Консультация для родителей на тему: «Эмоции Вашего ребенка»
консультация (младшая группа)

Шестакова Наталья Александровна

Консультация для родителей на тему: «Эмоции Вашего ребенка»

 

Эмоции по своей сущности представляют собой психические процессы и состояния, качество которых полностью зависит от потребностей и мотивов человека, а также от степени значимости происходящего для него. Среди дифференцирующих эмоции и чувства признаков выделяют следующие: эмоциям присущ характер ориентировочной реакции, в то время как чувства, напротив, как правило, предметны и конкретны; эмоции преимущественно связаны с биологическими процессами, чувства - с социальной сферой; эмоции, как правило, принадлежат области бессознательного, а чувства ярко представлены в сознании; для чувств характерно внешнее проявление, для эмоций – нет; эмоции кратковременны, а чувства длительны.

Различают большое разнообразие функций, выполняемых эмоциями и чувствами человека:

  1. Сигнальная (коммуникативная) «выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими, пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (покраснение или побледнение кожи). Данные проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек».
  2. Регулятивная «выражается в том, что стойкие переживания направляют поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач)».
  3. Отражательная (оценочная) «выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие».
  4. Побудительная (стимулирующая) чувства способствуют осуществлению поиска, способного решить задачу. В эмоциональном переживании содержится образ предмета, удовлетворяющего потребности, что и побуждает человека к действию.
  5. Подкрепляющая заключается в том, что события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, «быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции «успеха-неуспеха» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее».
  6. Переключательная проявляется в процессе конкуренции мотивов, в итоге которой выявляется доминирующая потребность («борьба между страхом и чувством долга»). Привлекательностью мотива, его близостью личностным установкам направляется деятельность личности в определенную сторону.
  7. Приспособительная посредством эмоций человеком устанавливается «значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям».

В структуре эмоциональной сферы детей дошкольного возраста выделяются три компонента:

  • аффективный компонент – характеризуется как совокупность разномодальных индивидуальных переживаний ребенка (базовые эмоции, социальные переживания, чувства).
  • реактивный компонент – представлен способами непроизвольного эмоционального реагирования и возможностью произвольной регуляции эмоций.
  • когнитивный компонент – определяется системой знаний и представлений ребенка об эмоциональной сфере человека (сущность эмоциональных явлений, причины и последствия возникновения эмоций, способы их выражения).

Эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия. Благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными. У дошкольника формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства.

Для дошкольного возраста характерно интенсивное развитие высших чувств: нравственных, эстетических, познавательных. Так, дошкольник, «ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признания окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева, или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_6.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Эмоции Вашего ребенка»

Эмоции по своей сущности представляют собой психические процессы и состояния, качество которых полностью зависит от потребностей и мотивов человека, а также от степени значимости происходящего для него. Среди дифференцирующих эмоции и чувства признаков выделяют следующие: эмоциям присущ характер ориентировочной реакции, в то время как чувства, напротив, как правило, предметны и конкретны; эмоции преимущественно связаны с биологическими процессами, чувства - с социальной сферой; эмоции, как правило, принадлежат области бессознательного, а чувства ярко представлены в сознании; для чувств характерно внешнее проявление, для эмоций – нет; эмоции кратковременны, а чувства длительны.

Различают большое разнообразие функций, выполняемых эмоциями и чувствами человека:

  1. Сигнальная (коммуникативная) «выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими, пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (покраснение или побледнение кожи). Данные проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек».
  2. Регулятивная «выражается в том, что стойкие переживания направляют поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач)».
  3. Отражательная (оценочная) «выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие».
  4. Побудительная (стимулирующая) чувства способствуют осуществлению поиска, способного решить задачу. В эмоциональном переживании содержится образ предмета, удовлетворяющего потребности, что и побуждает человека к действию.
  5. Подкрепляющая заключается в том, что события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, «быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции «успеха-неуспеха» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее».
  6. Переключательная проявляется в процессе конкуренции мотивов, в итоге которой выявляется доминирующая потребность («борьба между страхом и чувством долга»). Привлекательностью мотива, его близостью личностным установкам направляется деятельность личности в определенную сторону.
  7. Приспособительная посредством эмоций человеком устанавливается «значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям».

В структуре эмоциональной сферы детей дошкольного возраста выделяются три компонента:

  • аффективный компонент – характеризуется как совокупность разномодальных индивидуальных переживаний ребенка (базовые эмоции, социальные переживания, чувства).
  • реактивный компонент – представлен способами непроизвольного эмоционального реагирования и возможностью произвольной регуляции эмоций.
  • когнитивный компонент – определяется системой знаний и представлений ребенка об эмоциональной сфере человека (сущность эмоциональных явлений, причины и последствия возникновения эмоций, способы их выражения).

Эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия. Благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными. У дошкольника формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства.

Для дошкольного возраста характерно интенсивное развитие высших чувств: нравственных, эстетических, познавательных. Так, дошкольник, «ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признания окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева, или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Шкафчик вашего ребенка в детском саду".

           Консультация для родителей на тему: "Шкафчик вашего ребенка в детском саду". Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о том, как сдела...

Консультация для родителей по теме: «Зачем вашему ребенку нужна музыка?»

Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы:  1.Зачем нужна музыка Вашему ребенку? 2.Почему музыка необходима детям в раннем возрасте? 3.Зачем надо ...

Консультация для родителей на тему: «Осанка вашего ребенка»

Всегда приятно смотреть на человека, у которого расправлены плечи, прямая спина и легкая походка. Такие люди более уверены в себе. И наоборот, печально видеть сутулого прохожего, со сгорбившейся спино...

Консультация для родителей на тему: «Эмоции Вашего ребенка»

Эмоции по своей сути - это психические процессы и состояния, качество которых целиком зависит от потребностей и мотивов человека, а также от степени значимости происходящего для него. Среди дифференци...

Консультация для родителей на тему: "Характер Вашего ребенка зависит от Вас"

Консультация для родителей — одна из наиболее эффективных форм работы, которая применяется в ДОУ.Обязательно темой таких консультаций должно стать обсуждение вопросов формирования характера...

Консультация для родителей на тему: "Зачем вашему ребенку нужна музыка?"

Консультация для родителей на тему: "Зачем вашему ребенку нужна музыка?"...