Родительское собрание на тему «Учёт типа темперамента ребёнка в учебно-воспитательном процессе»
план-конспект занятия (младшая, средняя группа)

Кильп Виктория Евгеньевна

Цель: способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам взаимодействия с ребёнком  с учетом проявления и его индивидуальных особенностей - типа темперамента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_rod_sobranie.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания на тему:

«Учет типа темперамента ребёнка в учебно - воспитательном процессе»

Выполнила:

Петрова Виктория Евгеньевна

2021г.

Цель: способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам взаимодействия с ребёнком  с учетом проявления и его индивидуальных особенностей - типа темперамента.

Задачи:

  1. Дать знания об отличительных особенностях типов темперамента.
  2. Показать необходимость учета темперамента ребенка при организации воспитания и обучения.
  3. Воспитывать доброжелательные отношения родителей к детям.

Предварительная работа:

  1. Подбор материала по родительскому собранию
  2. Подборка игр на разный тип темперамента
  3. Составление конспекта

Ход родительского собрания.

- Уважаемые взрослые, наши встреча посвящена детскому темпераменту. Мы познакомим вас с этим понятием, вы попробуете самостоятельно определить тип темперамента своего ребёнка. Затем мы поговорим о том, как взаимодействовать с малышом, учитывая его тип темперамента.

- Итак, темперамент - это врожденные индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую эмоциональную сторону его поведения.

- Как вы думаете, с какого возраста начинает, провялятся темперамент? Почему? (Ответы родителей)

- Необходимо помнить, что свойства темперамента врождённые и начинают, провялятся с первых месяцев жизни малыша и почти не меняются в последующие возрастные периоды. Они характеризуют такие особенности человека как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От темперамента не зависят увлечения, взгляды,  воспитанность и социальная ориентация. Вместе с тем тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий личности в окружающей среде, особенности познавательной детальности.

 - Черты того или иного темперамента проявляются в поведении вашего чада в коллективе, а также в том, как он учиться и играет, переживает и радуется. Помните, что не стоит сваливать на темперамент  невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания.  

- Итак, существует четыре основных типа темперамента. Каждому из них присущи свои психологические особенности и их сочетания. Зная их, можно достичь очень многого, а именно:

  • Можно научиться прогнозировать поведение своего малыша в той или иной ситуации, избавив, таким образом, ребенка и себя от многих трудностей;
  • Можно научиться устранять факторы, способные «повредить» его юную душу;
  • Можно научиться использовать в «мирных целях» как положительные черты темперамента, так и отрицательные.

-Иными словами, внимательные родители способны научиться управлять темпераментом своего ребенка. Мы познакомимся с характеристиками каждого из них. У некоторых может сложиться  мнение о предпочтительности одного темперамента перед другим. Такая убежденность является в корне неверной. Особо хочу подчеркнуть, что ошибочно думать то, что самый «лучший», например. Темперамент-сангвинический, а  «худший» - меланхолический. «Плохих» или «хороших» темпераментов не существует. Каждый темперамент, как и любая медаль, имеет две стороны, то есть у каждого из них есть свои отрицательные и положительные черты.

-Как вы думаете можно ли изменить тип темперамента ребенка? (Ответы родителей) Могут ли у ребёнка проявляться сразу несколько типов темперамента?  Давайте разберёмся в этих вопросах. Нужно помните о том, что, несмотря на то, что изменить темперамент невозможно, опираясь на пластичность  нервной системы, можно повлиять на его проявления. Меры воспитательного воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы сглаживали недостатки темперамента и развивали бы его сильные стороны.

-Итак, приступим. Но перед тем как мы будем определять тип темперамента у ваших детей, давайте определим ваш тип темперамента. Сейчас на экране вы увидите тест, запишите те варианты ответов, которые вы выберите и после мы узнаем результат. После этого обсудим согласны ли вы с этими результатами.

