Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями.
консультация

Пищулина (Гудкова) Светлана Сергеевна

Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями.

В мире звуков есть особые звуки - звучание человеческой речи. Ребёнок практически осваивает значение слова "слово" Он понимает его смысл, когда вы предлагаете ему вспомнить кислые, колючие, весёлые слова; подобрать слова с противоположным значением: высоко-низко, далеко-близко; догадаться, какое слово заблудилось в путанице. С помощью взрослых ребёнок начинает понимать, что слово состоит из звуков, оно имеет смысл - обозначает предметы, их качества и действия.  Словарный запас обогащается в связи с расширением ориентировки в окружающем.Приобретает готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов. Однако известно, что не у всех детей этот процесс протекает одинаково.В настоящее время многие дети к моменту поступления в школу не овладевают произношением всех звуков родного языка.У многих несформированность правильного звукопроизношения сопровождается отклонениями в фонематическом развитии. Следует отметить, что такие недостатки произношения, как замены, смешения, перестановки звуков, уже являются показателем недостаточного различения воспринимаемых ребенком звуков. Существует множество различных игр и упражнений, которые помогают логопеду, воспитателю и родителям сделать процесс работы со звуками более интересным для ребенка.

Рассмотрим игры и упражнения для автоматизации свистящих звуков

«Спусти воздушный шар».

Представим, что у нас в руках – большой воздушный шар, проколотый иголкой. Сжимаем двумя руками шар – воздух выходит через дырочку и свистит: «Сссссссс». Тянуть звук [С] как можно дольше. Если поднести к нижней губе ладонь, должна ощущаться сильная, холодная, направленная вниз струя воздуха.

Упражнение . «Насос».

Взрослый говорит ребенку, чтобы покататься на велосипеде, нужно подкачать шины. Возьмем «насос»(показ), накачиваем шину. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: с-с-с (ребенок длительно произносит звук С).

Взрослый следит за положением губ, языка: губы в улыбке, зубы видны, широкий кончик языка находится за нижними зубами, посередине языка идет холодная струя воздуха.

«Подуй в бутылку»

В бутылочку с узким горлышком сильно подуть на улыбке: ссссс   бутылочка касается нижней губы.

Игра «Запомни, повтори».

Взрослый проговаривает ряд слогов, а ребенок повторяет за ним: са-са-са; са-са -са-са -са-са ; са-са-са -са-са-са -са-са-са; - ас-ас-ас --ас-ас; ос-ос-ос - ос-ос; ус-ус-ус—ус-ус; ста-ста-ста и др.

" Хлопаем в ладоши" Если я произнесу звук  "С " - хлопни в ладоши, " З " - поднеси пальчик ко рту так: ЗЗЗ. Игра повторяется несколько раз.

"Вспомни и назови слова " в которых есть звук " С"- ( сани, нос, снег, суп, сок...).

Походите с ребёнком по квартире и поищите предметы, в названиях которых слышится звук " С"( стол, стул, стена, стекло)

3аучивание чистоговорок.

Са-са-са - у Сани сад.

 Сы-сы-сы-у Сани бусы.

 Су-су-су - Саня видит осу.

Са-са-са - в саду оса.

 Сы-сы-сы - у осы усы.

Су-су-су-мы не видели осу.

Ас-ас-ас - у нас дома ананас.

 Ос-ос-ос в саду много ос.

Ус-ус-ус-вот кактус.

Сидела синица на сосне. Заснула, свалилась во сне.

Если б она не свалилась во сне, до сих пор бы сидела синица на сосне.

Игра «Комары».

Взрослый напоминает ребенку, как большие комары сердито звенели летом по вечерам и надоедали нам: 3-3-3.

Поиграем в комаров. (Следить за положением губ, языка: губы в улыбке, зубы видны, широкий кончик языка находится за нижними зубами, посередине языка идет холодный воздух, горлышко звенит.)

Игра «Угадай, какой комар звенит?»

Взрослый напоминает, как сердито звенели большие комары: 3-3-3. А маленький комарик звенит ласково, мягко: зь-зь-зь. Ребенок повторяет звукоподражание.

Заучивание чистоговорок,  потешек.

За-за-за - зайка,

зо-зо-зо- зонт

 зу-зу-зу- зубы,

 зы-зы-зы- язык,

 зы-зы-зы - козы.

Зо-зо-зо-у Зои зонт

за-за-за-у Зои зайка,

зы-зы-зы - у Зои вазы

Зу-зу-зу- Зоя по зонтом пасет козу

Зы-зы-зы - нет ни Зои, ни козы.

Игра «Запомни и повтори слова со звуком Ц».

Лисица на зайца имеет прицел, но заяц сегодня останется цел.

Лисица на курицу целит свой глаз: с цыплятами курица дома у нас.

Лиса, наконец, отцепилась от всех и лапкой царапает ценный свой мех.

Чистоговорки для автоматизации звука [ц]

ЦЦЦЦ - прошу вас не шуметь,

Мы идём на птиц смотреть

Ец - ец - ец - у синиц есть сын - птенец
Очень нравится птенцу,
петь на воле звонко - Цу - цу - цу

Птицы, сидя на крыльце,
Распевают громко - Це - це - це
Скоро вырастут птенцы,
пропоют нам дружно - Цы - цы - цы
Опустело вдруг крыльцо,
раздаётся в лесу - Цо - цо - цо

Ца - ца - ца - на лугу стоит овца.

Цы - цы - цы - много корма у овцы.

Це - це - подошел пастух к овце.

Цу - цу - нужно гнать домой овцу.

Цо - цо -  вот хозяйское крыльцо

Скороговорки для автоматизации звука [ц]

 - Цып - цып- цып! Цыплятки!

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тому не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся Натки.

Возле кадки блюдце -

Все они напьются!              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношени...

Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи....

Презентация "Логофоноритмика как средство развития фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями"

От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с н...

Консультация для педагогов Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

        На протяжении всего дошкольного возраста ребенок усваивает необходимый для общения запас слов, овладевает грамматическими формами, приобретает готовность к овладению...

Методическая разработка «Картотека игр для развития фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями»

Методическая разработка «Картотека игр для развития фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

Существует множество различных игр и упражнений, которые помогают логопеду сделать процесс работы со звуками более интересным для ребенка. Я тоже хочу предложить Вашему вниманию подборку игр на автома...

Картотека игр для развития фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношени...