СКАЗКОРЕТАПЕВТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
тренажёр

Хакимова Наталья Николаевна

Сказкотерапевтический тренинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx59.96 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКОРЕТАПЕВТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПУТЬ»

Человек, который хочет передвинуть гору,

начинает с того, что переносит мелкие камни.

Китайская пословица

     Перед психологами ДОУ стоит одна из задач консультативной и коррекционной работы с взрослыми, сопровождающими ребенка в его развитии.

      Взаимодействие психолога только с детьми, исключающее сотрудничество с родителями и воспитателями, представляется недостаточно эффективным, так как чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства, самопринятию, осознания ребенком своего «Я» - важнейшие составляющие формирующейся личности, возникают, прежде всего, на основе тех знаний о самих себе, которые дети получают от таких значимых взрослых, как родители и педагоги.

    Повышение психологической компетенции участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ посредством проведения лекций, бесед, консультаций – важная форма работы, но недостаточная, так как уровень воздействия незначителен. Использование активных методов группового психологического воздействия в работе психолога является наиболее эффективным.

    Участие воспитателей в групповых психологических занятиях позволят не только повысить свою профессиональную компетентность в целом, развить приемы и навыки, необходимые в реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению, но и снять психологическое напряжение, разрешить конфликтные ситуации, которые часто сопровождают работу педагога.

     В основе замысла создания данной программы, говорит убеждение в необходимости использования в работе психолога активных групповых методов, в частности тренингов со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Один из методов, который как мы считаем, является наиболее эффективным в обучение детей дошкольного возраста, родителей, педагогов – это метод сказкотерапии. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит, что сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; процесс преобразования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс переноса сказочных смыслов в реальность; процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Слушая или читая сказки, дети накапливают в своем бессознательном символический «банк жизненных ситуаций», и именно это часто позволяет найти нужное решение.

      Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинство сказок заключается в следующем:

  • Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
  • Неопределенность места действия главного героя.
  • Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.
  • Победа Добра. Психологическая защищенность.
  • Наличие Тайны и Волшебства.

   Метод сказкотерапии, как и многие психотерапевтические методы, можно использовать как в индивидуальной работе, так и в группе. Тексты сказок вызывают интерес, как у детей, так и у взрослых, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы решения. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации.

     Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит.

Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

     Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

    Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формировать основы безопасного поведения и способы поведения в них, развивать способности сотрудничать друг с другом.

Цель данных тренингов:

Создание благоприятного психоэмоционального климата в окружающем пространстве детей дошкольного возраста.

Основные задачи можно сформулировать следующим образом:

- развитие способности сотрудничать друг с другом;

- развитие эмпатии, педагогического такта, рефлексии;

- развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;

- развитие способности сотрудничать друг с другом.

     Адаптировав и применив на практике данные занятия - тренинги, мы пришли к выводу, что данный метод – сказкотерапии, позволяет лучше донести знания до всех участников образовательного процесса. В нашем учреждении созданы все условия для проведения тренингов с детьми, педагогами, родителями: занятия проводятся в специально оборудованном помещении, в котором все участники могут свободно располагаться и передвигаться. Во время занятий предлагается сидеть на ковре в кругу, так как форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей, взрослых.В начале и в конце тренинга нами используется ритуальная игра для настроя. Почти каждое занятие завершается созданием какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Рисунок - итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе тренинга.Стиль ведения занятий бывает эмоциональным и непринуждённым. К каждому находим индивидуальный подход, и учитываем его личностные особенности. На занятиях регулярно используется музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение.

Мы выделили, что проведенные сказкотерапевтические тренинги, способствовали:

  • гармонизации внутреннего мира детей, родителей, педагогов;
  • учили осознанию и расслаблению;
  • помогали преодолевать проблемы в общении;
  • находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
  • тренинги позволили улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

Нами представлены: система взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса: педагогами, родителями, детьми в контексте сказкотерапии.

Данный тренинг представлен пятью занятиям

Занятие №1 «Путь»

Цель:

  • Расширение осознания участниками тренинга своих ощущений, углубление доверия между ними, создание переживаний взаимной поддержки, более глубоких отношений;
  • Развитие способности восстанавливать свои силы и приводить себя в гармоничное состояние.
  • Снятие напряжения, создание дружественной обстановки.

Ход занятия:

Ориентация

Люди разных возрастов любят сказки и притчи. В этом я убеждаюсь каждый раз, когда провожу тренинги. И это неудивительно. Ведь в сказках и притчах в образной форме показывается, как человек может помочь себе преодолеть различные невзгоды и трудности, сделать свою жизнь полноценной, сохранив при этом индивидуальность.

Существует притча о человеке, который отправился в кругосветное путешествие. За время круиза он ни разу не зашел в ресторан поесть, и когда путешествие окончилось, капитан спросил у него:

— Почему Вы никогда не обедали у нас?

— Дело в том, что все деньги я отдал за билет на пароход, и мне не на что было купить еду, — ответил пассажир.

— Но ведь еда входила в стоимость вашего билета... — сказал ему капитан.

О чем эта притча?

Каждый увидит в ней свой смысл, но один из них таков: в «стоимость» нашей жизни уже входят радость и любовь, самореализация и свобода выбора, и только личные ограничения мешают нам это понять и жить счастливо.

Приветствие. 

Представить свое имя, выйдя в круг и показав любое движение, другие повторяют за ним.

Разминка

Игра «Передача предмета». Какой-либо предмет (игрушка, сувенир) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, пожеланий. Например: «…(имя), я желаю тебе гармонии (уверенности в себе, радости и т.п.)».

Составление правил группы

- конфиденциальность;

- доверие;

- Я – высказывание;

- активность.

4. Знакомство со сказкой.

Читается та часть сказки «Путь», где описывается путешествие героя по лесу и полю. Возможно чтение с остановками на ключевых местах сюжета, во время которых психолог спрашивает:

- Как вы думаете, пошел Ян в заросли орешника? Кого он там увидел?

Как он поступил, увидев медвежонка на дереве? Что интересного увидел Ян в поле? Захотел ли он там остаться?

5. Упражнение «Доверительная прогулка»

Психолог объясняет, что сейчас состояние у всех участников группы будет похоже на состояние Яна, когда он шел по лесу за клубком синих ниток.

Дается следующая инструкция: «Разделиться на пары, выбрав себе в партнеры не друга, менее знакомого вам партнера. В каждой паре один начинает упражнение как ведущий, а второй – как ведомый, с завязанными глазами.