А сейчас приступим к определению типа темперамента у ваших детей. Но для начала выберите тот тип темперамента, который по вашему мнению преобладает у вашего ребёнка, чтобы потом мы могли сравнить ваш выбор и результаты тестов. Проведите горизонтальную ось посередине страницы. В центре оси отметьте нулевую точку, у правого конца оси напишите «общительные»,  а у левого-«замкнутые». У правого конца оси «находятся» дети открытые и общительные, а у левого «замкнутые». У правого конца оси «находятся» дети очень открытые и общительные, а у левого-замкнутые, закрытые. Ноль-это норма. Подумайте и отметьте на оси место, которое, по вашему мнению, занимает ребенок. Оценивайте своё чадо не на данный момент, а в целом, с момента его рождения. Теперь через нулевую точку горизонтальной оси проведите вертикальную ось. У верхнего края напишите «нестабильные», а у нижнего-«эмоционально стабильные». В самом низу оси находятся спокойные, уравновешенные, эмоционально устойчивые дети. У верхнего конца вертикальной прямой-дети повышенном нервозные, с неустойчивыми эмоциями, бурно проявляющие свои чувства, не умеющие себя сдерживать, Найдите на вертикальной оси точку, которая соответствует душевному состоянию вашего ребенка. Проведите перпендикуляры от точек на осях до их пересечения.

Итак, сейчас огласим результаты которые могли получиться:

  • Попадание в левый верхний сектор означает меланхолический темперамент.
  • Попадание в первый верхний сектор - холерический темперамент.
  • Попадание в нижний левый сектор - флегматический темперамент.
  • Попадание в правый нижний сектор - сангвинический темперамент.

Это задание в полной мере не может утверждать, к какому типу темперамента относиться ваш ребёнок.

Рассмотрим каждый из типов темперамента подробнее.

Сангвиники

Сангвиник - это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребёнок. При этом он довольно покладист и рассудителен. У ребёнка очень живая мимика, по его лицу можно прочитать, что он сейчас чувствует. Его можно сильно рассмешить или сильно огорчить какой-нибудь пустяк. Слёзы у маленького непоседы быстро появляются и также быстро высыхают. Сангвиник приятен в общение, в детской компании он заводила, выдумщик, фантазёр. Он не только быстро движется, но и быстро говорит. Такой ребёнок легко сходится с людьми, хотя и не отличается устойчивостью в своих привязанностях, интересах. Дети- сангвиники быстро устают от однообразия.

Как вы думаете, какие способы взаимодействия с ребёнком с типом темперамента –сангвиник можно использовать ?

Советы для мамы и папы или как правильно воспитывать ребёнка-сангвиника

  1. Основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «доверяй, но проверяй». Этот милый ребёнок всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание.
  2. Чтобы избежать поверхностного и небрежного выполнения задания, обратите внимание на качество выполнение работы! Например, не разрешайте приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый. Предложите ребёнку плохо выполненную работу сделать заново: «Что-то мы с тобой кляксы по всему рисунку не заметили?! Попробуй ещё раз дождик мелкий-мелкий нарисовать».
  3. Не ругайте ребёнка за несообразительность, рассеянность, несерьёзность, неаккуратность. Собранность и аккуратность формируется у сангвиника с большим трудом, чем у детей с другим темпераментом. Воспитывайте эти черты примером, занимайтесь с ребёнком и чаще хвалите его.

Холерик

Этот темперамент- один из самых ярких темпераментов ребёнка, который приносит родителям бесконечные хлопоты. «Покой нам только снится!»- могут сказать они про своего ребёнка-холерика. Ребёнок с таким типом нервной системы непоседлив, шаловлив, но шумный, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Такие дети невнимательны, им не хватает

рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. Холерик по натуре командир, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками. Такой ребенок склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Он любит активные шумные игры и новые впечатления, отчаянные истории и приключения, Охотно идет на риск. Поступки ребенка зачастую спонтанны, его поведение подобно урагану.

