Конспект родительского собрания «Как проводить логопедическую работу с ребенком дома»
методическая разработка

Царенко Елена Николаевна

Активизация родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, используя различные варианты взаимодействия, которые помогут сделать воспитание ребенка более последовательным и эффективным. Очень важно найти контакт с родителями в самом начале пути. Представляю вашему вниманию конспект родительского собрания "Как проводить логопедическую работу с ребенком дома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

«Как проводить логопедическую работу с ребенком дома»

Здравствуйте, дорогие родители! Очень приятно видеть всех вас. Сегодня мы будем говорить о самом дорогом, что у нас есть — о наших детях! В январе 2014 года  вступил в силу Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (ФГОС). Одна из его задач -
«обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Уважаемые родители, как вы думаете, могут ли проблемы в речевом развитии ребенка омрачить его жизнь?

Согласна с вами, могут, ведь одна из главных функций речи — коммуникативная. Коммуникативная функция состоит в том, что с помощью речи передается информация от человека к человеку
исторический опыт поколений.
Мы, как близкие взрослые люди, не вправе оставить проблемы ребенка  нерешенными. Первый шаг к их решению вы уже сделали — привели своего ребенка в логопункт детского сада. Решая проблему вместе, мы поможем нашим детям. Да, именно вместе, поскольку семья  и ДОО не могут заменить дpyr друга и должны оказывать взаимную  помощь. Родители — главные люди, ответственные за воспитание и развитие своих детей, а специалисты — их помощники в этом непростом  важном деле. Как бы нам того не хотелось, но чуда не произойдет без наших совместных усилий! Наше взаимодействие очень важно для полноценного развития каждого ребенка.

(Расписание занятий)

Дома необходимо выполнять задания-рекомендации. Они направлены на закрепление тех умений и навыков, были приобретены на подгрупповых и индивидуальных занятиях по всем направлениям развития речи ребенка. Успех коррекционно-развивающей логопедической работы во многом зависит от того, добросовестно ли семья относится к выполнению рекомендаций логопеда.

Родители – главные люди, ответственные за воспитание и развитие своих детей, а специалисты – их помощники в этом непростом и важном деле. Как бы нам того не хотелось, но чуда не произойдет без наших совместных усилий! Наше взаимодействие очень важно для полноценного развития каждого ребенка. Дома необходимо выполнять домашние задания-рекомендации. Они представлены в виде игр и упражнений, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены на подгрупповых и индивидуальных занятиях по всем направлениям развития речи ребенка. Успех коррекционно-развивающей логопедической работы во многом зависит от того, добросовестно ли семья относится к выполнению рекомендаций логопеда.

Я думаю, что без совета специалиста сложно правильно организовать домашние логопедические задания. Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития. Пожалуйста, помогите ему реализовать их. Не жалейте времени. В будущем вы с радостью будете вспоминать время, проведенное в совместной деятельности. А чтобы ваши усилия были более эффективными, рекомендую воспользоваться следующими советами.(Памятка для родителей)

Первым важным этапом в коррекционной работе является артикуляционная гимнастика. Переоценить ее значение невозможно. Артикуляционная гимнастика — комплекс специальных упражнений для развития подвижности и ловкости органов артикуляции — языка, губ, щек. Она призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения нее будут получаться с первого раза. Повторяйте их вместе с ребенком, будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас все получится! Гимнастику нужно проводить ежедневно по 7—10 мин. Перед зеркалом, чтобы ребенок научился контролировать свои движения. На подготовительном этапе работы используются самые простые упражнения, которые впоследствии дополняются упражнениями, служащими базой постановки того или иного звука. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, поэтому одним и тем же упражнениям даются разные названия.(Показ гимнастики)

Следующим важным этапом коррекционной работы является умение различать звуки на слух, т.е. развитие фонематического слуха. Эти знания и умения пригодятся в процессе автоматизации в самостоятельной речи поставленных звуков, а также при обучении элементам грамоты. На этом этапе, как ни где важно участие родителей в процессе автоматизации звуков (изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах, рассказах, пересказах, самостоятельной речи).

Раздает «Шпаргалки для родителей».

Следующий шаг – это развитие лексико-грамматических категорий. Русский язык является одним из богатейших языков мира, поэтому очень важно упражнять детей в правильном изменении слов, их употреблении, образовании новых слов.

Дома рекомендуется проводить с ребенком упражнения «Ласковые слова» (ребенок подбирает «ласковые» слова), «Один—много» (ребенок называет предмет в ед. и мн. числе), «Жадина» (ребенок употребляет притяжательные местоимения «мой», «моя», «мое»: «Мой мяч», «Моя кукла», «Мое печенье»), «Сосчитай-ка» (ребенок считает предметы: «Одна кукла», «Две куклы» и т.д.), «Прятки» (ребенок употребляет предлоги в, на, под, над, за, с) и др.