Ведущий, берет ведомого за руку, или локоть или, взяв за талию и ведет для сенсорного исследования пространства. Молча, направляете партнера так, чтобы он избегал препятствий. Давайте вашему партнеру возможность прикоснуться к интересным предметам на ощупь, к другим участникам группы, у которых глаза тоже завязаны. Если вы ведомый, обращайте внимание на свои ощущения, возникающие в связи с необходимостью полностью довериться другому.

Обсуждение:

- делятся впечатлениями о том, каково быть поводырем и отвечать за благополучие того, кого ведешь, и каково пребывать в роли ведомого.

6. Упражнение «Ресурсное состояние»

Психолог напоминает группе, что находясь в поле, Ян чувствовал себя спокойно, радостно, счастливо, и предлагает каждому вспомнить то место, где он испытал такие же чувства. Предлагаем закрыть глаза. Психолог читает текст для активной визуализации:

«Вспомните ту ситуацию своей жизни, когда вам особенно было хорошо и вы были уверены в себе. Посмотрите на себя со стороны – где вы находитесь, как выглядите. Подойдите поближе, почувствуйте тепло этого образа, слейтесь с ним. Вы уверены в себе, вам хорошо. Побудьте в образе. Какие изменения в теле вы чувствуете?

А теперь выйдите из образа. Почувствуйте разницу. Снова зайдите в образ. Вам нравится, вам хорошо. Всегда, когда вы захотите, вы можете войти в это ресурсное состояние. Выберите, в каком состоянии вам нравится быть больше. Останьтесь в нем на несколько минут и возвращайтесь сюда».

7. Знакомство с вариантами продолжения сказки.

После окончания игры, группа возвращается к тексту сказки «Путь». Участники рассказывают свои варианты ее продолжения, все огни принимаются. Затем психолог читает тот вариант, который излагается в сказке, не утверждая, что он единственно возможный.

8. Анализ сказки.

Возможные вопросы при анализе сказки:

О чем эта сказка?

Какая часть сказки показалась вам наиболее яркой? Что вас в ней привлекло?

Какие чувства заставили Мастера отправиться в путь?

Через какие испытания прошел он на своем пути?

Какие выводы о жизни делал Мастер, пройдя лес, поле и переплыл реку?

Согласны ли вы с этими выводами?

Как по – вашему, что такой жизнь и в чем ее смысл?

Почему юноша не прекратил свой путь, дойдя до леса или находясь в поле?

Насколько важно уметь слышать свой сердце?

Чему можно научиться у этой сказки?

Резюме: сказка для тех, кто задумывается над вопросами смысла

жизни и ищет на них ответы. Сказка помогает дать оценку своему

жизненному пути, способствует взаимодействию с окружающим

миром, изменению мировоззрения и духовному росту человека.

«Полотно счастья»

В поисках счастья, любви и удачи

Ткет человечество тысячи лет

Шелк, гобелен, сатин и вельвет.

Каждый прядильщик, ткач и портной

Втайне мечтает о жизни иной:

«Выпрясть бы нам нити удачи,

Выткать бы ткань и сшить из нее

Счастья костюм иль надежды пальто!

В этом наряде любой человек

Будет удачлив и счастлив весь век!»

Только пока не понятно, где взять

Нити удачи, чтоб ткань из них ткать.

Это под силу, скажу по секрету,

Только мечтателям, юным поэтам,

Верящим в сказку, игру, доброту.

Осуществим же мы эту мечту!

«Нити Удачи»

«Дорогие участники! В моих руках моток обыкновенных шерстяных нитей. Но в наших с вами силах превратить эти нити в Нити Удачи.

    Для этого мы с вами разместимся так, чтобы образовался круг. Разместитесь по плотнее, так, чтобы чувствовалось плечо друг друга. (Ведущий располагается внутри круга. Звучит тихая музыка.)

- Закройте глаза. Представьте себе, что ваша самая заветная мечта сбылась! Быть, может вы покорили океан, или стали главным архитектором Города Солнца, или изобрели вакцину против рака, а может быть обладатель несметных сокровищ. Иными словами, какой бы ни была ваша мечта – она осуществилась! Рассмотрите себя поподробнее. Себя – победителя, властелина, самого счастливого на свете человека! Сейчас в ваших руках окажется моток нитей. Подержите его в своих руках, сотворивших чудо – реализовавших свою собственную мечту! Прижмите его к своему сердцу, переполненному счастьем. Поднесите этот моток к пылающим от радости щекам. Пусть нити «пропитают» вашей удачей, запомнят ваше дыхание и биение сердца. А теперь нежно, осторожно, бережно, не открывая глаз, передайте этот моток сидящему рядом с вами человеку. Пусть он задержит в своих руках моточек, прижмет к сердцу, поднесет к своим щекам, а затем так же бережно передаст другому. А вы, не открывая глаз, продолжайте радоваться собственным победам, удачам, находкам, ставьте перед собой новые цели, решайте более трудные задачи, при этом твердо зная, что победа всегда за вами!

А в это время обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного счастливого человека к другому, становится мотком Нитей Удачи.

И вот уже моток Нитей Удачи находится в моих руках. На счет раз, два, три, открывайте глаза. Спасибо!

Дорогие участники! Поделитесь, пожалуйста, своими победами. Кто кем стал? Кто и что завоевал? Кто и что изобрел?

Спасибо вам за то, что вы поделились своей удачей, своей победой. Я верю, что сбудутся все ваши мечты, удача улыбнется вам, ведь вы приложите максимум усилий для реализации своей мечты.

«Полотно Счастья»

    Ведущий: «В моих руках Нити Удачи. В их «памяти» запечатлены все ваши мечты и, самое главное, ваша незыблемая уверенность в том, что все задуманное вами обязательно свершится. Теперь при помощи этих нитей мы сможем соткать «Полотно Счастья». Для этого необходимо встать в круг. Расстояние между вами не должно превышать расстояния вытянутой руки.

    Обматываем указательный палец левой руки концом нити из мотка, и передаем его стоящему рядом с вами участнику, со словами признательности, благодарности или восхищения. Таким образом, моток нитей движется по кругу (по часовой стрелке), образуя канву нашего «полотна Счастья». Пройдя круг, видим, что мы все связаны друг с другом «Нитями Удачи»! И теперь пора приступать к ткачеству.Как вы понимаете, «Полотно Счастья» состоит из того, что неизменно связывает всех нас. С какими мыслями, желаниями чувствами и эмоциями мы будем ткать это полотно, таким оно и «выйдет» из наших рук. Переплетение нитей в полотне может быть самым разнообразным, причудливым. Но помните, для того чтобы полотно получилось прочным, «Нити Удачи» должны оказаться на пальцах каждого «ткача» в приблизительно равных количествах.Передавать моток вы можете любому участнику, при этом произносите добрые и теплые слова в его адрес.

Комментарии. При необходимости направляем моток нитей туда, где их мало. Упоминаем, что необходимо создать прочное полотно, без дыр и прорех.

«Тайны Полотна Счастья»

Ведущий: «Сбылась давняя мечта человечества! Мы с вами создали «Полотно Счастья»! Оно реально существует, «трепещет» и «живет» в ваших руках.

- Что вы чувствуете, держа его в руках? (Обсуждение).

- Что же оно нам напоминает? О, это причудливое переплетение нитей! Рассмотрите его, пожалуйста, внимательно, не торопясь, не упуская никаких деталей. Ведь в ваших руках – чудо! (Обсуждение).

- Если вы поднимите ваши руки вверх, то сможем рассмотреть это звездное небо над вашими головами. Ведь это именно то небо, которое, дарит нам возможность увидеть свою яркую звезду или созвездие. Видимо, оно располагается в тех точках, где переплетаются нити, идущие к вам. Найдите эти звезды. Рассмотрите их. Быть может вы захотите дать им имена? (Обсуждение).

- Теперь, осторожно отпускайте «Полотно Счастья» на пол, только очень осторожно, аккуратно, не запутав нитей. Старайтесь не нарушать форму их переплетений, чтобы не погубить страну

- Кто из вас не мечтает побродить по стране счастья? Вы можете отойти на некоторое расстояние, чтобы рассмотреть эту страну с различных точек и сторон. Я предлагаю вам обойти ее, исследуя каждый уголок «страны Счастья». Удивительная страна! Сколько тайн хранит она, сколько открытий! И в каждой ее тайне, в каждом ее открытии – опыт, мудрость, любовь ее жителей.

(Звучит музыка) Участники «путешествуют» по «Стране Счастья»

- Где вам удалось побывать? Что почувствовать? Что узнать нового о себе и о других?

- У ваших ног лежит сотканное вами «Полотно Счастья», которое было для вас и «Звездным небом» и «Сказочной страной». Это «Полотно Счастья» подарило вам удивительные мгновения радости и мечты, добра и веры в свои силы. Чему же оно научило вас?

- Как все то, что вы узнали, сможете использовать в реальной жизни?

Пришло время отправиться из «Сказочной страны» в реальный мир. Напитайтесь энергией и возьмите с собой Счастье, Добро, Успех, Любовь.

ВЫВОДЫ: ЖИЗНЬ - ЭТО БОРЬБА, ТОЛЬКО С СОБОЙ, СВОИМИ СТРАХАМИ И СОМНЕНИЯМИ.

ЖИЗНЬ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ГАРМОНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, НО И ГАРМОНИЯ ВНУТРИ СЕБЯ. ЖИЗНЬ - ЭТО ЛЮБОВЬ.

Занятие №2  «Деревья характеры из волшебного леса»

Цели: развитие навыков рефлексии и метафорического мышления.

Задачи:

  • помощь участникам тренинга в осознании черт собственного характера.
  • тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.
  • развитие креативности; тренировка умения эффективно взаимодействовать с окружающими.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Цели: Погружение участников в атмосферу сказки.

Материалы: спокойная, инструментальная музыка.

Упражнение «Сказочные характеры»

Цели: погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы: тихая, мелодичная музыка. Время: 10-15 минут.

Процедура: Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Как всем нам известно, в каждой сказки есть «негативные» персонажи, такие как Баба Яга, Змей Горыныч и т.д., и «позитивные», такие как Золушка, Иван-Царевич и т.д. Ваша задача по кругу вспомнить сначала, всех «негативных» персонажей, кратко объясняя, почему вы отнесли данного персонажа в эту категорию, а затем «позитивных».

Вопросы для обсуждения:Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения? Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, называли другие участники? Встречались ли такие персонажи, которых Вы бы отнесли в другую категорию, нежели тот участник, который первым их озвучил? Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи, если да, то можете их озвучить.

II. Этап – Основная деятельность

Цели: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы: музыкальный проигрыватель; музыкальные записи; наборы для рисования; листы бумаги формата А 4.

Упражнение «Деревья-Характеры»

Цели: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; пробуждение архетипических ресурсов.

Время: 40 мин.

Данное упражнение состоит из 2 частей:

Часть 1. «Рисование сказки»

Процедура: «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку...»

Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. приложение 1). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней.

Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг. Время на рисование – не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:«Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите... Придумайте имя этому существу или этим существам». Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.

Часть 2. «Найди похожие черты»

Процедура: «Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку».

Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники – те, кто захочет, – комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.

Вопросы для обсуждения:

Какие общие черты встречались в рисунках участников группы?

Все ли рисунки были ожидаемы от их авторов?

Какие ощущения вызвала проделанная работа?

III. Этап – Завершение

Цели: получение обратное связи; самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.

Упражнение «Сказка по кругу»

Цели: самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.

Материалы: спокойная, инструментальная музыка.

Время: 20-30 мин.

Процедура: Ведущий предлагает участникам сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Сам процесс сочинения также может быть построен разными способами: можно придумать сюжет исходя из особенностей возникших героев, а можно начать сочинять сказку по кругу, поочередно вводи персонажей. Если группа достаточно многочисленна (более восьми человек), то имеет смысл разбить ее на подгруппы по четыре-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее.

Вопросы для обсуждения:Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа? Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках? В чем состояла их роль и значение в этих сказках? Как вы можете охарактеризовать эти существа? Какими качествами они обладают? Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете сказки? Как вы справились с этими трудностями? Какие чувства испытываете сейчас?

Приложение 1

Сказка о Деревьях-Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...

«Развитие самопознания через психологическую сказку» Занятие №3

Концептуальное введение:

Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, а как течение современной психотерапии возник совсем недавно. Существует несколько подходов к понимаю сказкотерапии:Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

    Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его.

      Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы Основными принципами сказкотерапии являются:

Осознанность – осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Исходя из принципов сказкотерапии, можно сформулировать основную цель и задачи тренинга:

Цель: развитие самопознания через психологическую сказку.

Задачи:

1.Наглядно показать участникам, процесс перетекания одного сказочного события в другое, понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

2. Показать одну и ту же сказочную ситуацию (персонажа) с нескольких сторон.

3. Проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Размер группы: не более 15 человек.

Этапы работы:

1этап – разогрев:

Цель: Погружение участников в атмосферу сказки.

Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Упражнение «Сказочный круг» (упражнение разработано составителями тренинга)

Цели: Погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы: тихая, мелодичная музыка.

Время: 10-15 мин.

Процедура: «Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. А теперь, каждый должен назвать персонажа из известной нам всем сказки. Затем слово передается следующему участнику и так, по кругу».

На следующим этапе упражнения, ведущий предлагает участникам назвать основные выражения, употребляющиеся в сказках.

Вопросы для обсуждения:Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения? Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, (выражение, метафору), называли другие участники?

Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи (выражения, метафоры), если да, то можете их озвучить.

II. Этап – Основная деятельность:

Цели: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; проработка стратегий поведения в сказочных и реальных ситуациях; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; тренировка навыков совместного сочинения сказок; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы: музыкальный проигрыватель; музыкальные записи.

Упражнение: «Герои и антигерои»

Цели: Развитие креативности; применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; пробуждение архетипических ресурсов; тренировка навыков совместного сочинения сказок.

Материалы: спокойная, инструментальная музыка; листы формата А4 для записи сказок (по числу участников) авторучки на каждого.

Время: 1 час.

Данное упражнение состоит из 3 частей:

Часть 1. «Образ сказочного героя»

Процедура: «Сядьте поудобней. Займите такую позу, в которой вам будет комфортно и не потребуется ее менять в течение нескольких минут. Глаза можно закрыть, но это не обязательно. Образы, которые будут появляться перед вами, можно увидеть и с открытыми глазами. Итак, приготовились... Сейчас вы окажетесь в волшебной Сказочной Стране. Эта страна населена самыми разнообразными жителями. Герои всех сказок, какие только есть на свете, живут в этой волшебной Стране. Здесь вы можете встретиться с любым из сказочных персонажей... Сейчас перед вашим мысленным взором появится какой-то сказочный персонаж... Не пытайтесь вызвать его сознательно... Пусть придет тот, кто нужен именно в данный момент... Может быть, перед вами промелькнет череда сказочных героев. Но тот, кто будет нужен, наверняка окажется самым настырным и останется с вами даже тогда, когда остальные персонажи исчезнут... (Пауза.) Теперь повнимательней рассмотрите того героя, который оказался перед вами. Обратите внимание на все детали его внешнего облика. Он движется или неподвижен? Что он делает? Какие чувства отражены в его облике? На каком фоне вы его видите? В какой обстановке? Есть ли кто-то еще рядом с ним? Насколько ярка и отчетлива возникшая картинка? А теперь мысленно прощайтесь с этим героем. Давайте вернемся сюда, в нашу комнату. Тот, кто закрывал глаза, откройте их. Не торопитесь, не делайте лишних движений. Поворачивайте головой. Можно потянуться, расправить плечи, подвигать руками и ногами... Прошу вас поделиться тем, что вы увидели во время этого упражнения».

     Участники группы рассказывают о том, какие сказочные герои появились перед ними в процессе свободного фантазирования. Довольно часто случается, что сказочный персонаж оказывается совершенно неожиданным: хотел увидеть одно, а вдруг невесть откуда появился, скажем, Вини - Пух, бредущий в тумане, или грустный Карабас - Барабас. Уже этот этап вызывает у участников сильные впечатления и порождает вопросы о значении возникшего образа. Ведущему следует воздержаться от комментариев и лишь внимательно выслушать каждого. Необходимо уточнить, какие чувства вызвал у участников их сказочный герой. Обычно это лишь приятные чувства, либо недоумение, хотя порой фиксируется тревога, волнение или равнодушие.

Часть 2. «Создание команд»

Процедура: «Вы познакомились с теми образами, которые возникли у других участников. Я прошу всех еще раз по кругу назвать своих героев – уже безо всяких объяснений. Каждому из вас нужно выбрать среди них одного, который, как вам кажется, чем-то похож на вашего персонажа. Не надо пока называть этого героя, просто подумайте и сделайте свой выбор. А теперь выберете еще одного героя, похожего на вашего. Пусть он под номером два в списке героев, у которых, по вашему мнению, есть сходство с вашим персонажем. Ну и добавьте в этот список еще одного героя – под номером три... Сейчас вам станет понятно, зачем нужно было выбирать трех персонажей. Подойдите к тому участнику, чей герой в вашем мысленном списке оказался первым. Если этот участник выбрал не вашего, а какого-то другого героя, то подойдите к участнику, чей персонаж у вас оказался вторым. Если и в этом случае выбор оказался не взаимным, то у вас есть в запасе третий персонаж».В результате предложенной процедуры участники разбиваются на пары. В ситуации, когда участников нечетное количество, можно образовать одну тройку. Если кому-то пары так и не досталось, то ведущий вынужден создать пару сам.«Вам дается пять минут на то, чтобы обсудить в парах, что же все-таки является похожим у ваших персонажей. Сформулируйте главное, что вас объединяет, в коротком девизе, афоризме, образе или метафоре».

Участники предлагают свои формулировки, после чего ведущий просит выбрать другую пару – по аналогии с предыдущей процедурой, – чьи девизы (афоризмы, образы, метафоры) опять-таки чем-то сходны с их собственными. Снова необходимо отразить сходство героев в четверках в виде метафоры. Затем участники точно таким же образом объединяются в восьмерки и формулируют окончательный вариант метафоры, объединяющей их героев. В случае небольшого количества участников можно остановиться на работе в четверках.«Удивительно: на каждом следующем этапе метафорические образы, предлагаемые вами, становились все более обобщенными, емкими, глубокими, я бы даже сказал – архетиптческими. Действительно: „волшебная вода“, „цветочные часы феи“, „волшебная палочка“ – сколько красоты и тайны прячется за этими словосочетаниями! Как хочется узнать поподробней о загадках этих чудесных образов! Поэтому я предлагаю вам... сочинить сказку, названием и соответственно – основной темой которой служил бы найденный вами метафорический образ, а героями – те сказочные персонажи, которые явились вам во время первого упражнения».

Часть 3. «Сочинение сказок»

Процедура: На сочинение сказок в командах надо выделить не менее 15 минут. По окончании отведенного времени каждая команда представляет свою сказку другим.

Мы поочередно выслушаем сказку каждой группы. Когда отзвучат последние слова сказки, у команд-слушательниц будет три волшебных минуты, чтобы показать иллюстрацию к сказке. Вы можете выбрать любой момент из сказки своих товарищей и невербально в течение несколько секунд представить «живую картинку».

