Семинар – практикум для родителей и детей «Поиграй со мною, мама»
методическая разработка (младшая группа)

Гордиевская Елена Викторовна

Цель: Сложить у участника целостное, развёрнутое, системное знание о роли развития мелкой моторики у детей раннего  возраста. Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
Заинтересовать родителей (законных представителей)  актуальностью данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_poigray_so_mnoyu_mama.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей и детей«Поиграй со мною, мама»

Дата  проведения: .23.11. 2020 год

Цель: Сложить у участника целостное, развёрнутое, системное знание о роли развития мелкой моторики у детей раннего  возраста. Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
 Заинтересовать родителей (законных представителей)  актуальностью данной темы.

Задачи:
• актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников.
• сформировать у родителей (законных представителей)  представления о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.  
• Познакомить с разновидностями  дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.

Рассматриваемые вопросы.

1.Формирование восприятия у детей 3 года жизни.

2.Тренируем пальчики – развиваем речь. Презентация « Игры бизиборды»

3.Практическое занятие: «Мама и малыш»

Рекомендации:

Использовать методические рекомендации педагогов в работе с детьми  дома

 Используемая литература:

интернет ресурсы

Ответственные: Гордиевская Е.В.

Присутствовали: родители группы «Ягодки»- 6 человек и дети – 6 человек.

Ход семинара

Добрый вечер, Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на семинар. Семье принадлежит ведущая роль в развитие ребенка, поэтому мы хотим привлечь вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка. Сегодня мы поговорим о формировании восприятия у детей 3 года жизни и развитии мелкой моторики детей раннего возраста.

Ранний возраст от 1 года до 3 лет

Ранний возраст – это период активного исследования ребенком окружающего мира. Малыш уже ходит вполне уверенно, изучает пространство, ему трудно оставаться на месте - каждый предмет словно притягивает его.

Общение с взрослым становится очень насыщенным. Помимо развития речи малыш осваивает знания и образцы действий с предметами. Взрослый выступает как носитель общечеловеческих способов использования предметов. Развитие речи становится центральным моментом в этот период. Сначала речь ребенка ограничивается называнием предметов, которые непосредственно его окружают, и лишь со временем речь становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением.

«Ум ребенка находится на конце его пальчиков» Сухомлинский.

    Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

 Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

 Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

Что же делать? Как помочь ребенку?   С полутора лет ребенка надо учить застегивать пуговицы, манипулировать со шнурками. И лучше всего начинать тренировать эти навыки на специально приготовленных кусочках ткани, например, с пришитыми пуговицами разных размеров и соответствующими по размерам петлями. Так же надо начинать и шнуровку, используя подручный материал или с помощью приобретенных в специализированных магазинах пособий. В этом же возрасте пора брать в руки карандаш и использовать его по назначению. В два годика подарите ребенку конструктор «Лего», хорошо, если он станет другом вашего малыша на долгие годы.

С 2,5 лет познакомьте малыша с мозаикой - это чудесное изобретение будет сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста. В 3 годика пора «подружиться» с ножницами и пластилином и способами работы с ними. И именно в этом возрасте малыш должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К 4,5 годам ребёнок должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур. К старшему дошкольному возрасту ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами. Хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким. А помочь сформировать эти умения и навыки, развить ловкость детских ручек, а значит, и интеллектуальные способности ребенка призваны ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. 

Пальчиковые игры для детей 1-3 лет

«Моя семья»

  Взрослый читает стихотворение, разжимая кулачок малыша по одному пальчику. После 2,5 лет малыш должен выполнять движения пальчиками самостоятельно.

Этот пальчик -мамочка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Ну, а этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

На последней строчке малыш трясет раскрытыми ладошками.

  В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки).

«Мастера»:

-Сбил, сколотил.

(Стучат кулачками одной руки по кулачку другой)

Вот колесо.

(Показываем круг обеими руками)

Сел да поехал:

(Крутим воображаемым рулем)

«Ах, хорошо!»

(Покачиваем головой)

Оглянулся назад

(Оглядываемся)

Одни спицы лежат.

(Показываем растопыренные пальчики обеих рук)


Кинезиологические упражнения

Кинезиологоия—наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия, направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизуют работу головного мозга.

«Пальчики здороваются» Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

Привет, привет
1/2 1/3 1/4 1/5
Пока, пока
1/5 1/4 1/3 1/2

 «Человечек»

 Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу. 

 «Слоненок» 

Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу. 

«Паучок» 

Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой — с большим пальцем левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней парой. Затем те же движения в паре с большими пальцами поочередно проделывают остальные пальцы. 

«Моторчик» 

Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И сжимаем в кулачок.

