Нетрадиционные техники аппликации при работе с детьми дошкольного возраста
консультация

Степанова Любовь Геннадьевна

В данной работе рассмотрены различные техники, используемые воспитателями на занятиях по аппликации в ДОУ, для развития творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_stepanova_l.g.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники аппликации

при работе с детьми дошкольного возраста

                    Степанова Любовь Геннадьевна,                                              воспитатель МБДОУ № 21 детский сад

 «Аленький цветочек». г. Саяногорск, р. Хакасия                                                                                                

«Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном                               обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном»

                                                                                                                               Дени Дидро

     Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

      Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка - дошкольника видов творческой деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду – это эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов, творческих способностей подрастающих дарований. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

      В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Одним из таких видов деятельности является аппликация, что в переводе с латинского обозначает «прикладывание».

      Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют их на основе, принятой за фон, с помощью различных клеев, ниток, это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

      Аппликация может быть:

- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.);

- сюжетной, отображающей те или иные события;

- декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

      Педагоги в своей работе используют традиционную технику обучения детей аппликации, а именно:

а) составление декоративного узора из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе

б) составление изображения предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображение сюжета

в) овладение различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: это вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.

г) составление изображения предмета (сюжета) используя технику оригами.

        Но, и теперь уже нередко, можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники аппликации. Работа с разнообразными материалами в различных художественных техниках, расширяет возможности ребенка, развивает чувство цвета, гармонии, пространства и воображения, образное мышление, творческие способности. Это сотворчество увлекает и детей, и педагогов, оно становится новым, необычным, ярким и эмоционально насыщенным. Рассмотрим некоторые из используемых нетрадиционных художественных техник аппликации.

Виды нетрадиционной аппликации:

       - Обрывная аппликация хороша для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

       - Накладная аппликация позволяет получить необычное многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

      - Модульная аппликация (мозаика). В этой технике нужный образ получается путем последовательного наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться не только вырезанные кружки, квадратики, треугольники, но и просто рваные бумажки.

      - В симметричной аппликации для повторяющихся изображений, заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

      - Ленточная аппликация позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

      - Квиллинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо, также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги)

      - Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

      - Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

      - Аппликация из салфеток. Очень интересный материал для детского творчества- салфетки. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

      - Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

      - Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укрепить на определенном фоне из ткани детали из другой ткани. Укрепляются они либо пришиванием, либо приклеиваниемАппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых: края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

      - Аппликация из крупы. Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

      - Аппликация из соломы необычайно привлекательна, они отливает золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

      - Аппликация из засушенных растений. Популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

      Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям. А мы, педагоги, должны им в этом помочь, найти возможности для проявления и формирования творческих способностей подрастающих талантов.

                                                            Литература:

1. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности /

Г. Г. Григорьева – М.: Академия, 2000

2. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. – М.: Владос, 2008

3. Лубышева, Е. А. Эта волшебная бумага / Е. А. Лубышева // Дошкольное воспитание. – 2000. - №4

4. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа /

И. А. Лыкова. – М.: Карапуз, 2009

5. Семенова, Т.А. Бумажная мозаика /Т. А. Семенова // Дошкольное воспитание. – 2011- №1

6.Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Г. С.Швайко. – М.: Владос, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников...

“Использование нетрадиционных техник оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста”

“Использование нетрадиционных техник оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста”...

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста....

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста....

Опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста

В статье описываетяс опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста...

План работы по самообразованию «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

И в десять лет, и в семь, и в пятьВсе дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсё, что его интересует....