Вопросы для обсуждения:Что вам было особенно трудно выполнять в течение нашей игры?

Что далось легко? Какие чувства вы испытывали по отношению к герою, появившемуся вначале? Что значит для вас этот герой? Удовлетворены ли вы сказкой, которую создали в своей команде? Как протекал этот творческий процесс? Что вам дала проведенная в группе работа?

Упражнение «Любимые и нелюбимые сказки»

Цели: Знакомство с особенностями народных и авторских сказок; проработка стратегий поведения в сказочных и реальных ситуациях; помощь в разностороннем понимании участниками сказочных ситуаций и персонажей.

Материалы: спокойная инструментальная музыка; атрибуты сказочных персонажей.

(В качестве атрибутов могут быть использованы любые аксессуары, помогающие участникам глубже войти в роль своего персонажа. Их можно изготовить самостоятельно из любых подручных материалов, либо задействовать уже готовые предметы обихода: бусы, косынки, шляпы, банты и т.д.)

Время: 1 час.

Данное упражнение состоит из 6 частей:

Часть 1. «Любимая сказка»

Процедура: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает всем назвать свою любимую детскую сказку. Сообщения участников фиксируются на доске или планшете. Следует заметить, что довольно часто кто-нибудь из участников уточняет – идет ли речь о сказке, которая нравилась в детстве, или о той, которая нравится сейчас? Думается, что для «чистоты» упражнения лучше называть именно сказки своего детства. Бывает, что участникам трудно вспомнить названия сказок или вспоминается не одна какая-то сказка, а сборник. В таких случаях можно записать, например, так: «татарские народные сказки» или «сборник английских сказок». Не возбраняется называние двух и более сказок

Часть 2. «Нелюбимая сказка»

Процедура: После того как список любимых сказок исчерпывается, ведущий обращается к участникам с просьбой вспомнить такую сказку из детства, которая по каким-то причинам не нравилась. Хотя некоторым участникам, оказывается, чрезвычайно трудно вспомнить нелюбимую сказку (они полагают, что в детстве им нравились абсолютно все сказки), большинство людей с готовностью называют такие сказки – порой значительно активней, чем в случае любимых.Список нелюбимых, не нравящихся участникам сказок желательно фиксировать на том же листе планшета (или на доске) напротив первого списка, Эти списки могут быть разделены вертикальной чертой. Так удобней сравнивать наборы сказок.

Часть 3. «Анализ причин любви-нелюбви к некоторым сказкам»

Процедура: Ведущий организует обсуждение, предлагая участникам тренинга следующие вопросы:Почему вам нравится именно эта сказка? Что в ней казалось вам особенно привлекательным? Примерно, в каком возрасте вы познакомились с этой сказкой? Перечитывали ли вы эту сказку, став старше? Изменилось ли ваше отношение к сказке с возрастом?

   Аналогичный набор вопросов задается и при обсуждении нелюбимых сказок; разница, как вполне очевидно, состоит только в добавлении частицы «не» в первом вопросе и замене слова «привлекательным» на слово «отталкивающим» во втором. Любопытно, что среди причин привлекательности сказок называются яркость возникавших образов, позитивная эмоциональная насыщенность, увлекательность сюжета, красота иллюстраций в книжке и т.п., а причинами нелюбви к определенным сказкам являются пугающие образы, трагичность событий, нарушения нравственных норм героями и «плохой» конец сказочной истории

    .Ведущий предлагает проанализировать оба списка с новой точки зрения: учесть, каково соотношение в каждом наборе авторских и народных сказок. Вот тут-то и открывается самое любопытное: в первом списке (любимых сказок) авторские и народные сказки встречаются в отношении примерно «пятьдесят на пятьдесят», иногда авторских чуть больше, но не намного. А вот в списке нелюбимых сказок практически всегда лидируют авторские.

    Следовательно, обсуждение полученных результатов выходит в новую плоскость анализа, который позволяет прийти к важному выводу: существуют какие-то особенности народных сказок, которые удивительным образом резонируют с душевным миром человека. Этих особенностей оказываются, лишены некоторые из авторских сказок. Кроме того, в последних порой слишком выпукло отражается именно «авторская» личность, которую далеко не всегда можно считать полностью здоровой. Возможно, что как раз невротичность личности автора, проявляющаяся в отдельных сказках, и отталкивает нас. Среди нелюбимых сказок почти постоянно безусловное первенство держат сказки Г.-Х.Андерсена (здесь называют чаще всего «Девочку со спичками», «Дюймовочку», «Русалочку»). Чрезвычайно редко в списке нелюбимых можно встретить сказки А.С. Пушкина. Не называются также сказки братьев Гримм.

Часть 4. «Постановка сказки»

Процедура: Почти всегда обнаруживается сказка, которая попадает в оба списка. С этой сказкой предстоит дальнейшая работа. Если никаких совпадений в списках нет или совпадений оказалось несколько, то ведущий может предложить участникам группы сказку по своему усмотрению.В ситуации наличия сказки, оказавшейся любимой одним участником и нелюбимой другим, ведущий объявляет их двоих руководителями, имеющими право набрать свои команды. Они получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. Ему самому дается право выбора команды.

    Ведущий предлагает командам выбрать из сказки сценку или ряд сцен по своему усмотрению и подготовить маленький драматический спектакль, с помощью предложенных атрибутов. Главное условие – чтобы в спектакле были заняты все участники команды. Время на подготовку спектакля – около 15 минут. По истечении отведенного времени команды поочередно представляют подготовленные спектакли.

Часть 5. «Углубленный анализ из ролей»

Процедура: Ведущий просит участников не выходить из ролей и оставаться в них до того момента, когда будет сказано иноё. «Актеры» располагаются по кругу, но находясь в «своей труппе». Ведущий предупреждает, что он будет задавать вопросы, а тот человек, к которому будет обращен вопрос, должен отвечать так, как, по его мнению, ответил бы его герой – то есть от лица персонажа. Начинать представляется целесообразным с того персонажа, который появился на сцене первым. Переход к другому персонажу диктуется логикой разговора. После общения с персонажем одной сказке ведущий может сразу обратиться к его аналогу из другой сказки, предложив ему либо те же самые вопросы, либо сформулировав новые. Для иллюстрации приведем некоторые из вопросов, заданных Мачехе из сказки Ш. Перро «Золушка»:Давно ли вы вышли замуж за Дровосека? Что вас заставило сделать это? Как вы относитесь к своему мужу? Не могли бы вы описать его характер? Не могли бы вы объяснить причины вашего неприязненного отношения к Золушке? Чем в себе вы гордитесь? Есть ли у вас мечта? В чем она состоит? Как вы видите свое будущее? Чего вы добиваетесь?

Перечисленные вопросы позволяют увидеть, что они имеют в большинстве случаев «открытый» характер, то есть дают возможность свободного фантазирования и погружения в исполняемую роль. Исполнитель этой роли и другие участники начинают все глубже понимать этого человека – Мачеху и видеть в ней не просто бездушный схематичный портрет злобной и глупой бабы, а живого человека, порой страдающего, скрывающего свои чувства, имеющего свой, может быть, неординарный взгляд на мир. В одной из групп в процессе подобной беседы вдруг проступил образ женщины, любящей Золушку больше, чем своих дочерей, восхищающейся ее умом и красотой, но рабски выполняющей свои материнские обязанности, тщательно пряча свои подлинные переживания, поскольку она служит принципу.

Такие трактовки становятся настоящим откровением для участников. Привычные с детства персонажи оборачиваются совершенно неожиданными сторонами, поступки получают иную оценку, возникает подлинное понимание и сопереживание.Кроме того, не следует забывать, что ни распределение ролей в труппе ни трактовка исполняемой роли не являются лишь случайностью. В каждой роли исполнитель отражает – хотя бы частично – самого себя. Иногда анализ из ролей явно позволяет обнаружить проблемы и болевые точки самого исполнителя.

Ведущий должен поговорить с каждым персонажем, даже с самым незначительным – с тыквой, превратившейся в карету, с Мышами, ставшими лошадьми. Ведь чем меньше обозначен персонаж в сказке, тем больше возможностей у «актера» внести в роль собственное содержание.

Часть 6. «Деролинг»

Процедура: Эмоциональное погружение в роль на предыдущих двух этапах может быть настолько велико, что «актеров» требуется «вернуть» в самих себя. Для этого каждому исполнителю требуется произнести ритуальную фразу «Я не (имя персонажа), я – (собственное имя)».

III. Этап – Завершение

Цели: получение обратной связи; самоанализ участниками, полученного в ходе тренинга опыта.

Материалы: нет.

Время: 15 мин.

Упражнение «От себя»

Цель: самоанализ участниками, полученного в ходе тренинга опыта.

Материалы: нет.

Время: 15 мин.

Процедура: Ведущий просит каждого из участников рассказать о своих переживаниях, возникших во время исполнения роли и анализа из ролей, о появившихся мыслях. Самое главное здесь – дать возможность каждому полностью высказаться.

Вопросы для обсуждения:

Как чувствовали себя участники в той или иной роли?

Какие персонажи показались совершенно чуждыми, неприемлемыми?

Какие из героев, напротив, воспринимаются в качестве «родственных душ»?

Что удивило во мнениях участников группы?

Что было неожиданным?

Какой из выбранных сказочных персонажей рассматривается участниками как идеал, достойный подражания?

«Сказочные персонажи»  Занятие №4

    Ни для кого не секрет, нынешнее время отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой для родителей. Вы отмечаете у себя симптомы эмоционального утомления и опустошения, снижение психического здоровья. Вы постоянно расходуете свою эмоциональную энергию: внимательно выслушиваете детей, коллег, сопереживаете, сочувствуете; усиленно запоминаете и интерпретируете информацию; быстро принимаете решения.Неумение снимать напряжение, подрывает иммунную систему и провоцирует появление болезней, делает нас нервными, тревожными, снижает концентрацию внимания и работоспособность. Значит, важно научиться расслабляться и переключать свои мысли на позитивный лад. Этому мы и посвятим наш сегодняшний тренинг, научимся снимать психоэмоциональное напряжение.

Цели: Снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния.. Развитие творческих созидательных способностей.Знакомство с новыми способами и методами работы с детьми. Сплочение коллектива.

Необходимые материалы: свеча в красивом подсвечнике, аромасвеча (лаванда - эфирное масло)аксессуары и костюмы для имидж – терапии (Карабас - Барабас, Фрейлина, Бабушка фруктовница, Буратино, Шапокляк, Маленький Мук, Королевский шут) большое зеркало; диск со спокойной музыкой; карандаши, фломастеры, краски, непроливайки; листы белой бумаги; кисти.

Ведущий: Уважаемые, гости!Сегодня у нас с вами необычное сказочное занятие. Мне потребуется ваша помощь, фантазия, воображение. Если они у вас есть - прекрасно, значит, у нас всё получится. Если нет, тогда мы будем это развивать. Если у человека богатая фантазия и воображение он может формировать свой образ будущего, т.е. нашу жизненную программу. Очень важно, чтобы этот образ был позитивным, как в сказке, потому что признак настоящей сказки – хороший конец. Сегодня мы познакомимся со сказкотерапией это один из методов в практической психологии для поддержания в трудную минуту.Любите ли вы сказки? Верите ли, в чудеса?Кто-то из вас верит в чудеса, кто-то нет. Но вы сегодня оказались здесь и это не случайно.Включить спокойную музыку релакс (очень тихо) Я приглашаю в круг, к волшебной свече.Садимся на стулья по кругу ближе к окну, в центре стол со свечой, зажечь свечу

Ритуал входа в сказочное пространство: (сделать погромче) Сядьте поудобнее, расслабьтесь, возьмитесь за руки, поздоровайтесь друг с другом мысленно, без слов….

Упражнение на концентрацию внимания: Смотрите на свечу, сделайте глубокий вдох-выдох. Мы погружаемся в сказочный мир, сделайте глубокий вдох-выдох. Мы оказались в волшебном мире.(сделать очень тихо)

Упражнение 1. Представление сказки

Ведущий: Итак, мы на волшебной поляне. Обычно, для того чтобы рассказать и послушать истории, мы собираемся вместе. Мы родители живём очень близко со сказкой. Давайте на миг вспомним своё беззаботное детство и сказку, которая нам больше запомнилась. Что именно вам нравилось в ней? Пожалуйста, кто начнёт ….

Участники по кругу (в течение 2-3 мин.) представляют свои любимые сказки.