Проводя развивающие занятия с детьми, так же необходимо стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлении и т.д. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, творческих играх. Используйте для этих упражнений то, что ваш малыш видит «вокруг, — дома, на улице, в детском саду. Для развития речи дошкольника трудно переоценить чтение сказок, стихов, других художественных произведений. Все это обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Все это вы найдете в «Сборнике домашних заданий… Исследователями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук — важнейший фактор, стимулирующий речевое развитие ребенка, способствующий быстрому улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму, стимуляции работы коры головного мозга. Дома вы можете использовать следующие виды работы:

  • игры с пальчиками, сопровождающиеся различными стихами, потешками;
  • специальные упражнения без речевого сопровождения, так называемую пальчиковую гимнастику;
  • игры и действия с игрушками и предметами (раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.);
  • изобразительную деятельность (лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами, разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.).

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:

  • наша речь состоит из предложений;
  • предложение — это законченная мысль;
  • предложения состоят из слов;
  • слова состоят из звуков;
  • звук - то, что мы слышим и произносим;
  • буква — то, что пишем и читаем;
  • звук на письме обозначается буквой;
  • звуки бывают неречевые и речевые;
  • речевые звуки бывают гласными и согласными;
  • гласные звуки — звуки, которые можно пропеть голосом (выше — ниже),  при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды;
  • в русском языке шесть гласных звуков. В схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв  — 10;
  • согласные звуки — звуки, которые нельзя пропеть, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду;
  • глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит, «спит»), звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит, «просыпается»);
  • твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух; твердые согласные звуки в схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.

ПАМЯТКА

«КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РАБОТУ

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

  • Помните о том, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра! Поэтому для проведения логопедических занятий лучше выбирать игровую форму. Вы, как ни кто другой, знаете своего ребенка и сможете организовать процесс так, чтобы ему было интересно.
  • Отложите занятия с ребенком, если он чем-то расстроен или устал. Перед началом занятия обязательно создайте положительный эмоциональный настрой.
  • Заниматься с ребенком нужно систематически в течении недели, в том числе и в выходные дни, особое внимание обратите на выполнение артикуляционной гимнастики (проводить ее необходимо ежедневно).
  • Домашние задания предусматривают совместную работу взрослого и ребенка, но не выполняйте задания вместо детей, а объясняйте, как выполнить их правильно.
  • Будьте терпеливы! Не проявляйте излишней тревоги по поводу неудач.
  • Не допускайте переутомления ребенка, оно может вызвать нежелание заниматься. Постарайтесь определить пределы его работоспособности и постепенно увеличивайте длительность занятий.
  • Длительность занятий без перерыва не должна превышать 15-20 минут. Дробите выполнение заданий на несколько раз. Проводите динамические паузы, гимнастику для глаз и пальчиковые игры.
  • Лучшее время для занятий – утром после завтрака или во второй половине дня, после сна.
  • Говорите четко, внятно и правильно (повернувшись к ребенку). Ваша речь должна быть образцом для детей.
  • Обязательно хвалите детей за успехи, пусть даже не значительные! Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными успехами, а не успехами других детей. Формируйте у него уверенность в собственных силах.
  • Обращайтесь за помощью и консультациями к учителю-логопеду.
  • Дисциплинированность при выполнении домашних заданий сыграет важную роль при обучении вашего ребенка в школе.
  • Самое главное – постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Результаты логопедической работы». 3 период обучения май.

Родительское собрание Тема: «Результаты логопедической работы».Время проведения: III период обучения, май.План:1. Итоги работы за год.2. Задания на лето.3. Индивидуальные беседы с родителями...

Конспект родительского собрания" Трудовое воспитание в детском саду и дома" в старшей группе

Конспект собрания с анкетами для детей и родителей и советами по трудовому воспитанию....

Конспект родительского собрания в старшей логопедической группе Тема: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит!»

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.Задачи:1.Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей 6-го года жизни.2.Развивать жел...

Конспект родительского собрания в старшей логопедической группе на тему: «Давайте познакомимся».

Конспект родительского собрания в старшей логопедической группе на тему: «Давайте познакомимся»....

Конспект родительского собрания в старшей логопедической группе на тему: «Давайте познакомимся».

Цели:расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.  Задачи:-познакомить родите...

Тема родительского собрания: «Организационное. Особенности логопедической работы»

Тема родительского собрания: «Организационное. Особенности логопедической работы»...