Советы для мамы и папы или как правильно воспитывать ребенка – холерика

  1. Основным подходом в воспитание ребенка – холерика является принцип, который условно можно назвать «Ни минуты покоя»: поддерживайте и направляйте энергию ребенка на полезные дела.
  2. Не запрещайте ребенку быть активным. Играйте с ним в живые, состязательные, подвижные игры. Энергия, которая дана холерику природой, должна быть использована.
  3.  У детей – холериков от природы слабый тормозной процесс, поэтому их не следует корить за чрезмерное возбуждение, они не услышат слов. Здесь уместны шутки и юмор. Лучше помочь обуздать возбуждение, предложив ребенку другое, интересное и спокойное дело.
  4. Контролировать слишком бурные проявления холериков помогают спокойные игры, интересное хобби. Используйте настольные игры – лото, конструирование, выпиливание, оригами, вышивание, рисование. Словом, все, что нравится вам и ребенку, увлекает вас обоих и требует времени и сил, а значит, усидчивости, сосредоточенности.
  5. Маленькому холерику выполнить правила общения с другими детьми: уступать, не лезть вперёд, ждать своей очереди. Этого ребенка нужно ежедневно, терпеливо учить, применяя подсказку напоминание, одобрение, замечание.

Меланхолики

Меланхолики – это мягкий и пушистый кроха. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность – одно из основных свойств их характера. Она проявляется во всех движениях, жестах и речи малыша. Его расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь. Он ранимо реагирует даже на человеческий голос: попробуйте его чуть повысить – и такой ребенок сразу заплачет. Слезы у меланхоликов неистощимы, ведь они боятся всего, особенно незнакомых людей и новой обстановки. Малыши – меланхолики не только тихие, но еще и добрые, мягкие, открытые, доверчивые. Они очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в «тени».

Советы для мамы и папы или как правильно воспитывать ребёнка -  меланхолика.

  1. Основным подходом воспитание ребёнка - меланхолика является принцип, который условно можно назвать «не навреди».
  2. Помните о том, что ребёнок - меланхолик нуждается в особом понимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте  с ним поласковей, помягче, чаще прибегаете к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и пр.
  3. У маленького - меланхолика обязательно должен быть в семье человек (мама или папа, бабушка или дедушка, строение или брат), наконец, домашнее животное, которому бы он мог довериться полностью, получать от него тепло и внимание.
  4. При взаимодействии с меланхоликом важен щадящий режим и принцип постепенности. Пока малыш маленький, сузьте круг знакомств и сильных раздражителей, которыми являются незнакомые взрослые, большое количество игрушек, резкий и громкий шум.
  5. Никогда не делайте своему ребёнку замечание на людях - это провоцирует развитие серьезных комплексов.
  6. Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов - не перегружайте его развивающими заданиями, в процессе выполнения домашней работы делаете паузу. Помните о том, что даже игры утомляют его и могут и довести до стресса.
  7. Стрессовой для ребёнка - меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.
  8. Проявляйте терпение в развитии активности, смелости, общительности, стимулируйте малыша к проявлению инициативы.
  9. Не пугайте и не запугивайте своего ребенка. Ребенку – меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.

Флегматики

По упрямству этот ребенок превосходит всех, а дома его, любя, все называют «копушей». Ребенок с таким типом нервной деятельности всегда невозмутим и спокоен. Ему свойственно замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. Малыш не любит перемен, очень медленно привыкает к детскому саду, смене воспитателя, трудно приспосабливается к новому режиму, новых требованиям, рассматриванию с родителями, знакомству с детьми. Чувства флегматика ровные, постоянные и глубокие. Флегматик всё делает обстоятельно, преодолевая все препятствия. В среде детей он отличается спокойствием. Для многих сверстников флегматик скучен, они не приглашают его участвовать в подвижных, активных играх.

Советы для мамы и папы или как правильно воспитывать ребенка - флегматика

  1. Основным подходом в воспитании ребенка – флегматика является принцип, который условно можно назвать «не торопи». Помни о том, что такой малыш не может работать в условиях дефицита времени. Такой сильный раздражитель, как крик – затормаживает ребенка и вместо того, чтобы поторопится, ребенок замирает.
  2. Важно набраться терпения и с малых лет учить флегматика приемам одевания, умывания, ухода за игрушками, книгами.
  3. Нельзя резко обрывать ребенка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности. Призовите на помощь песочные часы, будильник – ребенок будет учиться заканчивать дело до звонка, следить за темпом выполнения задания.
  4. Обязательно хвалите даже за незначительное проявление расторопности.
  5. Учите ребенка рационально распределять время. Если ребенок приступил к выполнению задания, не оставляйте его одного, побудьте рядом, иначе период раскачки и начала дела может растянуться.

