Консультация для родителей "Арттерапевтические техники, помогающие снят нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка".
консультация

Григорьева Ольга Сергеевна

Арттерапевтические техники, помогающие снять

 нервное напряжение и подключить

внутренние резервы организма ребенка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей    

Арттерапевтические техники, помогающие снять

 нервное напряжение и подключить

внутренние резервы организма ребенка

Живопись с помощью пальцев

Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Рисующий может сделать пробные рисунки, и от него не требуют большого мастерства. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение во вне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это также позволит вам отследить внутреннее состояние ребенка. Живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. И это прекрасно видно в работах. Также у детей существует сенсорный голод, голод к прикосновениям, так как именно кинестетический опыт является ведущим в этом возрасте. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться ребенку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.

В этом возрасте тяга к кинестетическим экспериментам, т.е. желание все потрогать, часто пресекается родителями. Преодоление этого запрета, удовлетворение потребности запачкаться (и за это не будут ругать!) — очень важные моменты. Предварительно, конечно, необходимо надеть на ребенка фартук, дать ему легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеенкой.

Когда ребенок будет рисовать, начните вместе с ним, покажите ему, как это делать. Расспросите, что он нарисовал, пусть расскажет, о чем рисунок.

Живопись с помощью ног

Если вы уже освоили живопись руками, то предлагаем вам попробовать рисовать с помощью ног.

Ноги обладают тонкой чувствительностью, но большую часть времени они находятся в обуви, в которой не могут ничего чувствовать. После окончания рисования ноги моют и вытирают полотенцем, в результате чего происходит массаж ног, который успокаивает ребенка.

Особое ощущение свободы и творчества при рисовании ногами трудно передать словами. Перед тем как предложить ребенку рисовать, попробуйте сами нарисовать что-нибудь ногами в спокойной обстановке, прислушайтесь к себе. Иногда эмоции, которые могут возникнуть во время этого, необычны, и следует их хорошо прочувствовать, чтобы при общении с ребенком вы могли ими управлять.

При рисовании ногами вместе с детьми следует расстелить большую клеенку. На нее положить листы ватмана или плотной бумаги, можно использовать остатки старых обоев. Рядом поставьте маленький лоток с краской.

Затем попросите ребенка снять обувь, носки и рассказать, что чувствуют ноги, когда они свободны, что можно изобразить с помощью ног. Покажите ребенку, как пользоваться краской, как и что ступнями и пальцами можно нарисовать. Попросите ребенка оставить как можно больше самых разнообразных отпечатков, посмотрите на характерные отличия.

Пусть ребенок нарисует что-нибудь, и сами также нарисуйте. Как только рисунок будет закончен, вымойте в ведре ноги, оботрите их и попросите ребенка распознать, что он нарисовал. Обязательно похвалите его и сохраните рисунок.

Работа с глиной

Работа с глиной оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться. Гибкость и податливость глины дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические (прикосновение, ощущение движения) ощущения. Ошибки в работе легко устраняются. Этот вид творчества самый наглядный и позволяет наблюдать за состоянием ребенка. Работа с глиной позволяет удовлетворить интерес ребенка к частям тела. Высохнув, глина превращается в мелкий порошок и легко смывается с рук, удаляется с одежды. Еще глина обладает свойствами, способствующими заживлению ран.

Ребенка полезно снабдить ящиком с инструментами для работы с глиной: картофельной толкушкой, палочкой для размешивания, колотушкой и т.д. Необходимо иметь баночки с водой для смывания глины.

При работе позвольте ребенку почувствовать глину. Для этого совместно можно выполнить следующие задания:

  1. закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним. Какой он? Гладкий? Ровный? Плотный? Выпуклый? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Тяжелый или легкий?;
  2. отложите его и отщипните кусочек большой и поменьше;
  3. сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки. После того как разгладили глину, ощупайте место, где разгладили;
  4. соедините все кусочки вместе, чтобы получился шарик;
  5. проткните глину;
  6. пошлепайте по ней, пощупайте место от шлепка;
  7. оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите в кусок.

Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают выражению чувств, избавиться от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщить к социальной активности необщительных детей.

Сохраняйте поделки ваших детей, хвалите их. В дальнейшем занятия с глиной помогут восстанавливать эмоциональное равновесие.

Игры с песком

Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

а) при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

б) развитие мелкой моторики и тактильной мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;

в) с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Для игры с песком в помещении необходимы:

1) водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см;

  1. чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 ящика;
  2. вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок.

Отпечатки рук (ход занятий)

На ровной поверхности песка ребенок и ведущий по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны. Необходимо задержать руку, слегка вдавив ее, прислушаться к ощущениям. Ведущий рассказывает ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, я ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?»

Когда ребенок расскажет о своих ощущениях, перевернуть руку ладонью вверх: «Я перевернул руку, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?» Можно выполнять такие упражнения:

  1. поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
  2. выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  3. пройтись ладошками по проложенным трассам,
    оставляя на них свои следы;
  4. создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);
  5. пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после —одновременно (сначала только указательным, потом —средним, затем — безымянным, большим, и наконец —мизинчиком);
  6. можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;
  7. поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как задействовать внутренние резервы организма ребенка 3-4 лет во время болезни и сразу после нее.

Во время болезни и сразу после нее для того, чтобы организм малыша как можно быстрее вернулся в прежний режим работы, очень важно мобилизовать его внутренние резервы. Для этой...

«Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка»

Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию арттерапевтические техники (живопись с помощью пальцев, живопись с помощью ног, работа  с  глиной)...

Арттерапевтическое занятие с педагогами. Релаксационная техника для снятия эмоционального напряжения.

Техника "Мандала" - одна из техник изотерапии, включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, что способствует изменению состояния сознания человека и открывает возможность самопозн...

Консультация для родителей "Поможем ребёнку снять эмоциональное напряжение в период адаптации."

Как помочь ребёнку снять эмоциональное напряжение в период адаптации, когда дети испытывают сильный стресс....

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ БЫСТРО СНЯТЬ НЕРВНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И ВОЗБУЖДЕНИЕ

Как снять нервное напряжение у ребенка с помощью арт-упражнений. Практические рекомендации....

Физическая нагрузка как средство снятия нервного напряжения

Физическая нагрузка как средство снятия нервного напряжения...