Развивающие игры и упражнения для детей с синдромом Дауна
консультация

«Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_ovz.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры и упражнения для детей с синдромом Дауна

                                                Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

                                                Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

                                                Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

                                                Мир особого ребёнка безобразен и красив.

                                                Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

                                                Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

                                                Почему он агрессивен? Почему не говорит?

                                                Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

                                                Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

              «Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

Многие дети с синдромом Дауна посещают обычные детские сады и школы, где учатся читать и писать.

Находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту, поведения.

Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания, как со стороны семьи, так и всего общества.

    От успешного становления игровой деятельности зависит психическое здоровье и дальнейшее развитие любого ребенка, как с нормой интеллекта, так и ребенка с умственной отсталостью, в частности ребенка с синдромом Дауна. У детей с синдромом Дауна имеется потенциал для развития игровой деятельности, при условии организации специального коррекционного обучения, с учетом особенностей психического развития данной категории детей. Поэтому работу по формированию игровой деятельности детей с синдромом Дауна необходимо начинать с раннего детства. Если дети сами не очень активно играются (что может быть в случае с синдромом Дауна), взрослым нужно брать инициативу в собственные руки. Им нужно показывать игрушки, объяснять, что с ними нужно делать, учить ролевым играм (водитель, доктор, повар в зависимости от типа игры). Такие игры для детей становятся частью образовательной программы.

Для того, чтобы занятия проходили не только весело, но и эффективно, следует придерживаться правил: 

1. Ребенок должен сидеть напротив, чтобы он смог повторить движения, хорошо видеть и слышать слова ведущего (мамы или педагога), а также чтобы его можно было контролировать и поправлять. С ребенком нужно установить доверительные отношения, чтобы он смог сосредоточиться на игре, а не на изучении характера и внешнего вида взрослого.

 2. Инструкция должна быть предельно простой, короткой, задания должны быть четко поставлены, упражнения нужно делать шаг за шагом. Как можно больше показывать, но речевое взаимодействие также должно быть, причем общение может усложнятся от занятия к занятию, так как речь и мышление у ребенка также должно развиваться.

 3. Если ребенок не отвечает на вопрос, это совсем не означает, что он не знает. Просто нужно немного выдержать паузу, чтобы ребенок мог собраться с мыслями.

 4. Заниматься нужно в комплексе — ребенок на слух может воспринимать информацию медленнее, но в обучении помогает зрительное восприятие, ощущение на ощупь. Поэтому нужно использовать картинку, игрушки, предметы быта. Нужно разнообразие приемов проведения урока, но при этом методика должна быть как можно более простой, поможет обучаться быстрее. Например, не нужно проводить сложное обсуждение, достаточно построить диалог на основе вопросов и ответов.

 5. Игры должны быть логически построены, с четким началом и концом. Если нужна большая нагрузка, ее нужно давать не за счет усложнения игры, а за счет смены простых игр, которые могут идти одна за другой или увеличения динамики одной игры, если она довольно длинная. В игровом процессе должна быть подвижность, элементы юмора, в веселой обстановке ребенок не просто себя лучше чувствует, он может приложить больше усилий, не уставая.

 6. Важна частота и регулярность занятий. Приветствуется помощь советом или практической помощью в постановке рук, правильном направлении движений. Задание должно иметь логический конец, даже если потребуется посторонняя помощь — так дети учатся доводить начатое до конца.

7. Если ребенок не справляется с игрой, не нужно усердствовать, нужно предложить что-нибудь более простое, или более интересное, а сложные игровые задания можно предложить повторно, когда малыш получит необходимые навыки и знания. Ребенок должен получать удовольствие от игры, иначе это не будет игра, а рутина.

 8. За успешное участие в игровом процессе, за конкретно выполненное задание нужно хвалить. На ошибки нужно указывать, но в формах, которые не будут способствовать неуверенности. Нужно говорить «ты обязательно сможешь» даже если не получается что-то сделать. Этому принципу человек будет следовать и во взрослой жизни, помня, что приложенные усилия никогда не будут напрасными.

 9. Отказ от определенного занятия на старайтесь воспринимать как желание заниматься чем-то другим. Но работать нужно, отдых желательно сделать просто сменой вида занятия — с умственного переключаться на физическое и наоборот.

Дети с синдромом Дауна должны заниматься намного больше обычных детей, чтобы достичь такого же уровня развития, такая особенность воспитательного процесса.

Упражнения на координацию.

1. Шнуровки

2. Сбор мелких предметов

3. Игры с молотком

Ударяя по предметам игрушечным молотком, ребенок развивает точность движений рук, приобретает стабильность корпуса и плеч. Существуют разные игрушки подобного типа: музыкальные, конструкторы, стучалки.

4. «Накидывание на кольцеброс». Развивает ловкость, развитие моторики, запястья.

Работа с гиперчувствительностью.

1. Протирайте тканью с различными текстурами подошву ног и ладони рук малыша. Начните с комфортных и переносимых ощущений, медленно вводите другие.

 2. Работа с тестом, пластилином. На первом этапе тесто можно мять, раскатывать, тыкать пальчиком. Затем в кусок теста или пластилина можно вдавливать палочки или какие-нибудь макаронные изделия (ежик), пуговицы (глазки, цветы).

