказ. Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его - и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш ребёнок, о чем думает, почему он решил вам довериться. От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, зависит качество речи малыша.

Сделать речь ребёнка более выразительной, эмоционально богатой помогут и следующие упражнения:

"Похожие слова"

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу

слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по

смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А

называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Танец - пляска - песня;

"Какой? Какая? Какие?"

Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря

признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный характер будет

способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен

подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы

"какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая,

изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает

тот, кто назовет последним слово-признак.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование

уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку

выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

"Скажи наоборот"

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я

называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

"Закончи предложение"

Цель: употребление сложноподчинённых предложений.

-Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

-Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

Уважаемые родители, предлагаю вам воспользоваться данными советами в области

развития речи

Спасибо за внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_rechi_6-7_let.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие речи детей 6-7 лет»

Родителям важно знать, как играть с детьми, так как игра – первый помощник для развития дошкольника. Все, чему родители и дошкольное образовательное обучение научили детей, то и является фундаментом в дальнейшем обучении ребенка.

Обучение в школе – новый этап в жизни ребенка, который требует определенного уровня готовности к учебной деятельности. Прежде всего, необходимо  сформировать у ребёнка  желание учиться. Без осознания «надо» ребёнок не  сможет успешно обучаться. Подготавливая ребенка к школе необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, анализировать.

Для успешной подготовки и адаптации ребенка к школе  необходимо:

 физическое здоровье;

 умение общаться со сверстниками и взрослыми;

 выносливость и работоспособность;

 хорошая память и внимание;

 инициативность, воля, способность действовать самостоятельно.

 произносить все звуки речи и различать их на слух;

 использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;

 отвечать на вопросы и задавать их;

 составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);

 строить сложные предложения разных видов;

 находить слова с определенным звуком;

 определять место звука в слове;

 составлять сложные предложения из 3-4 слов;

 разбивать слова на слоги;

 различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;

 самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.

Избежать некоторых трудностей ребёнку могут помочь именно родители, следующим образом:

1. Необходимо ежедневно уделять внимание ребенка на развитие речи:

 тренироваться  определять время года на улице и картинках, называть дни недели, время суток;

 развивать связную речь, пересказывать сказки;

 составлять рассказы по картинкам, следя за правильным произношением;

 проговаривайте с ребенком скороговорки и чистоговорки;

 проговаривайте слова обозначающие местоположение: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед;

 развивайте у ребенка интерес к общению со сверстниками и взрослыми, уметь легко вступать в контакт и находить выход из проблемных ситуаций, признавая авторитет взрослых;

 учить, в определенном порядке называть адрес, фамилию, имя, имя, отчество

родителей.

2. Уделите особое внимание развитию произвольности: учите ребенка управлять

своими желаниями, эмоциями, поступками, он должен уметь подчиняться правилам

поведения, выполнять действия по образцу.

Домашние занятия с детьми по развитию речи должны проводиться в течение всего дня. Например, по дороге в детский сад и домой, задавая вопросы ребенку, или в домашних условиях при организации совместных игр с ребенком. Помните, что для ребенка 6-7 лет игра с взрослыми и сверстниками является основным способом развития речи. Поэтому в занятия, организованных в домашних условиях необходимо включать игровые элементы, заинтересовывая тем самым детей, давая мотивацию и настрой на успех.

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Старайтесь больше времени уделять своим детям. Также необходимо использовать обучающие игры, такие как: домино, пазлы, лото, парные картинки, проговаривая действия вслух. Тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речевой активности.  Для развития мелкой моторики используйте: мозаики, мячики Суджок, пальчиковый театр, пальчиковую гимнастику.

Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, так как они стремятся быть самостоятельными. Не надо заставлять своего ребенка заниматься и ругать за плохо выполненное задание, а лучше заинтересовать его тем или иным заданием либо игрой, а в конце найти успешно выполненные моменты в работе, похвалив его за выполненное задание. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.

Дети седьмого года жизни чётко чувствуют  настроение взрослых. По тону голоса, по интонации ребёнок  может определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Ребёнок хорошо понимает и различает, когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда — формально. Реакция ребёнка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатления, то ребенок постарается быстрее закончить свой рассказ. Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его - и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш ребёнок, о чем думает, почему он решил вам довериться. От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, зависит качество речи малыша.

Сделать речь ребёнка более выразительной, эмоционально богатой помогут и следующие упражнения:

"Похожие слова"

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу

слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по

смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А

называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Танец - пляска - песня;

"Какой? Какая? Какие?"

Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря

признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный характер будет

способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен

подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы

"какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая,

изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает

тот, кто назовет последним слово-признак.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование

уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку

выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

"Скажи наоборот"

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я

называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

"Закончи предложение"

Цель: употребление сложноподчинённых предложений.

-Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

-Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

Уважаемые родители, предлагаю вам воспользоваться данными советами в области

развития речи

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Развитие речи детей 4-5 лет. Использование приема моделирования в развитии связанной речи детей....

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста. Задачи родителей»

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста. Задачи родителей»...

Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"

Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...

Консультация для родителей. Развитие речи детей через игры детей с мячом.

Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова....