«Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
материал (младшая группа)

Домбак Тамара Ивановна

Мастер-класс для родителей в младшей  группе 2022г.

По теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

 

 

Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук,  на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей в младшей  группе 2022г.

По теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук,  на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Кроме того, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью образовательного процесса. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также речь.

Этим и был обусловлен выбор темы моего самообразования – «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Были поставлены следующие цели:

  • Для педагога:

- Повышение профессиональной компетентности в вопросе развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

  • Для детей:

- развитие мелкой моторики и координации движений рук через различные виды деятельности.

Задачи работы:

  • Для педагога:
  1. Приобретение и систематизация знаний в области физического и психического развития детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС;
  2. Показать родителям, педагогам значимость пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
  3. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
  4. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
  • Для детей:
  1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук;
  2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
  3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Основные направления работы с детьми.

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Массаж кистей рук;
  • Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).
  • Шнуровка, застёгивание и расстегивание молний, пуговицы, прищепки.
  • игры с кубиками, конструкторами.
  • Пазлы.

 

В течение учебного года силами воспитателей и родителей совершенствовалась предметно-пространственная развивающая среда группы.

Для развития мелкой моторики детей использовались следующие игры:

Название игры

Цель

«Мозаика»

 

Развитие мелкой моторики рук, развитие усидчивости и терпения,  воображения.

«Пазлы »

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; развивать фантазию и воображение.

«Кубики»

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; развивать фантазию и воображение.

«Шнуровка»

Развитие  сенсомоторной координации, мелкой моторики рук; пространственное ориентирование, развитие усидчивости и терпения.

«Прищепки»

Учить детей пользоваться прищепками. Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Результаты.

       В процессе работы по данной теме я приобрела и систематизировала знания в области  развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста;

  • показала родителям педагогам  значимость пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста.
  • В группе усовершенствована предметно пространственная  развивающая среда;
  • Сформирован благоприятный эмоциональный фон в детском коллективе.

         У детей:

  • Улучшилась моторика, координация движений кистей, пальцев рук;
  • усовершенствовалась  речь  и расширился словарный запас посредством использования пальчиковых игр;
  • продолжает развиваться воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческая активность.

 

Вывод.

 Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определенных результатов. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма,  поэтому я не хочу останавливаться на достигнутом, а буду продолжать использовать дальше разные методы и приемы в работе с развитием мелкой  моторики рук.

 Приложение.  

Список научно - методической литературы.        

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. 4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. –СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. –СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. –СПб: Корона-Век, 2007.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь –СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

9. Кольцова М. М «Развитие моторики»

10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игры и специальные упражнения.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.Мелкая моторика и координация движений рук – это система разнообразных дв...

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...

План по самообразованию. «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста».

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой не...

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сфо...

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игры и специальные упражнения.( самообразование)

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игры и специальные упражнения....