 3. Рисование пальцами. Можно рисовать пальчиками в специальных раскрасках. Очень нравятся детям делать отпечаток своей ладошки или ножки. Вы можете вместе с ребенком рисовать пальчиком по рассыпанной манной крупе, разлитому на подносе йогурту или кремом для бритья. Можно нарисовать что–либо мелом на доске и попросить ребенка стереть это пальчиками.

Развитие мелкой моторики.

1. Пальчиковая гимнастика, которая способствует повышению тактильной чувствительности и развитию необходимой подвижности и гибкости пальцев. Ребенок с удовольствием будет выполнять пальчиковые упражнения, подражая родителям, особенно, если эти упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

2. Резка различных видов бумаги. Используйте безопасные ножницы.

3. Наматывать и разматывать веревочки и ленты. Как в игре «Достань конфетку».

4. Доставать из воды игрушки: сначала руками, сочком или ложкой, затем – удочкой.

5. Закапывайте и откапывайте мелкие игрушки из песка, но только руками. Можно просеивать песочек через сито, чтобы найти игрушку, которая «спряталась».

6. На влажном песке палочкой или пальчиками рисуйте узоры.

7. Выкладывать дорожку из камушков.

8. Простые конструкторы, из которых можно собирать разные фигуры.

9. Прищепки.

10.Рамки-вкладыши с «гвоздиками».

11.Мозаики.

12.Кубики.

13.Матрешки.

 14.Нанизывание крупных бус.

 Варианты игр и упражнений.

«Волшебный мешочек» - развивать и активизировать речь детей. В мешочек положить игрушки животных. Попросить ребенка вытащить из мешочка животного. «Ой! А кого ты вытыщил? Кошечку. А как она говорит? Мяу. Повтори». «Угадай, кто кричит» - развивать слуховое внимание, активизировать речь детей.

Игра «Опиши, яблоко»- развивать вкусовые ощущения; развивать речь детей.

«Перышко» - для развития дыхания. Дуем на перышко.

«Травка для коровки» - стимулировать звукопроизношение «му»; закреплять цвет; воспитывать интерес к рисованию.

 «Рыбак» - развивать глазомер, сгибательные и разгибательные движения кистей рук. В двух мисках с водой лежат по 3 кубика и 3 шарика вперемешку – выбрать кубики в одну миску, а шары в другую – сачком.

 «Попади в цель»- развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Постараться попасть мячом в цель.

«Прокати шарик в воротца»

«Накидывание на кольцеброс» - развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Постараться попасть мячом в цель.

 «Скатай ленту» - развитие общей моторики. На туалетную бумагу приклеить атласную ленту, разной длины и ширины – учить ребенка заматывать и разматывать ленту, развивая запястья.

 «Поймай рыбку» - развивать ловкость, развитие моторики, запястья; развивать хватательные движения. В таз с водой накидать игрушек, которые вылавливать сначала руками, а затем сачком.

 «Перелей водичку» - развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Сначала переливать воду из стакана в стакан, а затем в бутылочку с помощью воронки.

«Прокати шарик» - развитие крупной моторики и запястья. Можно взять кусочек теста. Сначала мама катает по ладошке ребенка шарик, а потом учим самого ребенка катать шарик круговыми движениями. Шарик может быть сначала большим, а затем поменьше.

«Слепи колобка» - из теста делать колобочки разного диаметра.

 «Вылечи куклу» - в прозрачный стакан с водой кинуть комком гуашь – учить размешивать (сделать кукле лекарство).

«Сыщик» - закапывать и откапывать мелкие игрушки из песка, но только руками. Можно просеивать песочек через сито, чтобы найти игрушку, которая «спряталась». «Художник» - на влажном песке палочкой или пальчиками рисовать узоры. Можно выложить дорожку из камушков.

«Юный конструктор» - прикреплять прищепки на коробку из-под обуви или конфет – это будет ѐжик. А если прикрепить на круглый поднос – это будет солнышко.

Рекомендации подготовила: воспитатель Алексеенко К.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Очень дружно мы играем, наши ручки развиваем!" - динамические игровые упражнения как одна из форм развития ручной моторики у детей с синдромом Дауна

Материал предназначен для работы с детьми 2-4 лет, имеющих синдром Дауна. Он поможет систематизировать и успешно осуществлять работу по развитию ручной моторики у малышей на основе специально подобран...

Методическая разработка на тему: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики на занятиях учителя-дефектолога у детей с синдромом Дауна».

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказалось тесно связанными с речево...

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста....

Развивающие игры и упражнения для детей раннего возраста

Дыхательные упражнения Игры-экспериментыИгры с песком или крупамиИгры для мелкой моторики Настольные игрыРечевые игрыПальчиковые  игрыПодвижные игрыСюжетно-ролевые игрыРа...

Развивающие игры и упражнения для детей раннего возраста

Дыхательные упражненияИгры-экспериментыИгры с песком или крупамиИгры для мелкой моторики Настольные игрыРечевые игрыПальчиковые  игрыПодвижные игрыСюжетно-ролевые игрыРазвитие...

Развивающие игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста

Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование развивающих игр. Они способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, у...

Развивающие игры и упражнения для детей и родителей

Уважаемые родители и коллеги!Предлагаю Вашему вниманию серию развивающих игр и упражнений для детей дошкольного возраста и их родителей! Информационная площадка содержит в себе не только игры, но и кн...