Упражнение 2 Упражнение-релаксация: «Теплый, как солнце»(развитие восприимчивости всех органов чувств)

Ход упражнения: Включить спокойную музыку «Восточная» (погромче). Сядьте поудобнее и закройте глаза, расслабьтесь, сделайте глубокий вдох и выдох.Представьте себе, что сегодня чудесный день, а над нами плывёт серое облачко, положите на облако все свои горести, заботы, болезни. Дайте вашим заботам просто улететь с ним. (Пауза)Представьте, что небо над нами ярко-голубое, легкие лучи солнца согревают нас. (Пауза)Мы чувствуем себя защищенными – так мирно и спокойно вокруг. (Пауза)Сегодня ты такой же замечательный и теплый, как солнце.При вдохе наше тело наполняется солнечным светом – от головы до кончиков пальцев ног. При выдохе чувства, которые не нужны нам сейчас, покидают нас. Мы вдыхаем золотой свет, выдыхаем неприятные чувства.Не спеша возвращаемся назад, сюда, в эту комнату.Вздохните глубоко и легко (выключить).

Включить музыку (приятная инструментальная).

Упражнение 3. Имидж–терапия «Превращения на волшебной поляне» (знакомство с методами творческого самопознания)

Ведущий: Многие люди, желающие изменить своё внутреннее содержание, начинают с изменения внешности. Сейчас мы попробуем измениться, перевоплотиться в сказочный образ. Выберите из приготовленных аксессуаров и костюмов (накидки, короны, шляпы, перья, шпаги, корзинки, ткани, веера, украшения и пр.) понравившиеся, «соберите» свой образ сказочного героя. Пожалуйста, подходите к «волшебному зеркалу», примеряйте. Прочувствуйте своего героя, продумайте стиль поведения.Кто готов, собирайтесь в круг. Нам хочется узнать, кто посетил нашу волшебную поляну (выключить музыку).Представьтесь, расскажите о себе….Идет представление сказочных героев.

По необходимости, задать наводящие вопросы, например:Как тебя зовут? Расскажи, что тебя может огорчить? Что тебя радует? Сколько тебе лет? Откуда ты пришел? Какой сейчас день, время года? Что ты делаешь на волшебной поляне? Счастлив ли ты? Какие у тебя планы на будущее? и пр.

Приятное знакомство. Не правда ли? Сейчас поляна оживёт, и вы будете общаться друг с другом, желательно, чтобы вы познакомились с каждым на волшебной поляне, встречайтесь с кем хотите, говорите, о чём хотите, можете петь, танцевать, но не забывайте про свой образ, про ваш характер.

(Сводное общение)Включить музыку (приятная инструментальная) (5 мин)

Итак, общение завершается, приглашаю всех в круг (выключить музыку)- С кем тебе было легко?

- Есть те, с которыми ты не разговаривал?- Не успел, или не хотел?- Если хочешь, можешь спросить сейчас? С кем бы хотел продолжить общение на волшебной поляне? Почему?- Что ты мог бы дать волшебной стране?Спасибо всем сказочным героям. Сейчас мы выйдем из сказочных образов.

Произнесите фразу: «Я не (имя персонажа), я – (собственное имя)».

Вышедший из образа может снять наряд.Беседа в кругу с участниками, стояСейчас мы прочувствовали, как меняя образ, мы меняем характер, стиль поведения и общения. В нашей работе изменение образа, переодевание может помочь нам в работе с детьми. Если нужно успокоить капризного ребёнка можно предстать перед ним в образе Короля, Королевы, Воина, которым все должны подчиняться, выполнять их указы. Бывают такие моменты, когда мы раздражительны, нервозны и чтобы не передавать своё раздражение, негатив на непослушного ребёнка, можно, как бы спрятаться за образ отрицательного героя из сказки, например, Бабы-Яги, кикиморы.

Ведь если ребёнка поругает Баба - Яга, он обидится на неё, а образ родителя останется в его памяти добрым, заботливым и любящим его. Отсюда следует, что волшебное преображение может быть полезным не только ребенку, но и взрослому, они помогают друг другу, т.о. предотвращая серьёзные конфликты.Постарайтесь, найдите такого же ребенка в себе, и вы попадете в волшебную страну веселых игр и развлечений, доставляющих вам и вашим детям новые впечатления, здоровье и радость!Сразу разъединить столы и расставить краски, карандаши, кисти, листы бумаги, стаканы с водой

Упражнение 4. Создание своей сказочной страны. Соучастие и дарение

Необходимые материалы: карандаши; фломастеры; краски; стаканы – непроливайки, кисти, листы белой бумаги;Ну а теперь я предлагаю вам создать свою сказочную страну. Для этого у вас есть всё необходимое. В этой стране вы сможете выразить себя, свои чувства. Это будет страна, где вам будет хорошо, и у вас все будет получаться! Найдите удобное место за столами и приступайте! Включить музыку из фильма «Приведение»(можно погромче)

Участники работают над созданием своей сказочной страны в течение 5 мин.(Выключить музыку)

    Если вы готовы, подходите ко мне, становитесь в круг. Я буду показывать сказочную страну, а вы, по кругу, говорите свои ассоциации (на что похоже, что напоминает, кто живёт в сказочной стране?), какие чувства вызывает у вас эта картина.

При этом:не давайте оценок;не давайте советов; говорите только то, что чувствуете.Разместить все картины на пол. Посмотрите и выберете ту картину, которая пробудила у вас живые чувства. Почему? Я хочу спросить художника Вам было трудно рисовать? Хотите ли вы остаться в вашей стране?Вы успели нарисовать всё, что хотели? Может, хотите что-то добавить?Здесь есть люди, которых вы хотите пригласить с собой в сказочную страну?Хотите оставить картину у себя?Я приглашаю вас в круг к нашей свече. Включить музыку (спокойную).

Ритуал выхода:

Упражнение на концентрацию внимания:Сядьте поудобнее, расслабьтесь, возьмитесь за руки, смотрите на свечу, сделайте глубокий вдох-выдох. Мы в реальном мире.Все хорошее, что было сегодня, мы возьмем с собой и пусть оно помогает нам, задуем свечу.Сегодня вы увидели, как с помощью сказкотерапии можно сближать людей, находить контакты между собой, расслабляться. Никогда с точностью нельзя сказать получится тренинг или нет. Будет ли он полноценным. Всё зависит от желания идти на контакт, от степени напряжённости, от личных взаимоотношений к тренеру.Я желаю нам всем беречь своё здоровье, нервы, и обязательно, найти свои методы расслабления и снятия напряжения. Будь то музыка, танцы, спорт, отдых на природе, бассейн, ароматерапия, занятие любимым делом или тренинги.

