Сенсорное развитие детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
статья

Материал из статьи могут использовать для работы  как родители, так и коррекционные педагоги.  В ней рассказывается об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста  с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие  детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Познание окружающего мира ребенка начинается с ощущений. Ежедневно ребенок получает множество информации с помощью органов чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния. Он слышит разные звуки, запахи,  вкусы и т.  Так формируются элементарные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок начинает познавать мир.

Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного развития ребенка.

сенсорное развитие ребенка – это важный этап в его развитии  в целом.

У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования  от нормально развивающихся сверстников. Они, в основном, имеют анатомически сохранные органы слуха и зрения, но не умеют «видеть и слышать».  Наблюдается замедленный темп развития восприятия, поэтому они плохо представляют  себе окружающие предметы,  не всегда могут выделить нужный предмет среди других,  плохо различают свойства  предметов (цвет, форму), недостаточно ориентируются в пространстве.

Сенсорное развитие, является базой для развития всех психических функций, ребенка. Поэтому, большое значение в работе учителя дефектолога имеет  целенаправленное и системное коррекционно-развивающее воздействие на сенсорно-перцептивную сферу детей с ОВЗ уже с раннего возраста.

Коррекционно-развивающая работа с детьми осуществляется по следующим направлениям:

  1. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений:

а) формирование представлений о цвете предметов;

б) формирование представлений о форме предметов;

в) формирование представлений о величине предметов;

г) формирование и коррекция пространственных представлений;

д) формирование временных представлений.

2. Развитие и коррекция тактильного восприятия.

3. Развитие и коррекция слухового восприятия.

Огромную роль в развитии детей играет создание условий для сенсорного развития.

В ГБУ РХ «Саяногорском реабилитационном центре для детей»  В кабинете учителя - дефектолога создана специальная предметная среда, которая включает в себя большой спектр сенсорного оборудования, игровых панелей и  дидактических пособий, которые способствуют сенсорному развитию детей с раннего возраста.

Основные параметры зрительного восприятия: цвет, форма, величина.

Для улучшения восприятия  цвета, формы, величин, развития тактильных ощущений   в работе с детьми в кабинете учителя-дефектолога используются игровые панели. Играя на панелях  «Шарики-кубики», «Елочка»,  дети запоминают основные цвета - красный, желтый, синий и зеленый.  Они   с удовольствием  составляют группы  предметов одинакового цвета. Вращая цилиндры, переворачивая кубики или передвигая шары, знакомятся с формами фигур, развивают тактильные ощущения. Яркий, привлекательный материал вызывает огромный  интерес у детей.   Учитывая  повышенную утомляемость,  неустойчивость внимания детей с ОВЗ,  игровые развивающие панели являются прекрасным дидактическим материалам, помогая сконцентрировать внимание ребенка и активизировать познавательный процесс.

В работе по усвоению ребенком понятия формы, цвета, величины в работе используются также различные дидактические игры и пособия: «Блоки Дьеныша», «Палочки Кюизенера», «Доски Сегена», «Чудесный мешочек», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика». Используются различные игры-упражнения на сортировку, игры со строительными материалами: построение домиков, башенок и т.д.  В процессе обучения полезно, чтобы дети вслух проговаривали названия предметов, их действия и признаки. Таким образом, будет развиваться речь малыша и  пополняться словарный запас.

Основными  задачами,  игр-упражнений  по  развитию  тактильных ощущений, являются: улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения. На занятиях ребенок с педагогом  начинает прикасаться к  предметам различной фактуры, затем исследовать их.

Это «тактильные мешочки» с  наполнителями, «тактильные шары», «тактильные дощечки» с разными поверхностями: деревянными, пробковыми, войлочными, каменными, стеклянными, резиновыми, металлическими. Чтобы изучить свойства, дети исследуют их, держа в руках, сравнивают вес, температуру и текстуру поверхности,  и выявляют разницу в их свойствах. Для обострения тактильного восприятия можно работать с закрытыми глазами.  С большим удовольствием дети играют с различными крупами, опускают ручки в емкость и ищут там маленькие игрушки. Можно поместить туда фигурки животных, овощей, фруктов и.д.

Тактильная среда позволяет ребенку в раннем возрасте освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учесть различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

Развитие слухового восприятия обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира. В работе над слуховым восприятием можно использовать свистки, колокольчики, маракасы погремушки, издающие разнообразные звуки. Важно, чтобы ребенок научился определять источник звука. Заинтересовался предметами, издающими звук. Дети с удовольствием  сами любят извлекать звуки,  слушают и сравнивают на слух как шумят небольшие контейнеры (можно из-под киндер-сюрпризов), наполненные разными крупами. Развивают слуховое восприятие малышей чтение потешек, детских песен, слушание детских книжек с музыкальным сопровождением.

Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное  значение в процессе познавательного развития ребенка.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Систематическая работа по сенсомоторному развитию детей раннего возраста способствует  развитию полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, что имеет огромное значение  для дальнейшего развития  детей с ОВЗ.

Список литературы

1. Д. Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»

2. Е. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

4.Л.А. Митиева, Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей.- М.: Просвещение, 2009.-160 с.

3. У.Кислинг    Сенсорная  интеграция  в  диалоге:  понять  ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой;  М.: Теревинф, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы народной педагогики в социокультурной абилитации детей раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Фольклор применяется нами как комплексное средство воздействия на ребенка; с его помощью формируется картина образов и представлений, которая и становится базой для дальнейшего конструирования с...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. Всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальн...

Конспект коррекционного занятия по теме: «Кошка с котятами» для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья с использованием технологии коммуникативные игры.

Цель:  Формировать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, способствовать формированию положительных эмоций, доброжелательных взаимоотношений, создавать  положительный...

«Формирование психических функций у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность данной темы продиктована  увеличением количества детей с ОВЗ в детских садах общеразвивающей направленности, из чего вытекает необходимость выявления и направления на ТПМПК так...

Конспект коррекционного занятия по теме: «Разноцветные карманы» для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья с использованием технологии развивающие игры: Блоки Дьенеша.

Цель:  Закрепить умение дифференцировать и группировать предметы  по цвету в процессе игровых действий.Задачи:Образовательные: Закрепление понятий «большой», «маленьки...