Практический материал для родителей «Игры по математике дома»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Апалько Юлия Станиславовна

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.

Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический материал для родителей «Игры по математике дома»

 «Учиться можно только весело»

 Анатоль Франс.

hello_html_m7369d0ed.jpg

 Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.

Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. 
Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома.  Рекомендуем некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.

Форма обучения элементарным математическим

представлениям - игра.


Цифры

Игра: «Какой цифры не стало?»

Перед ребенком цифровой ряд. Ребенок закрывает глаза или отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребенок определяет какой цифры нет.

Игра: «Цифры разбежались»

Все цифры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить цифры по порядку.

Соедини стрелкой цифру с нужным количеством предметов.

Обведи в кружок цифру, которая соответствует количеству предметов.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=25ad9cf5adb313210b91b13e025856c8-4981909-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=240&h=135Игра «Назови цифру»

Перед ребенком цифровой ряд. Взрослый предлагает ребенку показать любую из названных цифр, или указывая на любую цифру, спросить как она называется.

Назови, какие цифры пропущены 1 34 6 8 10?

Какая цифра должна стоять вместо? 1? ? 4 5? 7? 9 10? и др.

Игра "Назови соседей" (взрослый называет число, а ребенок - его соседей). Например, взрослый говорит: «Шесть», а ребенок называет: «Пять, семь».

Игра "Найди пару" (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.
Игра "Какое число пропущено?" Называется пропущенное число.


Ориентировка в пространстве

Игра: «Найди предмет»

В комнате расположены любые игрушки (около дивана, за стулом, впереди цветка, за полкой, на столе)

Задания: Найди около дивана зайчика. За стулом машинку. Впереди цветка куклу. За полкой книжку. На столе тетрадки.

Вопросы: Где был зайчик? Где была машинка? Кукла? Книжка? Тетрадка?

Усложнение: Положи зайчика впереди себя (сзади, слева, справа, под, около) и др.

Игра: «Самолеты на посадку»

Перед ребенком лист бумаги и маленькие самолетики (из картона или игрушки)

Задания: Самолет летит в правый (левый) верхний или нижний угол. Где самолет? Самолет полетел в середину листа. Где самолет? И т. д.

Аналогично можно играть с шайбой (черный круг из картона). Шайба летит в разных направлениях. Где шайба?

Игровые задания детям

- Топни правой ногой три раза.

- Дотронься левой рукой до левого уха.

- Подними вверх правую (левую) руку.

- Поставь на носок правую (левую) ногу.

- Дотронься левой рукой до правого колена.

- Повернись на право (на лево).

- Сделай три шага вперед, повернись влево сделай пять шагов и т. д.

Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. 

Угадай, сколько в какой руке. В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке.

Счет

Счет на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.

Игра «Мой веселый звонкий мяч» (с мячом)

Например, взрослый называет число 4 (бросает мяч) и говорит«Считай дальше» (и так с любым числом до 10).

Назови соседей числа 4 (5, 6, 9 и т. д.)

Назови число, которое следует за числом 2(3, 4, 6 и т. д.)

Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного).

Счет цепочкой (поочередно).

Начинает взрослый – «один», ребенок продолжает – «два», взрослый – «три», ребенок – «четыре» и т. д. до 10. Затем счет первым начинает ребенок.

Игра «Отложи столько же предметов (счет на слух)

Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребенок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.

Вопрос: Сколько предметов ты отложил? Почему?

Усложнение: Отсчитай предметов на 1 больше (или на 1 меньше, чем услышишь хлопков.

Вопрос: Сколько ты отложил предметов? Почему?

Игра «Покажи столько же»

Взрослый показывает у себя 5 предметов,

Игра: »Отсчитай столько же»

Перед ребенком большое количество предметов (палочки, круги, пуговицы и т. д.)

Задание: Отсчитай 4 пуговицы (или любое другое количество до 10, или отсчитай столько палочек, сколько показывает цифра (при этом взрослый показывает ребенку любую другую цифру в пределах 10).

Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие автобусы, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы-маленькие. У кого больше? Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.

Фигуры

Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, овал.

Игра«Положи предмет на свое место»

На столе расположены предметы.

Задание: предметы круглой формы – на круглую полку, предметы овальной формы – на овальную полку и т. д. (обозначая, полку соответствующей геометрической фигурой)

https://st2.depositphotos.com/1024768/5351/v/950/depositphotos_53516479-stock-illustration-cartoon-basic-geometric-shapes.jpgИгра: «Какой фигуры не стало»

Дети рассматривают фигуры, называют, запоминают. Затем закрывают глаза. Взрослый убирает какую – нибудь фигуру, после чего, открыв глаза, дети определяют, чего не стало.

Сложи квадрат. Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.

Игра "Подели предмет" (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие. Пусть ребенок сам примет участие в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условий данной задачи.

Ориентировка во времени

Знать название текущего времени года. Сколько всего времен года? Назови их по порядку. Какое время года идет после весны? и т. д.

Назови зимние месяца.

Дни недели.

Части суток (что мы делаем утром; когда мы гуляем, спим, обедаем, просыпаемся, делаем зарядку и т. д.)

https://fs00.infourok.ru/images/doc/103/122605/img8.jpgДни недели

- Какой день недели 2-й (3-й, 5-й, 6-й) по счету?

- Сегодня вторник. Какой день будет завтра?

- Воскресенье – какой день по счету? 

- Какой день недели будет после среды?

- Какой день между понедельником и средой?

- Сколько всего дней в неделе?

Игра "Наоборот" (толстый - тонкий, высокий - низкий, широкий-узкий).

Игра «Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.

https://fs.znanio.ru/d5af0e/2e/a3/26f329716ac4812fe5c86a43ffa150c1b3.jpgОчень важно поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации и практический материал для родителей "Игры выходного дня"

В прилагаемом материале представлена подборка дидактических игр на развитие познавательной сферы детей 3-6 лет...

Консультация для родителей "Играем в математику дома и на прогулке"

Данные консультации могут использовать в работе воспитатели мледших и средних групп детского сада. Материалы можно располоить в родительском уголке. Они написаны понятным языком, а задания для малышей...

консультация для родителей "Играем в математику дома"

консультация для родителей "Играем в математику дома"...

Практический материал для родителей Игры по математике дома» (5–6 лет)

Уважаемые родители!Предлагаю вам игры и задания, которые вы можете использовать в домашней обстановке с детьми, для закрепления материала по закреплению математических предста...

Консультация для родителей «Играем в математику дома»

Консультация для родителей «Играем  в математику  дома»...

Практический материал для родителей "Игры по математике дома для детей 5-6 лет"

Практический материал для родителей "Игры по математике дома для детей 5-6 лет"Уважаемые родители!Предлагаю вам игры и задания, которые вы можете использовать в домашней обста...