- А теперь я предлагаю на несколько минут окунуться в мир детей

,стать детьми и поиграть в игры для детей на разные типы темперамента

  1. Сангвиник

Игра «Лягушки»

Цель: развитие умение подчиняться словесной инструкции, формирование чувств ритма, развитие координации движений, снятие излишней двигательной активности, сплочение группы.

Содержание: все дети сидят на маленьких подушечках. Затем они начинают передвигаться на этих подушках по ковру и приговаривают все вместе:

- две лягушечки с утра съесть хотели комара!

Далее взрослы говорит:

- комары все улетели,

И лягушки их не съели!

Дети встают с подушечек, и все вместе пляшут, взявшись за руки и припевая:

- тара-ра, тара-ра,

Веселиться всем вместе пора!

  1. Флегматик

ИГРА «ПОМОГИ ТАНЕ»

Цель: воспитание навыков партнёрского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.

Содержание: взрослый говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка грибка и ножка грибка, две части одной матрёшки и др.

Для более старших детей каждую игрушку можно разделить не на две, а уже на три-четыре части. Полученные детали раздают детям- каждому ребёнку по одной – и просят помочь Тане починить её игрушки. Задача малышей- найти отдельные части игрушек и соединить их.

С совсем маленькими детьми или «особыми» детьми на первых парах можно играть в игру вдвоём: ребёнок и взрослый.

  1. Холерик

Игра «КОРШУН»

Цель: Развитие внимания, быстроты реакции, умения сидеть инструкции взрослого, обучения навыкам взаимодействия с детьми.

Содержание: Взрослый говорит, что все дети «цыплята», живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить всякими блоками или стульчиками.

Затем «курочка» с «цыплятами» гуляют (ходят по комнате). Как только взрослый говорит: «коршун» все дети бегут обратно в домик.

После этого взрослый выбирает другую «курочка» их числа играющих детей.

Игра повторяется

  1. Меланхолик

ИГРА «МОЙ ХОРОШИЙ ПОПУГАЙ»

Цель:  Развитие апатии детей, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара детей.

Содержание: Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к другу. Взрослый бросает какому-либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Ребенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем (или перебросить) ее другому ребенку. Сначала игра проходит в очень медленном темпе, т.к детей с трудном находят ласковое имя для попугая, не умеют передавать игрушку кому либо из играющих. Но затем, по мере освоения этих операций, темп игры, как правило,  ускоряется.

-Кроме игр, которые были вам предоставлены ,вы  можете использовать и другие игры, которые во множестве есть в интернете-источника.

Проходит к концу наше родительское собрание. Давайте вместе подведем итоги. Что вам дало это родительское собрание? Была ли эта информация полезна для вас? Что вам запомнилось? Что вам было интересно?

-Завершая разговор о типах темперамента, хочется добавить, что многие  конфликты и не понимания поступков ребенка обусловлены несовпадением типов темперамента малыша и взрослого, который его воспитывает. Разрешить противоречие может только чуткое отношение к ребенку и уважение его врожденных индивидуальных особенностей.   И так если вам понравилось сегодня наше родительское собрание и оно для вас было интересным и полезным, то оставьте стикер на смайлике, который улыбается, если же наше родительское собрание показалось вам скучным или не полезным, то оставьте на грустном смайлике.  И на память, о нашем собрании мы хотели бы вам дать буклеты о типах темперамента и мерах взаимодействия с детьми.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию на тему "Как помочь своему ребёнку стать счастливым в школе?" ( профилактика школьной дезадаптации).

Рассматриваются теоретические вопросы школьной зрелости, а также роль семьи в профилактике школьной дезадаптации первоклассника....

Родительское собрание на тему: «Игра в жизни ребёнка».

Родительское собрание на тему:«Игра в жизни ребёнка».План подготовки и проведения собрания 1....

Родительское собрание на тему "Давайте познакомимся! Адаптация ребёнка в детском саду"

Адаптация-это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский садик несомненно является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями....

Родительское собрание на тему: «Почему хорошо играющий ребёнок успешен в школе?»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Формировать понятие родителей о возможности игры как средства д...

Родительское собрание на тему: «Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания человека»

v  Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к ней.v  Стремиться  понять, о чём он думает, чего хочет, почем...