«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

 Пальчиковая игра для детей 2-3 года

     Немного о пальчиковых играх. Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения — и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите: Здравствуй, пальчик, выходи, На Таню (называете имя своего ребенка) погляди. Вот твоя ладошка — наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки). Bот твоя ладошка — поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.) Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью. Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:

 Простые правила игры: Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик — они самые ленивые). Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление. 

Пальчиковые игры в быту

       • Дайте газету, листы бумаги — пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»);

      • Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы — пусть перебирает;

     • Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки;

  • Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр. Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время. Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.

Игра «Пересыпь крупу»

Цели. Учить пересыпать сыпучие вещества из одной емкости в другую.Материалы. Разные виды круп или песок, ложка, совок или воронка, различные емкости (коробки, миски, пластмассовые чашки, сосуды, пакеты и др.).

        Игра «Спрячь в ладошке»

Цели. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы. Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).


Ход игры

Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и предложите спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел — зажмите покрепче в ладошке!»

Дети, которые хорошо спрятали поролон, оставляют его себе. Если предмет виден, ведущий забирает его.

Игра «Ворона -воровка»

Цели. Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Фольга, небольшие игрушки (по количеству детей), игрушечная сорока или картинка с ее изображением.

Ход игры

Покажите детям сороку, предложите внимательно рассмотреть ее, расскажите о ее повадках: «Ворона любит все блестящее. Давайте сделаем для нее подарки!»

Раздайте малышам игрушки и предложите упаковать их в фольгу. Покажите детям, как это делается. Обратите их внимание на то, что фольгу нужно плотно прижимать к предмету, тогда она примет его форму.

Игра «Заборчик»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Счетные палочки (плоские), листы картона с изображениями домиков (по количеству детей).

Ход игры

Покажите малышам картинку с изображением домика: «В лесу стоит домик. В нем живет маленький мальчик. Страшно мальчику в лесу. Давайте сделаем забор вокруг дома, и мальчик не будет бояться диких зверей!»

Покажите детям, как на листе картона (поверх изображения дома) можно выложить забор из палочек. Затем предложите малышам выложить забор самостоятельно. Малыши могут сделать как глухой забор, так и забор со щелями.

«Волшебные баночки».

Во флаконы помещаем фасолины, горошины, пуговицы и предлагаем ребёнку сначала пошуметь, а потом и открыть баночку, чтобы удовлетворить интерес. «Кормление». Ненужной игрушке из пластика прорезаем рот и даём малышу покормить её горошинками, бусинками или фасолинами. Это поможет натренировать моторику и глазомер.

«Секретик»

Ребёнок в 1 год любит отыскивать спрятанные предметы. В тазик с манкой или другой крупой можно «закопать» раковину, мелкую игрушку, шишку. Естественно, занятие проходит под родительским контролем.

Игры с пуговицами

 Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с пробками от бутылок

«Крышки»:

Пальчики обули, (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук)

Смело в них вперёд шагнули, (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд)

И пошли по переулку

На весёлую прогулку. (пальчики шагают)

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры с прищепками

1.Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

           Все перечисленные  развивающие игры  широко применяются  в играх с детьми. Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал? 
Все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т.к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребёнка процессу шнурования, пристёгивания и т.п. если ребёнок не проявил интереса к игрушке, значит не пришло время, предложите чуть позже.

Правила проведения пальчиковых игр

 • Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

 • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете, оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

 • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре;

 • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

 • Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Но есть одно правило: ВСЕ ИГРЫ С МЕЛКИМИ  ПРЕДМЕТАМИ  ДОЛЖНЫ ПРОИГРЫВАТЬСЯ  ПОД ПРИСМОТРОМ  СО ВЗРОСЛОГО.

        

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.  Кроме того, у  нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов. С этой целью мы применяем су-джокмассажёры.

Су-джок

***

 «Черепаха»

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха, (дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой».Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь (дети катают Су Джок между ладоней).

КОЛЕЧКИ

«Семья»

Этот пальчик — дедушка, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик — бабушка, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик — папенька, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — маменька, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.) (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

«Ёжик»

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик — прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игрового тренинга для родителей (мам) и детей «Поиграй со мной, мама!»

Сценарий игрового тренинга для родителей (мам) и детей «Поиграй со мной, мама!»...

Семинар-практикум для родителей «Давайте вместе поиграем»

Новые подходы к взаимодействию ДОУ и семьи. Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие коммуникативных способностей у детей; подвести родителей к осозна...

Сценарий игрового тренинга для родителей (мам) и детей «Поиграй со мной, мама!» посвящённого Дню Матери.

Сценарий праздника ко Дню матери с разнообразными играми и сценками....

Сценарий игрового развлечения для родителей и детей «Поиграй со мной, мама!»

Сценарий игрового развлечения для родителей и детей «Поиграй со мной, мама!»...