«На встречу к себе»  Занятие №5

Цель: снятие психологических блоков, обучение овладению приемам релаксации и концентрации, повышение энергетического потенциала родителей

I Вводная часть

1. Разминка

2. Беседа

    Мы все живем в изобильной Вселенной. Это Вселенная свободной воли. И вы, и я обладаем свободой чувствовать себя ограниченными. Мы просыпаемся в комнате. Ее пространство ограничено. Это коробка. Идем в ванную, завтракаем в коробке, едем на работу в коробке, проводим рабочий день. Мы все загрязнены. Мы загрязнены тем, что подвергаемся воздействию цивилизированного мира, наших мыслей и мыслей, внушаемых нам обществом средствами массовой информации. Это загрязнение действует как сопротивление. Чем больше загрязнений, тем выше сопротивление потоку жизненной энергии, тем меньше вероятности того, что мы сможем воспользоваться творческой энергией. Древние культуры это осознавали и нашли способы очищать наши ауры или энергетические тела и снимать физическое напряжение, возникающее из-за психических стрессов.

Есть так же психологические блоки, с которыми мы свыкаемся и привычно живем. А ведь они тоже мешают свободному выходу психотронной энергии, направленной на творчество и не подпускает к вам незримую творческую энергию.

Существует 5 психологических блоков:

Пессимизм -Вы питаете мало надежд на успех, поэтому любая неудача лишний раз доказывает правоту. У вас мало надежд на светлое будущее.

Заниженная самооценка-У вас не очень высокое мнение о себе, поэтому жизнь во всем вас «урезаете». Вы недополучаете от жизни. Ваше представление о себе закомплексовано, и это ограничивает ваши успехи.

Ненависть к самому себе.-Порой заниженная самооценка перерастает в самую настоящую ненависть к самому себе. Вас переполняет чувство собственной вины, презрение к себе и угрызение совести.

Страх-Это коварный враг. Он заслоняет свет и любовь. Вы передаете свой страх другим людям. Даже звери его ощущают – особенно люди-звери. Вы становитесь их добычей.

Тревога-Беспокойство напрягает тело и изматывает душу. Вы подвержены болезням, начиная от головной боли и заканчивая инфарктами.Вам необходимо расслабление.Отдохнуть, расслабиться, повысить энергетический потенциал, получить заряд положительных эмоций вам поможет ежедневное выполнение комплекса психологической зарядки.

II Основная часть – практическая

  1. Психологические зарядки

Цель: помочь родителям овладеть приемами релаксации и концентрации, способствовать повышению энергетического потенциала.

Рекомендуется применять 15-20 минут каждый день.

Комплекс №1

Каждое упражнение выполняется от 3 до 5 раз.

1.Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторять: «Я одобряю себя»!

2.Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелки, повторить: «Я думаю о хорошем!»

3.Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, сделать наклоны туловищем вправо-влево, повторить: «Каждый день чудесен».

4.Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: «Я - Королева» (правая нога - левая нога)

5.Ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить: «Мои мечты сбываются».

6.Лапатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить: «Я решаю любые проблемы».

7. Массируя мочки ушей, зажмуривая попеременно левый и правый глаз, повторить: «Будущее прекрасно».

8.Правой рукой поглаживая левый локоть, повторить: «Я любима» (затем левой рукой правый локоть)

9.Перекатываясь с носка на пятку, повторить: Мне все удается».

10. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: «Я спокойна».

А сейчас мы с вами будем расслабляться, и избавляться от психологических блоков. Избавление от психологических блокировок

1.Релаксация (считая в обратном порядке от 10)

2.Представьте, что вы выходите на берег озера и видите каноэ.Вы решили совершить прогулку по озеру, спускаете каноэ на воду и забираетесь в негоБерете весло, и начинает грести.Чувствует, что каноэ тяжелое, и вам трудно продвигаться вперед. Вы видите почему. На носу свалены огромные мешки с балластом.Вы идете на нос, и поднимает первый мешок. На нем написано Тревога.Вы кидаете его за бот. Он с шумом плюхается в воду.Вы снова гребете. Грести намного легче, но еще далеко не так легко, как хотелось бы. Вы поднимаете следующий мешок с балластом. На нем написано Страх. Плюх!Вернувшись на место и продолжаете плыть, вы все равно отдаете себе отчет, что продвижение вперед затруднено. Подхватываете следующий мешок с надписью Пессимизм и выкидываете за бот. Плюх!Сейчас плыть на каноэ намного приятнее, но если оно было бы не таким тяжелым, то вы получили бы гораздо большее удовольствие. Вы поднимаете следующий мешок с балластом. На нем надпись Ненависть к себе. За борт! Плюх!Теперь вы двигаетесь быстрее. Дует легкий ветерок, но каноэ как будто плывет при встречном ветре. Должно быть. Это последний мешок. Вы его поднимаете. На нем надпись Заниженная самооценка.Плюх!Теперь вы по- настоящему наслаждаетесь прогулкой на каноэ. Вы легко скользите по поверхности воды. Стоит прекрасный день. Сейчас я посчитаю от 3 до 1 вы откройте глаза со словами: «Я пробудился!»

Поделитесь своими ощущениями, чувствами, возникшими во время этого упражнения.

Резюме: Путешествие на каноэ – это символическое путешествие по жизни. Сейчас ваша жизнь становится полноценной, так как вы освободились от загрязнений: страха. Тревоги, пессимизма, ненависти к себе и заниженной самооценкой. Это не значит, что вы освободились навсегда. Если в будущем вы снова позволите налипнуть этой грязи. Простите себя и отправьтесь в очередное плавание на каноэ.

III Заключительная часть

Рефлексия «Здесь и сейчас»

Цель: отработка навыков рефлексии и самодиагностики эмоционального состояния.

Опишите свое эмоциональное состояние в форме описания погоды.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"

Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"

Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...

Консультация для родителей воспитанников ДОУ Игровой тренинг для родителей и детей «Школа любящих родителей»

Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.  В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность...

консультация для родителей . Игровой тренинг для родителей и детей . «Школа любящих родителей»

Игровые тренинги для родителей и детей могут  помочь  взрослым лучше понять ребенка, приобрести опыт общения с ним....

Консультация для родителей "Стили семейного воспитания" Тренинг для родителей "Я - успешный родитель"

Чтобы приблизиться к идеальному родителю необходимо соблюдать правила трёх «П»: принятие, признание, понимание....

Семейный логопедический тренинг для родителей: «Тренинг как средство повышения результативности коррекции речи ребенка».

Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители ...

консультация для родителей . Игровой тренинг для родителей и детей . «Школа любящих родителей»

Игровые тренинги для родителей и детей могут  помочь  взрослым лучше понять ребенка, приобрести опыт общения с ним...